УИД: 56RS0009-01-2023-003556-82
№ 12-323/2023
РЕШЕНИЕ
21 ноября 2023 года г. Оренбург
Судья Дзержинского районного суда г. Оренбурга Беляковцева И.Н.,
при секретаре Булташевой З.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Партнер» Соловьева Сергея Владимировича на постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Оренбургской области Шанава А.В. <Номер обезличен> от 23.06.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Партнер» Соловьева Сергея Владимировича,
У С Т А Н О В И Л
постановлением заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга Шанава А.В. <Номер обезличен> от 23.06.2023 года директор ООО «Партнер» (далее – Общество) Соловьев С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
С данным постановлением директор ООО «Партнер» Соловьев С.В. не согласился, обратился в суд с жалобой, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Утверждает, что событие административного правонарушения отсутствует, а вина ООО «Партнер» в выдаче наличных денег из кассы иностранным гражданам в качестве заработной платы не доказана, поскольку ООО «Партнер» не применяет контрольно-кассовую технику и не имеет кассового аппарата, Общество не снимало наличных денег. Помимо этого ссылается на то, что протокол <Номер обезличен> об административном правонарушении является недопустимым доказательством, в связи с наличием противоречий по тексту протокола, ошибок. Кроме того утверждает, что постановление о назначении административного наказания вынесено с существенными процессуальными нарушениями, поскольку из постановления не представляется возможным определить, кто является должностным лицом, вынесшим указанное постановление. Также из содержания постановления не представляется возможным установить, в каком размере назначен административный штраф, поскольку сумма административного штрафа, указанного прописью, не соответствует его числовому значению. Просит отменить постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России <Номер обезличен> по Оренбургской области <Номер обезличен> от 23.06.2023 года, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Лицо, в отношении которого ведется административное производство - директор ООО «Партнер» Соловьев С.В., представитель Межрайонной ИФНС России № 12 по Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения были извещены надлежащим образом.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 12 по Оренбургской области <ФИО>5 в письменном отзыве от 26.10.2023 года просил отказать в удовлетворении жалобы, ссылаясь на ее необоснованность. Вина директора ООО «Партнер» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, подтверждается собранными материалами дела.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) предусмотрено, что к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона N 173-ФЗ, в соответствии с которой установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
При этом юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктом "а" и "б" пункта 6 настоящей статьи.
Согласно пунктам 6, 7 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ, резидентами признаются физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной (подпункт "б" пункт 6 часть 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ).
Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (подпункт "а" пункт 7, пункт 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ, абзац 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке через счета в уполномоченных банках (часть 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ).
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, директор ООО «Партнер» Соловьев С.В. допустил совершение Обществом валютной операции с нарушением валютного законодательства, выразившееся в том, что в нарушение части 2 статьи 14 Закона, выдал заработную плату за период с 01.05.2021 года по 31.12.2021 года на общую сумму 255 780,00 рублей, нерезидентам <ФИО>6, <ФИО>7, <ФИО>8, <ФИО>64, <ФИО>9, <ФИО>65, <ФИО>10, <ФИО>11, <ФИО>12, <ФИО>13, <ФИО>14, <ФИО>15, <ФИО>16, <ФИО>17, <ФИО>66, <ФИО>18, <ФИО>19, <ФИО>20, <ФИО>21, <ФИО>22, <ФИО>23, <ФИО>24, <ФИО>25, <ФИО>26, <ФИО>67, <ФИО>27, <ФИО>28, Мамадиёрову И.Ю., <ФИО>29, <ФИО>30, <ФИО>31, <ФИО>68, <ФИО>69, <ФИО>32, <ФИО>70, <ФИО>33, <ФИО>34, <ФИО>35, Поёнову Х.О., <ФИО>36, <ФИО>37, <ФИО>38, <ФИО>39, <ФИО>40, <ФИО>41, <ФИО>42, <ФИО>43, <ФИО>44, <ФИО>45, <ФИО>46, <ФИО>47, <ФИО>48, <ФИО>49, <ФИО>71, <ФИО>50, <ФИО>51, <ФИО>52, <ФИО>53, <ФИО>54, <ФИО>55, <ФИО>56, <ФИО>57 в наличной валюте Российской Федерации на основании платежных ведомостей за 2021 год, минуя банковские счета в уполномоченных банках.
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", стали достаточным основанием для составления в отношении директора ООО «Партнер» Соловьева С.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Соловьев С.В., занимающай должность директора общества, и который согласно представленным полномочиям обладает организационно-распорядительными и хозяйственными функциями, при этом, имеет право действовать без доверенности при осуществлении деятельности по управлению обществом, является ответственным должностным лицом и по смыслу статьи 2.4 КоАП РФ несет административную ответственность за нарушение вышеуказанных требований закона.
Таким образом, Соловьев С.В. совершил действие, которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку, будучи должностным лицом, ответственным за соблюдение законодательных требований в области осуществления валютных операции с нерезидентами при выплате последним заработной платы через банковские счета, открытые в уполномоченных банках, свои должностные обязанности не выполнила.
Возможность осуществить такую валютную операцию как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Требования к способу выплаты заработной платы иностранным работникам, помимо статьи 136 ТК РФ регламентированы также Законом № 173-ФЗ.
При этом положение валютного законодательства Российской Федерации о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами- резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами - резидентами физическим лицам - нерезидентам заработной платы, не противоречит ТК РФ.
Частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ установлен закрытый (исчерпывающий) перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту заработной платы в наличной форме не входят в разрешенный частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ перечень операций, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов уполномоченных банках.
Установленные частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и «сомнительным» финансовым операциям.
Таким образом, работодатель - резидент обязан выплачивать заработную плату работнику - нерезиденту исключительно в безналичной форме, то есть через банковские счета в уполномоченных банках.
Установленные частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и «сомнительным» финансовым операциям.
Понятие валютной операции, раскрытое в статье 1 Закона № 173-ФЗ, а также права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, определенные статьей 14 данного Закона № 173-ФЗ, не содержат таких противоречий и неясностей и не вызывают таких сомнений, которые могли быть квалифицированы как неустранимые.
Следовательно, при выдаче заявителем иностранному работнику заработной платы применению подлежала специальная норма Закона о валютном регулировании.
Поскольку, в случае выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ, работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового нрава должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства. Соответственно, локальные нормативные акты работодателя (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить положениям указанного Закона. При этом в данном случае нормы Закона № 173-ФЗ имеют приоритет над положениями ГК РФ.
Таким образом, заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата же зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе:
- сведениями, содержащимися в протоколе об административном правонарушении <Номер обезличен> от 21.06.2023 года;
- актом проверки соблюдения валютного законодательства от 19.05.2023 года;
- постановление о назначении административного наказания <Номер обезличен> от 23.06.2023 года;
- справками о доходах и суммах налога физических лиц <ФИО>6, <ФИО>58, <ФИО>8, <ФИО>64, <ФИО>9, <ФИО>65, <ФИО>10, <ФИО>11, <ФИО>12, <ФИО>13, <ФИО>59, <ФИО>15, <ФИО>16, <ФИО>60, <ФИО>66, <ФИО>18, <ФИО>19, <ФИО>20, <ФИО>21, <ФИО>22, <ФИО>23, <ФИО>24, <ФИО>25, <ФИО>26, <ФИО>67, <ФИО>27, <ФИО>28, Мамадиёрова И.Ю., <ФИО>29, <ФИО>30, <ФИО>31, <ФИО>68, <ФИО>69, <ФИО>32, <ФИО>72, <ФИО>33, <ФИО>34, <ФИО>35, Поёнова Х.О., <ФИО>36, <ФИО>37, <ФИО>38, <ФИО>39, <ФИО>40, <ФИО>41, <ФИО>42, <ФИО>61, <ФИО>44, <ФИО>62, <ФИО>46, <ФИО>47, <ФИО>48, <ФИО>49, <ФИО>71, <ФИО>50, <ФИО>63, <ФИО>52, <ФИО>53, <ФИО>54, <ФИО>55, <ФИО>56, <ФИО>57;
- сведениями, полученными из УВМ УМВД России по Оренбургской области, свидетельствующие об отсутствии у вышеуказанных физических лиц действующего вида на жительство на территории Оренбургской области с 01.01.2021 года по 31.12.2021 года.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд при рассмотрении жалобы на постановление приходит к выводу о доказанности виновности Соловьева С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для иной оценки представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы жалобы относительно того, что ООО «Партнер» не применяет контрольно-кассовую технику и не имеет кассового аппарата, в связи с чем Общество не снимало наличных денег, противоречат исследованным в судебном заседании материалам дела.
Доводы жалобы о неверном указании времени совершения административного правонарушения и не указание места его совершения в протоколе об административном правонарушении, не свидетельствует о наличии оснований для признания указанного протокола недопустимым доказательством, поскольку это не повлияло на существо совершенного административного правонарушения, полноту, всесторонность и объективность установления обстоятельств совершенного Соловьевым С.В. административного правонарушения.
Указание в жалобе на недостатки при составлении протокола, вынесении постановления об административном правонарушении, не опровергает факт совершения директором ООО «Партнер» Соловьевым С.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Доводы Соловьева С.В. о противоречии в сумме назначенного административного штрафа, поскольку в резолютивной части постановления об административном правонарушении <Номер обезличен> от 23.06.2023 года установлен его размер – 30 000 рублей, однако прописью должностное лицо указало другую сумму – тринадцать тысяч рублей, является ничем иным как опиской должностного лица, вынесшего постановление, и не влечет за собой отмену обжалуемого постановления.
Исходя из санкции ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц - от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, но не более тридцати тысяч рублей.
В данном случае, поскольку максимальный размер санкции за совершение указанного административного правонарушения составляет 30 000 рублей, то по тексту обжалуемого постановления следует верным считать наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно разрешить дело, должностным лицом не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы заявителя не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л
Жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Партнер» Соловьева Сергея Владимировича на постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Оренбургской области Шанава А.В. <Номер обезличен> от 23.06.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Партнер» Соловьева Сергея Владимировича - оставить без удовлетворения, постановление <Номер обезличен> заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга Шанава А.В. от 23.06.2023 года – без изменения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение 10 суток со дня получения через Дзержинский районный суд г. Оренбурга.
Судья И.Н. Беляковцева