Решение по делу № 2-849/2020 от 26.03.2020

УИД: 50RS0040-01-2020-000699-31                                   Дело № 2-849/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    04 августа 2020г. Реутовский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Корниенко М.В., при секретаре судебного заседания Миллерман А.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дроздова Владимира Михайловича к ФГКУ «УВО ВНГ России по Московской области» о взыскании компенсации за отработанное время сверх установленной продолжительности служебного времени, расходов за проезд, связанные со служебной необходимостью, компенсации за неиспользуемый отпуск, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

    Истец обратился в суд с исковым заявлением к ФГКУ «УВО ВНГ России по Московской области» о взыскании компенсации за отработанное время сверх установленной продолжительности служебного времени, расходов за проезд, связанные со служебной необходимостью, компенсации за неиспользуемый отпуск, компенсации морального вреда, мотивируя иск тем, что в период с 19 декабря 1997г. по 20 марта 2019г. итец проходил службу в органах внутренних дел и войсках национальной гвардии. 20 марта 2019г. истец был уволен по выслуге лет дающей право на получение пенсии. Уволен с должности дежурный пункта централизованной охраны №2 Коломенского ОВО - Филиала ФГКУ «УВО ВИГ России по Московской области». При увольнении истцу не были произведены следующие компенсационные выплаты: за отработанное время сверх установленной продолжительности служебного времени за период прохождения службы в Отделе вневедомственной (ОВО) по г.о. Домодедово и Коломенском ОВО за период с 2013 по 2019 гг. в размере 3 052 часа, в сумме 1 280 130,88 руб.; за проезд, связанный со служебной необходимостью за период несения службы за период с октября 2012 г. по январь 2019г. в сумме 215 668 руб.; за неиспользованные дополнительные льготные отпуска за 2016 - 2019 гг. в сумме 201 331,20 руб. 25 февраля 2019 г. истец обращался к ответчику с рапортом, в котором просил в связи с увольнением произвести ему компенсационные выплаты: за отработанное время сверх установленной продолжительности служебного времени за период прохождения службы в ОВО по г.о. Домодедово и Коломенском ОВО за период с 2013 по 2019 гг. в размере 3 052 часа; за проезд, связанный со служебной необходимостью за период несения службы за период с октября 2012г. по январь 2019г.; за неиспользованные дополнительные льготные отпуска за 2016 - 2019 гг. Поскольку 22 мая 2019 г. в адрес истца ответчиком был направлен ответ об отказе в удовлетворении заявленных им требований, данное обстоятельство послужило основанием для обращения с исковым заявлением в суд.

    В судебное заседание истец не явился, своих представителей не направил.

    Истцом и его предстоятелями было направлено в суд ходатайство об отложении судебного заседания, иных доказательств, которые могли повлиять на рассмотрение дела, ими не было представлено, о существовании иных доказательств суду сообщено не было.

    Присутствуя на предыдущем судебном заседании, истец и его представители просили суд иск удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что денежную компенсацию просит взыскать за период с 2013г по 2019 год.

    Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении иска согласно доводов, изложенных в письменных возражениях. Дополнительно суду пояснили, что истец в периоды времени с 2013г. по 2019 год с рапортами о предоставлении дней отдыха за выполнение обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также выплате денежной компенсации, не обращался.

    Представитель третьего лица, действующий на основании доверенности, просил суд в удовлетворении иска отказать, в виду необоснованности требований.

    Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст. ст. 1, 9 ГК РФ), а также исходя из принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, и не представившей доказательства отсутствия в судебном заседании по уважительной причине.

Поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и его представителей.

    Суд, обсудив доводы иска и возражений на него, исследовав материалы дела, и оценив с учётом статьи 67 ГПК РФ представленные суду доказательства, находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

    В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

    Согласно ч. 3 ст. 38 ГПК РФ стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.

    В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

    Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ именно суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

    Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

    Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

    Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

    Таким образом, в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Это является процессуальной гарантией правильного рассмотрения и разрешения судом гражданских дел и - во взаимосвязи с ч. 3 ст. 196 и ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, обязывающими суд принимать решение по заявленным истцом требованиям, указывать в мотивировочной части решения обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, и доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства.

    Правоотношения, связанные с поступлением на службу в войска национальной гвардии, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника войск национальной гвардии РФ регулируются Федеральным законом РФ от 03 июля 2016г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии РФ», Федеральным законом от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, Порядком привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденным Приказом МВД России от 19 октября 2012г. № 961, с 17 октября 2017г. Порядком привлечения лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, дополнительных дней отдыха, утвержденным Приказом Росгвардии от 14 сентября 2017г. № 382.

    Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации служба в органах внутренних дел направлена на реализацию публичных интересов, что определяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций.

    Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в Росгвардии, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования войск национальной гвардии, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.

    В силу ст. 12 Федерального закона от 30 ноября 2012г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" истец должен был знать и соблюдать законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение.

    В силу положений ст. 56 Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основной и дополнительный отпуска сотруднику органов внутренних дел предоставляются ежегодно начиная с года поступления на службу в органы внутренних дел. Основной отпуск за второй и последующие годы службы в органах внутренних дел предоставляется сотруднику органов внутренних дел в любое время в течение года в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем. При этом дополнительные отпуска суммируются и могут предоставляться одновременно с основным отпуском или отдельно от него по желанию сотрудника. Сотруднику органов внутренних дел, увольняемому со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному частью 1, пунктом 1, 2, 3, 4, 8, 9, 11, 13, 16, 17, 18, 19 или 21 части 2 либо пунктом 6, 11 или 12 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска.

    Согласно положений ст. 53 ФЗ от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (ч. 2). Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава (ч. 5). Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (ч. 6).

    На основании ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

    На основании положений ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

    Как следует из материалов дела, Дроздов В.М. с декабря 1997 г. по март 2019 г. проходил службу в органах внутренних дел и войсках национальной гвардии Российской Федерации, с 01 октября 2016г. в должности командира дежурного пункта централизованной охраны Коломенского ОВО – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Московской области», что подтверждается контрактом о прохождении службы от 01 октября 2016г.

    Согласно выписке из приказа № 520 л/с от 06 марта 2019 Дроздов В.М. уволен 19 марта 2019г. со службы по пункту 4 части 2 статьи 82 ФЗ № 342 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).

    В период прохождения службы в Домодедовском ОВО с ИстцомВ.М. Дроздовым 24 января 2013г. было заключено дополнительное соглашение к контракту о прохождении службы, согласно пункту 1 которого сотруднику устанавливается режим служебного времени и времени отдыха: ненормированный служебный день. Согласно пункту 2 этого же соглашения, сотруднику предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 7 календарных дней.

    Соответственно, для сотрудников, которым правилами внутреннего служебного распорядка и должностным регламентом установлена пятидневная служебная неделя (например, с 9.00 до 18.00), во время суточного дежурства период с 6.00 до 9.00 и с 18.00 до 22.00 является привлечением сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для него нормальной продолжительности служебного времени, а с 22.00 до 6.00 - выполнением служебных обязанностей в ночное время.

    За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется, так как им предоставляется дополнительный отпуск.

    Дроздов В.М. в 2013, 2014, 2015, 2016 годах работал в режиме ненормированного служебного времени, в связи с чем, ему ежегодно предоставлялись дополнительные отпуска за ненормированный служебный день в количестве 7 календарных дней. Своим правом на дополнительный отпуск В.М. Дроздов, во время прохождения службы в Домодедовском ОВО, пользовался регулярно, что подтверждают копии его рапортов на предоставление дополнительных отпусков за ненормированный служебный день и приказы о предоставлении отпусков за 2014, 2015, 2016 годы. За указанный период Истец использовал основной и дополнительный отпуска за каждый год.

    В.М. Дроздов в период времени с 2016г. по 2019г. не обращался с рапортами о предоставлении ему дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также выплате денежной компенсации взамен дней отдыха.

    До 17 октября 2017г. действовал Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденный Приказом МВД России от 19 октября 2012г. № 961.

    С 17 октября 2017г. в отношении сотрудников войск национальной гвардии применяется Порядок привлечения лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, дополнительных дней отдыха, утвержденный Приказом Росгвардии от 14 сентября 2017г. № 382.

    Согласно п. 9 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.

    Согласно п. 10 Порядка компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется, и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и вид компенсации.

    В силу п. 11 Порядка сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Согласно п. 12 Порядка привлечение сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день, к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также предоставление им в связи с таким привлечением компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности осуществляются в соответствии с настоящим Порядком.

    Согласно п. 15 Порядка предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется:

    -15.1. Директором, первым заместителем (заместителем) директора, начальником (руководителем) структурного подразделения центрального аппарата Росгвардии, командующим округом войск национальной гвардии, начальником территориального органа Росгвардии, командиром (начальником) подразделения (организации) войск национальной гвардии, имеющих право назначения сотрудников на должности.

    -15.2. Руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено должностным лицом, указанным в подпункте 15.1 настоящего Порядка.

    Согласно п. 16 Порядка, рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в подпунктах 15.1 и 15.2 настоящего Порядка, доводится до сотрудника и передается ответственному за ведение табеля.

    Согласно п. 18 Порядка по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в соответствии с частью 6 статьи 53 Закона о службе.

    Согласно п. 46 Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат, утвержденного Приказом Росгвардии от 26 сентября 2017г. № 406, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

     При этом, п. 48 Порядка предусмотрено, что количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством Российской Федерации продолжительности сверхурочной работы за год.

    Из анализа указанных выше нормативно-правовых актов следует, что действующее специальное законодательство, регламентирующее порядок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам войск национальной гвардии установило оплату работы в сверхурочное время в размере не более 120 часов в год. При этом выплата такой компенсации производится по решению руководителя при отсутствии реальной возможности у сотрудника реализовать свое право на отдых соответствующей продолжительности. Кроме того, выплата денежной компенсации вместо предоставления дополнительных дней отдыха сотрудникам, привлекаемым к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, может быть произведена только по просьбе сотрудника, изложенной в рапорте, то есть носит заявительный характер.

    В соответствии с ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    Согласно п.п. 1.2, 1.3, 1.5 Порядка предоставления дополнительного отпуска за ненормированный служебный день лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, и Перечня должностей лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, при замещении которых может устанавливаться дополнительный отпуск за ненормированный служебный день, утвержденного Приказом Росгвардии от 22 августа 2017г. № 366, дополнительный отпуск предоставляется сотрудникам ежегодно в соответствии с графиком отпусков. Право на дополнительный отпуск возникает у сотрудника независимо от фактической продолжительности его службы сверх установленной для него нормальной продолжительности служебного времени. Сотруднику, не реализовавшему свое право на дополнительный отпуск в определенный графиком отпусков срок, дополнительный отпуск должен быть предоставлен в удобное для него время до окончания текущего года либо в течение следующего года.

    Как установлено в судебном заседании, согласно заключенному дополнительному соглашению к контракту о прохождению службы от 24 января 2013 года, В.М. Дроздов в 2013, 2014, 2015, 2016 работал в режиме ненормированного служебного дня, в связи с чем, ему ежегодно предоставлялись дополнительные отпуска за ненормированный служебный день в количестве 7 календарных дней, что подтверждается выписками из приказов за 2014, 2015, 2016 год. За указанный период Истец использовал основной и дополнительный отпуска за каждый год.

    Необходимо отметить, что истец, использовав ежегодно в период с 2014г. по 2016г. включительно дополнительный отпуск, за ненормированный служебный день, привлекаясь эпизодически к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени заведомо злоупотреблял своим правом и на основании поданных рапортов получал компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности.

    Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2016г. № 73-КГ16-3 для реализации сотрудником права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий:

    -наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни;

    -волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем;

    -соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока с предстоящими отпусками за последующие годы.

    Возможность выплаты денежной компенсации вместо предоставления дополнительных дней отпуска за работу сверхустановленной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и праздничные дни носит заявительный характер, и может осуществляться лишь по просьбе, изложенной в рапорте. Выплата компенсации производится в текущем году. В отсутствие волеизъявления сотрудника, выраженного в форме поданного в текущем году рапорта о предоставлении вместо дней отдыха денежной компенсации, являющихся обязательным условием реализации права на получение этой компенсации, ее выплата по инициативе работодателя невозможна.

    Стоить заметить, что данный факт был известен Истцу, так как, проходя службу в Домодедовском ОВО, В.М. Дроздов регулярно пользовался своим правом на дополнительные дни отдыха, что подтверждают копии рапортов В.М. Дроздова.

    Во время прохождения службы в Коломенском ОВО, от Дежурного ПЦО В.М. Дроздов рапорта на представления дополнительных дней отдыха не поступали, что подтверждает справка за подписью начальника отделения кадров Коломенского ОВО и начальника Коломенского ОВО.

    Нормативно-правовое регулирование выплаты требуемой истцом денежной компенсации не предполагает произвольное, неограниченное по времени обращение сотрудника с рапортом о выплате таковой, а предусматривает разрешение этого вопроса путем предоставления, по общему правилу, дней отдыха в другие дни недели или же присоединение таких дней к ежегодному оплачиваемому отпуску, а при обращении сотрудника – рассмотрение возможности выплаты денежной компенсации именно в очередном календарном (текущем) году.

    Кроме того, дополнительные дни отдыха, предоставляемые за выполнение в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, и присоединяемые по желанию сотрудника к ежегодному оплачиваемому отпуску, не являются отпуском. Поэтому ни положения специальных законов, регулирующих службу в войсках национальной гвардии о выплате денежной компенсации за отпуск при увольнении, ни положения ст. 127 Трудового кодекса РФ, в данном случае применяться не могут.

    Для реализации дополнительных социальных гарантий, предусмотренных специальным законодательством в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации, необходимо не только наличие дополнительно отработанных дней, но и волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем, и соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку дни отдыха, образовавшиеся в период ежегодного рабочего периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.

    Доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что в период службы истец обращался с рапортами о предоставлении денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (за период с 2013г. по 2019 г. в размере 3052 часов) в период службы вплоть до даты увольнения в материалы дела не представлено.

    Отсутствие рапортов истца о выплате денежной компенсации за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, поданных в период его службы, является достаточным основанием к отказу в иске, поскольку выплата указанной компенсации производится сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя.

    Доказательств того, что истец не имел возможности реализовать указанное право до момента увольнения со службы, в том числе по вине ответчика, суду не представлено.

    При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что право истца на выплату денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, нарушено не было.

    Истец, ссылаясь на статью 29 Федерального закона № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 04 декабря 2018г. № 622 «Об утверждении Перечня служебных целей для обеспечения проездными документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, участвующих в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности», требует возмещения расходов на проезд к месту несения службы.

    Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30 сентября 2016г. № 252 утвержден Устав федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области», пунктом 19 установлено, что целями деятельности ФГКУ УВО являются:

    -19.1 Охрана на договорной основе имущества физических и юридических лиц, а также объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

    -19.2 Реализация в пределах своей компетенции на обслуживаемой территории единой технической политики в области внедрения, использования, контроль за качеством и эксплуатационного обслуживания продукции (работ, услуг), поставляемых для Росгвардии, в целях охраны имущества и объектов.

    -19.3 Материально-техническое, хозяйственное, в том числе квартирно-эксплуатационное, и финансовое обеспечение территориального органа и других прикрепленных на довольствие подразделений Росгвардии, в отношении которых будет принято такое решение Директором.

    Таким образом, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности не является целью деятельности ФГКУ УВО.

    Кроме того, должностным регламентом дежурного пункта централизованного наблюдения данная обязанность не предусмотрена. То есть за период нахождения Дроздова В.М. в должности дежурного ПЦО оснований для возмещения расходов на проезд нет.

    Пунктом 1 Устава установлено, что ФГКУ УВО включено в структуру Росгвардии и является его составной частью.

    Деятельность ФГКУ «УВО ВНГ России по Московской области» определена признаком построения Росгвардии по территориальности. В нашем случае это территория субъекта Российской Федерации – Московская область.

    Согласно пункту 17 Устава Учреждение для достижения целей и осуществления функций в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет 32 филиала.

    В соответствии с пунктом 47.1 начальник Учреждения осуществляет общее руководство деятельностью Учреждения и его филиалов, является прямым начальником их личного состава.

    Фактом подписания контракта на прохождение службы, рапорта о согласии с предложенной должностью и ознакомлении с должностным регламентом истцом было дано согласие на прохождение службы в Домодедовском, Коломенском филиалах ФГКУ УВО. Условиями контракта возмещение расходов на проезд к месту службы не предусмотрено.

    Кроме того, согласно ст. 53 Федеральный закон от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени. Таким образом, служебное время начинается с момента выхода сотрудника на смену и заканчивается с окончанием смены. Время до начала смены и после ее окончания является личным временем сотрудника.

    В материалах дела находятся рапорта Истца с просьбой о переводе его, для прохождения дальнейшей службы в Коломенском ОВО, и о том, что он согласен с должностным регламентом и условиями службы в Коломенском ОВО в должности Дежурного ПЦО. Таким образом В.М. Дроздов осознано выбирал место дальнейшего прохождения службы и давал себе отчет о значительном отдалении его места проживания от места прохождения службы.

    Истец, ссылаясь на пункт 5.1 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» требует выплаты компенсации за неиспользованный дополнительный оплачиваемый отпуск ветерану боевых действий за период с 2016 по 2019гг. Пункт 5.1 статьи 11 ФЗ «О статусе военнослужащих» гласит о том, что военнослужащим - ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе «О ветеранах», предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток. В соответствии пунктом 5 статьи 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются:

    -военнослужащим и членам их семей;

    -гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;

    -гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.

    Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации образована в соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 05 апреля 2016г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».

    Согласно пункту 2 Указа внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации.

    В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 Указа до вступления в силу соответствующего федерального закона на лиц, имеющих специальные звания, переведенных в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, распространяются положения федерального Закона о службе.

    В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о службе правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о службе гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава, приобретает статус сотрудника органов внутренних дел.

    Согласно части 3 статьи 10 Закона о службе правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел определяется настоящим Федеральным законом и федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в органах внутренних дел.

    Так как истец является сотрудником полиции, положения ФЗ «О статусе военнослужащих» на него не распространяются, следовательно, требование истца о компенсации за неиспользованные дополнительные льготные отпуска за 2016-2019 гг. необоснованно и не подлежит удовлетворению.

    Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд.

    Согласно части 1 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ служебный спор в органах внутренних дел (далее - служебный спор) - неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел и контракта, между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и сотрудником органов внутренних дел или гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.

    Сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу к прямому руководителю (начальнику) или в суд (часть 3 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ).

    Частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

    Служебный спор рассматривается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем в течение одного месяца со дня подачи рапорта сотрудником органов внутренних дел или со дня подачи письменного заявления гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 7 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011г.№ 342-ФЗ).

    В силу части 8 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ решение руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя по служебному спору может быть обжаловано в суд в течение десяти дней со дня вручения копии соответствующего решения сотруднику органов внутренних дел или гражданину, поступающему на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшему на службе в органах внутренних дел, обратившимся для разрешения служебного спора.

    Как следует из материалов дела, 25 февраля 2019г. истец обратился к начальнику ФГКУ «УВО ВНГ России по Московской области» с рапортом, в котором просил о компенсации дополнительных дней отдыха за период с 2013г. по 2019г. в количестве 3085 часов.

    22 мая 2019г. Истец получил ответ об отказе в выплате денежной компенсации.

    Настоящее исковое заявление поступило в Реутовский городской суд 26 марта 2020г.

    10 апреля 2020г. вынесено определение о принятие дела к судебному производству.

    Суд полагает, что о нарушении своего права на предоставление дней отдыха или получение денежной компенсации в связи с выполнением служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 2013г. по 2019 г. истцу было известно непосредственно после каждого выполнения служебных обязанностей.

    Согласно п. 5 Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат, утвержденного Приказом Росгвардии от 26 сентября 2017г. № 406, выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 15 по 20 число. Правовых норм большей юридической силы, устанавливающих иные порядок и сроки выплаты денежного довольствия сотрудников, чем в Порядке утвержденном Приказом Росгвардии от 26 сентября 2017г. № 406, не имеется.

    Указанные компенсационные выплаты относятся к периодическим платежам, с самостоятельным исчислением срока на обращение в суд.

    Учитывая, что за спорные периоды истцу не начислялась компенсация за работу в выходные и праздничные дни, суд приходит к выводу об отсутствии оснований полагать, что о нарушенном праве истцу стало известно только после увольнения.

    Получая заработную плату своевременно в период с 2013г. по 2019г. и в производимых работодателем расчетах по ее начислению, истец не мог не знать о нарушении своих прав.

    Доказательств, что ответчик обязался выплатить такую задолженность при увольнении, чем ввел истца в заблуждение, материалы дела не содержат.

    Следовательно, срок, установленный ч. 4 ст. 72 Федерального закона РФ от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ для взыскания компенсации за период с 2013г. по 2019г. истцом пропущен.

    Оснований для восстановления пропущенного срока, который является самостоятельным оснований для отказа в иске, суд не усматривает, в связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.

    На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Дроздова Владимира Михайловича к ФГКУ «УВО ВНГ Россиии по Московской области» о взыскании компенсации за отработанное время сверх установленной продолжительности служебного времени, расходов за проезд, связанные со служебной необходимостью, компенсации за неиспользуемый отпуск, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Реутовский городской суд Московской области в течение месяца.

Судья:                                   Корниенко М.В.

Мотивированное решение составлено 04 августа 2020г.

Судья:                                         Корниенко М.В.

2-849/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дроздов Владимир Мизайлович
Ответчики
ФГКУ "УВО ВНГ России по Московской области"
Другие
Главное управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по МО
Суд
Реутовский городской суд Московской области
Судья
Корниенко Мария Владимировна
Дело на странице суда
reutov.mo.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2020Подготовка дела (собеседование)
26.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2020Судебное заседание
07.07.2020Судебное заседание
20.07.2020Судебное заседание
29.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Судебное заседание
04.08.2020Судебное заседание
04.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее