Дело № 2-1778/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Никулина М.О.,
при секретаре Филипповой У.А., с участием представителей сторон:
от истца – прокурора Лошаковой Ю.А., от ответчика – Муравьева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
28 мая 2024 года гражданское дело по иску прокурора города о признании бездействия незаконным с возложением обязанности,
установил:
Прокурор города, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ, обратился с иском к МБОУ «СОШ № 18» о признании незаконным бездействия в части непроведения специальной оценки условий труда на рабочем месте по должности «подсобный рабочий» с возложением обязанности в срок до 1 июня 2024 года организовать и провести подобную проверку.
В обоснование указано на необходимость трудоустройства несовершеннолетних в летний период 2024 года с привлечением специалиста по временной должности «подсобный рабочий», в отношение которой не проведена специальная оценка условий труда.
Прокурор требования поддержала, просила устранить недостаток в месячный срок от даты вступления решения суда в законную силу.
Директор школы исковые требования признал в полном объеме, выразив осведомленность о последствиях признания иска.
Выслушав участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
В силу статьи 8 Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора, в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В силу пунктов 4 и 5 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.
Соответственно, общеобразовательное учреждение, являясь юридическим лицом – работодателем, обязано организовать проведение специальной оценки условий труда в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника и учащегося в процессе трудовой и образовательной деятельности.
В силу статьи 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно статье 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, при этом в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Признание иска ответчиком принимается судом, поскольку не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ, исполнить возложенную на ответчика обязанность следует в течение месяца от даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить исковые требования прокурора.
Признать незаконным бездействие МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» в части непроведения специальной оценки условий труда на рабочем месте по должности «подсобный рабочий».
Возложить на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» обязанность в течение месяца от даты вступления решения суда в законную силу организовать и провести специальную оценку условий труда на рабочем месте по должности «подсобный рабочий».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми с подачей жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий-