Судья Кукурекин К.В. № 2-364/2024
(в первой инстанции)
№ 33-2152/2024
(в апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июля 2024 года г.Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ваулиной А.В.,
судей Анашкиной И.А., Козуб Е.В.,
при секретаре Шевченко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 06 февраля 2024 года по гражданскому делу по исковому заявлению Колесника В. П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю о понуждении к совершению определенных действий,
заслушав доклад судьи Ваулиной А.В.,
установила:
Колесник В.П. обратился в суд с иском к ОСФР по г.Севастополю, в котором просил включить в страховой стаж периоды работы на территории Республики Казахстан:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – слесарем КИПиА 5 разряда 10 цеха 3 отделения завода по производству танталовой и сверхпроводящей продукции в Производственном объединении «Ульбинский металлургический завод»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – слесарем КИПиА 5 разряда 10 цеха 3 отделения завода по производству танталовой и сверхпроводящей продукции в Государственной холдинговой компании «Ульба»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – слесарем КИПиА 5 разряда 10 цеха 3 отделения завода по производству танталовой и сверхпроводящей продукции в ОАО «Ульбинский металлургический завод»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – слесарем КИПиА 5 разряда 10 цеха 3 отделения завода по производству танталовой и сверхпроводящей продукции в АОЗТ «Финконкорд»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы - слесарем КИПиА 5 разряда корпусов 10, 10а, 56/69 цеха отделения завода по производству танталовой и сверхпроводящей продукции в АО «Ульбинский металлургический завод»;
и провести перерасчёт досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих требований указал, что является получателем страховой пенсии по старости, которая в нарушении его прав была исчислена без включения в страховой стаж спорного периода его трудовой деятельности.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 06 февраля 2024 года требования Колесника В.П. удовлетворены.
С таким решением суда ОСФР по г.Севастополю не согласно и в апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное в нарушении норм материального и процессуального права, приняв новое решение об отказе истцу иске. Указывает, что спорные периоды работы гражданина с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы на территории Республики Казахстан зачёту в страховой стаж не подлежат, поскольку не подтверждены компетентными органами данного государства в соответствии с требованиями Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года. Следовательно, не имеется оснований для перерасчёта размера назначенной истцу страховой пенсии по старости. Обращает внимание, что стаж работы после 01 января 2002 года на территории иностранного государства, в том числе Республики Казахстан, на размер пенсии не влияет.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОСФР по г.Севастополю Лебедев М.С., действующий на основании доверенности от 09 января 2024 года № 3, апелляционную жалобу поддержал, просил её удовлетворить.
Колесник В.П. и его представитель Уманский Д.В., действующий по устному ходатайству, решение суда просили оставить без изменения.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Колесник В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прибыл на постоянное место жительства в г.Севастополь с территории Республики Казахстан, в 2022 году приобрёл гражданство Российской Федерации и был документирована паспортом гражданина Российской Федерации.
С 01 мая 2022 года истец является получателем страховой пенсии по старости, которая ему назначена бессрочно по основаниям статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Между тем, в его страховой стаж пенсионный орган не включил периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, имевшие место на территории Республики Казахстан, а потому не учёл их в расчёте установленной страховой пенсии по старости, что следует из произведённого ответчиком расчёта стажа гражданина, а также предоставленного ответа от ДД.ММ.ГГГГ № №. Данное обстоятельство в ходе судебного разбирательства также не оспаривалось.
Заявляя о допущенных ответчиком нарушениях пенсионных прав не включением этого периода, повлиявших на размер страхового обеспечения, Колесник В.П. в рамках настоящего спора просил о судебной защите гражданина.
Разрешая спор, и удовлетворяя иска, суд первой инстанции исходил из того, что факт осуществления Колесником В.П. трудовой деятельности в спорный период действительно имел место на территории Республики Казахстан, должным и полным образом подтверждён допустимыми и относимыми доказательствами. В связи с чем, пришёл к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ОСФР по г.Севастополю обязанности включить данный период в страховой стаж пенсионера и с учётом него произвести перерасчёт размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Проверяя постановленное решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оно не в полной мере соответствует действующему правовому регулированию и учитывает все фактические обстоятельства.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регламентируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного Федерального закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года было ратифицировано Республикой Казахстан законом РК №-VI от ДД.ММ.ГГГГ, а Российской Федерацией ратифицировано Федеральным законом от 09 ноября 2020 года № 354-ФЗ и вступило в силу для всех участников этого соглашения с 01 января 2021 года.
Статьей 8 названного Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, предусмотрено, что каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений настоящего Соглашения.
Статья 12 того же Соглашения содержит переходные положения, а именно указано, что назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
Таким образом, применительно к настоящему делу и спорным периодам работы Колесника В.П. на территории Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приобретённых до вступления настоящего Соглашения в силу (до ДД.ММ.ГГГГ), пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, участниками которого являлись как Российская Федерация, так и Республика Казахстан. Тем более, что Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ не содержит условий, исключающих возможность применения положений Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают (часть 2 статьи 13 Соглашения).
Следовательно, принятие Федерального закона от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ, которым данное Соглашение от 13 марта 1992 года было денонсировано, и согласно Официальному сообщению МИД России прекратило своё действие 1 января 2023 года в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения, повлекло правовые последствия на будущее время, но никоим образом не повлияло на пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в период действия рассматриваемого Соглашение от 13 марта 1992 года.
В данном случае пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учётом международных норм Соглашения от 13 марта 1992 года было установлено с 01 мая 2022 года.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лег, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно пункту 5 рекомендаций по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, утверждённых распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Таким образом, периоды работы граждан, прибывших из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
С 01 января 2002 года, то есть с даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, в страховой стаж стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе потребовать обосновать выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путём направления запросов в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
При таком положении закона и полученных ОСФР по г.Севастополю ответах АО «Единый накопительный пенсионный фонд» от 29 июня 2022 года № о том, что поступивший формуляр составлен в отношении трудящегося Колесника В.П., в связи с чем, предоставление ответов не касающихся пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, не входит в компетенцию ЕНПФ; и от 13 сентября 2023 года № о периоде уплаты за истца обязательных пенсионных взносов, районный суд обоснованно принял во внимание в подтверждение спорного стажа представленные истцом в материалы дела доказательства, выданные компетентными организациями, учреждениями Республики Казахстан. Дав им надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришёл к верному выводу, что работа Колесника В.П. в спорные периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – слесарем КИПиА 5 разряда 10 цеха 3 отделения завода по производству танталовой и сверхпроводящей продукции в Производственном объединении «Ульбинский металлургический завод»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – слесарем КИПиА 5 разряда 10 цеха 3 отделения завода по производству танталовой и сверхпроводящей продукции в Государственной холдинговой компании «Ульба»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – слесарем КИПиА 5 разряда 10 цеха 3 отделения завода по производству танталовой и сверхпроводящей продукции в ОАО «Ульбинский металлургический завод»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – слесарем КИПиА 5 разряда 10 цеха 3 отделения завода по производству танталовой и сверхпроводящей продукции в АОЗТ «Финконкорд»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – слесарем КИПиА 5 разряда корпусов 10, 10а, 56/69 цеха отделения завода по производству танталовой и сверхпроводящей продукции в АО «Ульбинский металлургический завод»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы – слесарем КИПиА 5 разряда опытного цеха № танталового производства в АО «Ульбинский металлургический завод»,
подтверждается записями трудовой книжки гражданина от ДД.ММ.ГГГГ, вкладышем к ней серии ЕТ-I №, справками работодателя от ДД.ММ.ГГГГ №, № о заработной плате, архивными справками от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом доводы апелляционной жалобы ОСФР по г.Севастополю о том, что включенные решением суда периоды трудовой деятельности, имевшие место на территории Республики Казахстан, надлежащим образом не доказаны, и что Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, подлежащим применению с 01 января 2021 года, предусмотрен особый порядок подтверждения стажа посредством заполнения соответствующих формуляров, применение которого стаж истца не подтвердило, являются несостоятельными, поскольку в соответствии со статьёй 12 данного Соглашения за стаж работы, приобретённый до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств – членов Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, согласно требованиям которого по настоящему делу был в полном объёме подтверждён стаж Колесника В.П. за спорный период.
Между тем, заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы ОСФР по г.Севастополю о том, что право на перерасчёт установленного истцу размера страховой пенсии весь рассматриваемый период, не предоставляет.
Размер страховой пенсии по старости в силу части 1 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г., по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (часть 10 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого Федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.
При исчислении размера пенсии определяется расчетный пенсионный капитал, который является базой для расчета пенсии. Пенсионный капитал - это пенсионные права в денежном выражении (стаж, заработок), приобретенные до вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, а также сумма страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо в период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года.
При определении размера пенсии через повышение (валоризацию) дополнительно учитываются стаж, заработанный в советское время до 01 января 1991 года и пенсионные права, приобретенные до 01 января 2002 года.
Таким образом, в силу положений статей 29.1, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой части трудовой пенсии зависит: от количества календарного общего трудового стажа пенсионера, имеющегося по состоянию на 1 января 2002 года; среднемесячного заработка за 2000-2001 годы или за любые 60 месяцев подряд по 1 января 2002 года; суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица с 1 января 2002 года.
По делу с учётом сведений справок работодателя от 20 июня 2022 года №, № о заработной плате и ответа АО «Единый накопительный пенсионный фонд» от 13 сентября 2023 года № установлено, что пенсионное обеспечение за истца работодателем осуществлено в том числе за период с февраля 1998 года по май 2014 года (за 14 лет 09 месяцев).
Поскольку, как отмечалось выше, периоды работы граждан, прибывших из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года, учитываются в стаж независимо от уплаты страховых взносов, и размер общего трудового стажа влияет на размер расчетного пенсионного капитала, далее на величину индивидуальных пенсионных коэффициентов, а, следовательно, в общем на размер страховой пенсии по старости, то судебная коллегия, вопреки возражениям апеллянта, приходит к выводу, что на пенсионный орган не могла быть возложена большая обязанность, нежели включения в страховой стаж и произведения перерасчёта размера установленного Колеснику В.П. пенсионного обеспечения за период работы более чем с 13 марта 1992 года по 31 декабря 2001 года на территории Республики Казахстан.
Ввиду того, что за последующий период с 01 января 2002 года по 03 октября 2013 года юридическое значение для целей перерасчёта размера пенсии имеет уплата страховых взносов именно в Пенсионный фонд Российской Федерации, чего применительно к настоящему спору не установлено, а также того, что произведённые в дальнейшем отчисления в Пенсионный фонд Республики Казахстан таких прав истцу по пенсионному законодательству Российской Федерации не предоставляют, так как взаимные расчёты между государствами, участниками Соглашения от 13марта 1992 года, не производятся, то судебная коллегия с учётом доводов апелляционной жалобы ответчика, находит решение суда, возложившее на ОСФР по г.Севастополю обязанность включить в страховой стаж и пересчитать размер пенсии гражданина с учётом периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не законным и необоснованным, а потому подлежащим изменению в части уменьшения подлежащего учёту периода страхового стажа.
Также судебная коллегия учитывает, что в период работы Колесника В.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имелись такие отвлечения от основной деятельности, которые в его страховой стаж зачёту не подлежат. Так из справки работодателя от ДД.ММ.ГГГГ №-i54 усматривается, что истцу предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы: в феврале 1993 года – 8 рабочих дней, марте 1993 года – 6 рабочих дней, апреле 1993 года – 2 рабочих дня, августе 1993 года – 15 рабочих дней, сентябре 1993 года – 4 рабочих дня, декабре 1993 года – 7 рабочих дней, апреле 1994 года – 10 рабочих дней, мае 1994 года – 4 рабочих дня, ноябре 1995 года – 13 рабочих дней; а также административные отпуска не по вине работника: в январе 1994 года – 20 рабочих дней, феврале 1994 года – 20 рабочих дней, марте 1994 года – 20 рабочих дней, июле 1994 года – 4 рабочих дня, августе 1994 года – 23 рабочих дня, сентябре 1994 года – 14 рабочих дней, декабре 1994 года – 22 рабочих дня, июле 1995 года – 23 рабочих дня, апреле 1997 года – 12 рабочих дней, мае 1997 года – 16 рабочих дней, июне 1997 года – 11 рабочих дней.
Поскольку справка работодателя от ДД.ММ.ГГГГ №-i54 составлена на основании учёта рабочего времени, отражённого в расчётных ведомостях по заработной плате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и согласуется со сведениями справок о заработной плате за тот же период, согласно которым начислений за время рассматриваемых отпусков не производилось, то при разрешении заявленного спора должна учитываться, между тем, районным судом во внимание неправомерно не принята.
Ввиду того, что положения статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, не предусматривают включение в страховой стаж времени нахождения работника в отпусках без сохранения заработной платы, в административных отпусках, за которые заработная плата не выплачивается, и, следовательно, не взимаются страховые взносы, то судебная коллегия считает необходимым, изменяя решение суда, указать, что в страховой стаж Колесника В.П. подлежит зачёту период его работы на территории Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением отпусков без сохранения заработной платы: в феврале 1993 года – 8 рабочих дней, марте 1993 года – 6 рабочих дней, апреле 1993 года – 2 рабочих дня, августе 1993 года – 15 рабочих дней, сентябре 1993 года – 4 рабочих дня, декабре 1993 года – 7 рабочих дней, апреле 1994 года – 10 рабочих дней, мае 1994 года – 4 рабочих дня, ноябре 1995 года – 13 рабочих дней; а также административных отпусков не по вине работника: в январе 1994 года – 20 рабочих дней, феврале 1994 года – 20 рабочих дней, марте 1994 года – 20 рабочих дней, июле 1994 года – 4 рабочих дня, августе 1994 года – 23 рабочих дня, сентябре 1994 года – 14 рабочих дней, декабре 1994 года – 22 рабочих дня, июле 1995 года – 23 рабочих дня, апреле 1997 года – 12 рабочих дней, мае 1997 года – 16 рабочих дней, июне 1997 года – 11 рабочих дней.
Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
По результатам судебного разбирательства установлено, что расчёт страхового стажа, а, следовательно, расчёт размера назначенной страховой пенсии по старости произведён ответчиком не в полном объёме и в нарушении прав Колесника В.П. При таких обстоятельствах решение суда в части понуждения ответчика произвести перерасчёт пенсии с 01 мая 2022 года, то есть с даты возникновения права на неё, является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы, фактически оспаривающие такие выводы, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статьей 12, 56, 59, 60 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому отклоняются как несостоятельные.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению уменьшения подлежащего учёту периода страхового стажа. В иной части это же решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 06 февраля 2024 года изменить, указав, что Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю обязано включить Колеснику В. П. в страховой стаж период работы с 13 марта 1992 года по 31 декабря 2001 год.
В иной части это же решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 25 июля 2024 года.
Председательствующий: А.В. Ваулина
Судьи: И.А. Анашкина
Е.В. Козуб