по делу № 2-130/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№33-10460/2023
06 июня 2023 г. г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламовой Э.Р.
судей Гадиева И.С.
Троценко Ю.Ю.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Мударисовым Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан «Благовещенская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, об обязании бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида медицинским изделием,
по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан «Благовещенская центральная районная больница» на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Нурисламовой Э.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Благовещенский межрайонный прокурор РБ в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратился с иском об обязании бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида медицинским изделием, указав, что в ходе проверки обращения ФИО2 было установлено, что ее ребенок – инвалид не обеспечивается необходимыми медицинскими изделиями, несмотря на то, что решением врачебной комиссии ГБУЗ РБ «Благовещенская ЦРБ» от дата ребенку рекомендовано использование непрерывного мониторинга глюкозы. Просил обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан «Благовещенская центральная районная больница» предоставить ФИО1, дата г.р., рецепты на бесплатное получение медицинских изделий - рецептами на тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови и датчики (сенсоры) для системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы, в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности. Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно обеспечивать ФИО1, дата г.р., медицинскими изделиями - тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови и датчиками (сенсорами) для системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы, в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности. Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан «Благовещенская центральная районная больница» в пользу ФИО2, действующей в интересах ФИО1, дата г.р., расходы на приобретение медицинских изделий - датчиков к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) в размере 53880 руб. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от дата постановлено:
исковое заявление Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан «Благовещенская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, об обязании бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида медицинским изделием - удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан «Благовещенская центральная районная больница» предоставить ФИО1, дата года рождения, рецепты на бесплатное получение медицинских изделий - рецептами на тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови и датчики (сенсоры) для системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно обеспечивать ФИО1, дата года рождения, медицинскими изделиями - тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови и датчиками (сенсорами) для системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан «Благовещенская центральная районная больница» в пользу ФИО2 расходы на приобретение медицинских изделий - датчиков к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) в размере 53 880 рублей.
Исполнение решения суда производить с учетом соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принимая незамедлительные меры, направленные на исполнение решения суда, не допуская виновных просрочек в принятии соответствующих эффективных действий и решений.
В апелляционной жалобе Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан «Благовещенская центральная районная больница» просит об отмене решения суда в части взыскания с них расходов на приобретение медицинских изделий, указав, что медицинские изделия датчики систем флеш-мониторинга не входят в перечень технических средств реабилитации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р и в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия по Распоряжению Правительства РФ от 31.12.2018 г № 3053-р «Об утверждении перечней медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг». Суд, разрешая требования истца о возмещении убытков, принял во внимание кассовые чеки на приобретение истцом медицинских изделий-датчиков к системе непрерывного мониторинга глюкозы от дата, дата, дата на общую сумму 53880 руб. Однако решение врачебной комиссии об обоснованности назначения непрерывного мониторинга гликемии по итогам заседания врачебной комиссии ГБУЗ РБ Благовещенская ЦРБ было принято дата Ранее решений о назначении непрерывного мониторинга гликемии учреждением не выносилось. Следовательно, обязанность по обеспечению пациента датчиками НМГ возникла лишь с дата, ГБУЗ РБ Благовещенская ЦРБ уже дата направило заявку на обеспечение указанными медицинскими изделиями в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания в суде апелляционной инстанции Верховного Суда РБ заблаговременно и надлежащим образом.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав прокурора Латыпова А.А., законного представителя ФИО1 – ФИО2, представителя Министерства здравоохранения РБ - ФИО6, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора в части взыскания с ГБУЗ РБ «Благовещенская центральная районная больница» расходов на приобретение медицинских изделий- датчиков, суд исходил из того, что указанные расходы произведены истцом до направления принятого врачебной комиссией решения о необходимости использования системы непрерывного мониторинга глюкозы в Министерство здравоохранения РБ, в связи с чем, ответственность по возмещению указанных убытков подлежит возложению на ГБУЗ РБ «Благовещенская ЦРБ», не принявшее своевременно меры при выявлении потребности ребенка –инвалида в медицинском изделии.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана надлежащая оценка в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильном применении норм материального и процессуального права.
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья (пункты 1, 5 статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2020 N 805 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
В разделе 4 данной Программы указано, что в рамках Программы ОМС за счет средств обязательного медицинского страхования в ее базовой части оказываются следующие виды медицинской помощи: первичная медико-санитарная, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, в случаях болезни эндокринной системы.
Оговорено, что оказание медицинской помощи в рамках Программы осуществляется на основе стандартов медицинской помощи в соответствии с условиями и порядками оказания медицинской помощи по ее видам, утвержденными в установленном порядке.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 апреля 2017 г. N 169 утвержден Порядок организации предоставления мер социальной поддержки за счет средств бюджета Республики Башкортостан отдельным группам и категориям граждан в части обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей при оказании амбулаторно-поликлинической помощи.
В данном Порядке предусмотрено, что он регулирует вопросы обеспечения отдельных групп и категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Башкортостан, имеющих право на получение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения бесплатно в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Расходы по обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения граждан осуществляются за счет средств бюджета Республики Башкортостан в пределах выделяемых на указанные цели на соответствующий финансовый год.
Под участниками обеспечения граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения понимаются Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (далее - Минздрав РБ), государственное казенное учреждение Управление материально-технического обеспечения Минздрава РБ, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан "Медицинский информационно-аналитический центр", медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь (далее - медицинские организации), аптечные (фармацевтические) организации - исполнители услуги по обеспечению граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (далее - аптечная организация), организации оптовой торговли лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения - поставщики таких препаратов и изделий.
Порядок взаимодействия участников обеспечения граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения утверждается Минздравом РБ.
За предоставлением необходимых лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения граждане обращаются в медицинские организации по месту жительства.
Имеющиеся у ФИО1 заболевания (диабет) включены в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 перечень социально значимых заболеваний, при этом в Перечне отпускаемых бесплатно лекарственных средств и изделий медицинского назначения предусмотрены средства диагностики.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2021 г. N 22н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа, в котором в разделе «Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением» предусмотрено исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, с усредненным показателем частоты предоставления - 0,855 и усредненным показателем кратности применения – 365.
Клиническими рекомендациями от 2019 года, предусмотренными для лечения «сахарного диабета 1 типа у детей», также предусмотрено использование непрерывного мониторирования глюкозы, расходными материалами при этом являются датчики системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы.
Из положений пунктов 3.4.8, 3.4.8.4,3.4.11 Регламента взаимодействия участников реализации программ льготного лекарственного обеспечения на территории Республики Башкортостан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 18 июня 2019 г. № 1079-Д, следует, что врач (фельдшер) медицинской организации, имеющий право выписки рецептов на ЛП для ОНЛП, РЛО, определяет потребность в ЛП по врачебному участку в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. Потребность в лекарственных препаратах по врачебному участку утверждается руководителем МО, за 4 месяца (не позднее 1 сентября) до начала планового периода направляется в МЗ РБ посредством системы РМИАС РБ и на бумажном носителе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Благовещенской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению законного представителя ФИО1- ФИО2 по вопросу ненадлежащего обеспечения несовершеннолетнего сына медицинскими изделиями.
Согласно справке серии МСЭ-2017 №... от дата ФИО1, дата г.р. является ребенком-инвалидом с дата.
10.03.2021г. детским эндокринологом рекомендовано назначение систем НМГ.
Согласно Выписному эпикризу от дата., ГБУЗ РБ «РДКБ» ФИО1 было рекомендовано использование непрерывного мониторинга гликемии.
Из протокола заседания врачебной комиссии ГБУЗ РБ «Благовещенская ЦРБ» №... от дата. усматривается, ФИО1 состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РБ «Благовещенская ЦРБ» с ноября 2019 года с диагнозом: сахарный диабет 1 тип. Целевой гликированный гемоглобин менее 7,0%. Пациент получает постоянную заместительную инсулинотерапию. В соответствии с клиническими рекомендациями «Сахарный диабет 1 типа у детей (2021г.) с целью снижения риска осложнений сахарного диабета рекомендуется проведение регулярного контроля глюкозы. Контроль проводится с использованием ФМГ сенсором фирмы Free Style Libre.
Стационарное лечение в условиях эндокринологического отделения МЗ РБ ГБУЗ РДКБ получила в апреле 2022 года. Врачебная подкомиссия ГБУЗ РБ «Благовещенская ЦРБ» считает назначение непрерывного мониторинга гликемии обоснованным (№...).
В подтверждение расходов на приобретение медицинских изделий - датчиков FreestyleLibre законным представителем ребенка-инвалида представлены чеки на общую сумму 53 880 руб. №...
Таким образом, законный представитель ребенка-инвалида получив рекомендацию врачебной комиссии о назначении спорного медизделия, не получив от лечебного учреждения рецепта на сенсоры, самостоятельно приобрела датчики FreestyleLibre на общую сумму 53 880 руб.
Расходы на приобретение спорных датчиков понесены после назначения врача, кроме того, врач, сделав соответствующее назначение ребенку-инвалиду по результатам осмотра, не выписал рецепт по установленной форме на изделия медицинского назначения, не заявил данные о пациенте в сводную потребность.
Поскольку лечебное учреждение не поставило в известность Министерство здравоохранения Республики Башкортостан по вопросу включения спорного медицинского изделия в перечень медицинских изделий для обеспечения пациента – ФИО1 а также лечебное учреждение не заявляло о включении ФИО1 в сводную потребность на обеспечение датчиком, а также не выписывало рецепты на данное изделие, то суд обоснованно учел отсутствие вины на стороне Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, и разрешил вопрос о возмещении убытков на приобретение медицинского изделия лечебным учреждением, не принявшем своевременно меры при выявлении потребности ребенка-инвалида в медицинском изделии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от дата №...-р в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецепту врачей, средства НМГ не входят и являются лишь дополнительным средством самодиагностики наряду с использованием тест-полосок, не могут служить основанием для отмены принятого решения, поскольку врачебной комиссией установлена необходимость круглосуточного мониторинга уровня глюкозы в крови, в свою очередь датчики к этой системе являются расходными материалами.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания убытков с ГБУЗ РБ Благовещенская ЦРБ не могут служить основанием для отмены принятого решения, поскольку ГБУЗ РБ Благовещенская ЦРБ своевременно не информировала Минздрав РБ о необходимости обеспечения истца указанными медицинскими изделиями, не организовала проведение врачебной комиссии в кратчайшие сроки после получения рекомендации врача, который в свою очередь не выписал соответствующий рецепт, в связи с чем, истец понесла расходы по приобретению медицинских изделий-датчиков, которые подлежат возмещению в силу ст. 15 ГК РФ ответчиком ГБУЗ РБ «Благовещенская ЦРБ», как лицом, нарушившим права истца на бесплатное получение медицинских изделий в виде датчиков.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а кроме того они направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан «Благовещенская центральная районная больница»– без удовлетворения.
Председательствующий Э.Р. Нурисламова
судьи И.С. Гадиев
Ю.Ю. Троценко
Справка: федеральный судья Гарипова С.И.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме дата.