Дело № 2-170/2021 (2-4654/2020;)
УИД: 50RS0036-01-2020-005834-67
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«23» марта 2021 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зиминой А.Е.,
при секретаре судебного заседания Коробовой А.Д.,
с участием прокурора Макаревич Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России (филиал «Московский») к Носову Николаю Вячеславовичу о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, МУ МВД России «Пушкинское» в лице Отдела по вопросам миграции,
установил:
ФГКУ «Центральное территориальное управление жилищного обеспечения» Минобороны России, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России обратились в Пушкинский городской суд <адрес> с требованиями признать Носова Н.В. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>-1, <адрес>, выселить его из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снять с регистрационного учета по указанному адресу.
В обоснование иска указано, что 23.07.2001 на основании служебного ордера № военнослужащему Носову Н.В. было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>-1, <адрес> на состав семьи из трех человек, включая супругу Мещанинову Г.А. и сына Мещанинова И.Б. Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от <дата>, капитан Носов Н.В. (бывший дежурный помощник начальника узла связи и передачи информации 1 подразделения войсковой части №), уволенный в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы с <дата>, исключен из списков личного состава части. Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет 19 лет 04 месяца 21 день. В соответствии действовавшим на момент возникновения жилищных правоотношений законодательством, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Документы, подтверждающие наличие у ответчика права на дополнительные гарантии, то есть, на невозможность выселения из специализированного /жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, не представлены. До настоящего времени ответчик спорную квартиру не освободил и продолжает незаконно ее удерживать, нарушая тем самым права и охраняемые законом интересы, а также имущественные интересы государства - Российской Федерации, в чьей собственности находится упомянутое имущество. Спорное жилое помещение подлежит перераспределению другим военнослужащим, состоящим в списках на предоставление служебного жилого помещения. Наличие зарегистрированных в квартире лиц, утративших право на проживание в служебном жилом помещении, создает препятствие в распоряжении жилым фондом и реализации права собственника в полном объеме, что также нарушает права неопределенного круга лиц (военнослужащих) на предоставление жилого помещения на время прохождения ими военной службы. Спорное жилое помещение находится в оперативном управлении ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, что подтверждается приказом директора Департамента имущественных отношений МО РФ от <дата> №. При изложенных обстоятельствах последовало обращение в суд.
Стороной ответчика суду представлены письменные возражения, в обоснование которых указано, что Носов Н.В. проходил военную службу с <дата> по <дата>, был уволен в запас по истечении срока контракта, общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составила 19 лет 04 месяца 21 день, в льготном исчислении - 22 года 05 месяцев 6 дней, назначена пенсия по выслуге лет. В период прохождения службы <дата> ему было предоставлено служебное жилье по адресу: <адрес>-1, <адрес> на состав семьи из трех человек: жену - Носову О.В., 1967 г.р., и сына - Носова В.Н., 1990 г.р. (ордер №). <дата> ордер был пересоставлен на новый состав семьи: жену - Мещанинову Г.А., 1962 г.р., сына - Мещанинова И.Б., 1989 г.р. (ордер №). Распоряжением Правительства РФ военный городок Софрино-1 был признан открытым. Подтверждение статуса жилого помещения как служебного материалы дела не содержат, с какого времени и на основании какого документа спорное жилое помещение было отнесено к специализированному жилому фонду, на каком праве и кому принадлежало данное помещение на момент вселения ответчика с семьей в него и на основании какого документа и кому оно принадлежит на момент подачи иска документально не подтверждено. Каких либо доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение предназначено для временного проживания ответчика на время службы, т.е. имеет специфический правовой режим служебного жилья, истцом не представлено. После увольнения со службы, с <дата> правовые отношения по пользованию квартирой не прекращались, что подтверждается выпиской из домовой книги, финансовым лицевым счетом и актами, представленными истцом о фактическом проживании граждан в жилом помещении. Выписка из домовой книги и финансовый лицевой счет содержат информацию о постоянном месте жительства ответчика по спорному адресу, сведений о том, что выделенная ответчику квартира имеет статус служебной, в них нет. Договор найма служебного жилого помещения в письменной форме в порядке стороны не заключали. Учитывая изложенное, а также наличие постоянной регистрации ответчика в спорной квартире, спорная квартира является неслужебной и ответчик занимает квартиру на условиях договора социального найма.
Определением суда в порядке ст.44 ГПК РФ допущено правопреемство истца Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России на ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России в связи с проведенной Минобороны России реорганизацией.
В итоговое судебное заседание представители истцов не явились, направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, просили иск удовлетворить.
Ответчик Носов Н.В. и его представитель в итоговое судебное заседание не явились, о дате и времени слушания извещены с учетом требований ст.113 ГПК РФ, представителем Маркиной Т.В. направлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие их стороны.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания извещены с учетом требований ст.113 ГПК РФ, ходатайств и возражений не представлено.
Прокурор Макаревич Л.Н. полагала иск подлежащим удовлетворению, поскольку спорное служебное помещение было предоставлено ответчику на период службы, при этом выслуги лет ему не достаточно для сохранения этого жилья, уволен со службы он был не по льготным основаниям.
Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ч.4 ст.3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно ст. 13 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Часть 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет основания признания военнослужащих (и членов их семей) нуждающимися в жилых помещениях. Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по таким договорам либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по таким договорам либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по таким договорам или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения или проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования... или принадлежащего на праве собственности
Статьей 108 ЖК РСФСР был предусмотрен перечень лиц, не подлежащих выселению без предоставления другого жилого помещения, содержащий аналогичные категории из указанных в ст. 103 ЖК РФ, в числе которых семьи военнослужащих.
В соответствии с Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Судом установлено, что <дата> Носов Н.В. был принят на военную службу Калининским РВК <адрес> (л.д.114).
Первый контракт заключен до <дата>.
<дата> капитану Носову Н.В. было предоставлено служебное жилье по адресу: <адрес>-1, <адрес>, общей площадью 30,94 кв.м, включая членов семьи в составе: супруги Носовой О.В., сына Носова В.Н., выдан ордер № (л.л.д.15-16, 23, 72-75, 96-102).
<дата> срок действия ордера был продлен (за №), ордер пересоставлен на новый состав семьи: супругу Мещанинову Г.А., сына Мещанинова И.Б. (л.л.д.20, 23, 77, 80-81).
Приказом № командира в/ч № от <дата> капитан Носов Н.В. по истечении срока контракта уволен в запас, общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составила 19 лет 04 месяца 21 день, в льготном исчислении - 22 года 05 месяцев 6 дней (л.л.д.27, 29).
Согласно представленным в материалах дела документам - выписке из домовой книги от <дата>, выпискам из лицевого счета от <дата>, <дата>, акту о фактическом проживании граждан в жилом помещении от <дата>, копии паспорта - ответчик зарегистрирован в спорной квартире и фактически постоянно в ней проживает, задолженностей по оплате коммунальных услуг не имеет (л.л.д.18-19, 21, 79, 90).
В списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Пушкинского г.о. <адрес>, ответчик не состоит (не состоял), данной семье жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, семья не обеспечивалась государственными жилищными сертификатами в рамках реализации государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», а также в рамках иных ранее действующих аналогичных государственных программ, где реализовывался механизм государственных жилищных сертификатов (л.л.д.30-33).
Сведений о наличии у ответчика жилых помещений в собственности материалы дела не содержат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
При этом военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до <дата> (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы, предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Исходя из этого, следует, что каждому военнослужащему, заключившему первый контракт до <дата> после пяти лет военной службы, гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по социальному найму по месту военной службы.
Ответчик Носов Н.В. относится к указанной категории военнослужащих, что подтверждается материалами дела, иным жильем не обеспечен.
Оценив в совокупности доводы сторон и представленные ими доказательства суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчик Носов Н.В. относится к указанной в абз.2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" категории военнослужащих как заключивший первый контракт до <дата>, что подтверждается материалами дела, в том числе сведениями послужного списка, имел право быть признанным нуждающимся в получении жилой площади, поскольку иным, кроме спорного, жильем обеспечен не был.
При изложенных обстоятельствах суд не находит правовых оснований для признания ответчика утратившим право пользования спорным жилым помещением и его выселении.
Требования иска о снятии с регистрационного учета являются производными, в связи с чем судом так же отклонены.
Суд отклоняет все требования иска и не может согласиться с заключением прокурора, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм права. регулирующих рассматриваемые правоотношения.
В ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указано несколько категорий военнослужащих, в отношении которых указанная статья регламентирует разные способы обеспечения жильем.
К одной из этих категорий военнослужащих, которые реализуют право на жилище в соответствии с положениями пункта 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в форме предоставления от государства жилищной субсидии или жилого помещения в натуре, относятся военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до <дата>, указанные:
- в абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", заключившие контракт о прохождении военной службы до <дата> (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования);
- в абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", заключившие контракт о прохождении военной службы в период с <дата> до <дата>, обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
Условием реализации военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до <дата> (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), права на жилище от государства является признание его полномочным жилищным органом нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания в соответствии с положениями абз. 13 и 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", или наличие такого права.
Условиями реализации военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы в период с <дата> до <дата>, права на жилище от государства является признание его полномочным жилищным органом нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания в соответствии с абз. 13 и 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также достижение общей продолжительности военной службы (в календарном исчислении) 20 лет и более (при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы (в календарном исчислении) 10 лет и более).
Таким образом, суд полагает, что доводы иска и заключения прокурора о необходимости достижения ответчиком общей продолжительности военной службы (в календарном исчислении) 20 лет и более являются ошибочными и касаются иной категории военнослужащих, к которым ответчик не относится.
В отношении ответчика Носова Н.В. требования абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от <дата> N 4338-1 "О статусе военнослужащих" соблюдены не были, поскольку в период службы по истечении 5 лет он был обеспечен только служебным помещением, в котором остался проживать и после увольнения со службы.
То, что после предоставления служебного помещения ответчик был снят из очереди нуждающихся в служебном жилом помещении, не имеет правового значения, поскольку доказательств его обеспечения по месту военной службы жилым помещением для постоянного проживания, в том числе и на момент увольнения, суду не представлено.
Аналогичная изложенной выше правовая позиция нашла отражение в многочисленных Определениях Конституционного суда РФ, в которых указано, что действовавшим ранее Законом Российской Федерации от <дата> N 4338-1 "О статусе военнослужащих" для всех категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, было установлено правило, в соответствии с которым им на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставлялись служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставлялись жилые помещения на общих основаниях (абзац третий пункта 1 статьи 15), т.е. по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых указанные лица проходят военную службу. При этом согласно пункту 10 статьи 15 названного Закона те военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составила 20 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы с указанной продолжительностью военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имели право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, независимо от их размеров, в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов (кроме закрытых военных городков).
Названный Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от <дата> N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", н в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, заключенному до <дата> (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающих с ними членов их семей сохранена ранее существовавшая гарантия в виде возможности предоставления им жилых помещений на общих основаниях при продолжении военной службы свыше пяти лет (абзац третий пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), в том числе по договору социального найма, в рамках которого, согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются как малоимущим гражданам (часть 2), так и иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным данным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (часть 3). Разный порядок предоставления военнослужащим жилых помещений в период прохождения военной службы предопределяет и основания для установления различий в обеспечении их жилыми помещениями при увольнении с военной службы как по месту ее прохождения, так и при перемене места жительства.
В установленной по делу правовой ситуации суд приходит к выводу, что в отношении ответчика Носова Н.В. имеются условия абз.3 п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в силу чего он не может быть выселен из занимаемого служебного помещения без предоставления иного жилья.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России (филиал «Московский») к Носову Николаю Вячеславовичу о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 29.03.2021.
Судья