38RS0017-01-2023-001391-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ
14 ноября 2023 года г. Нижнеудинск
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Рычковой Н.С., при секретаре Перфильевой Я.Ю., с участием прокурора Митрофановой М.В., представителей ответчиков по доверенности Столяровой Л.И., Слепцовой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1168/2023 по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Нижнеудинское коммунальное управление», администрации Нижнеудинского муниципального образования о возложении обязанности обеспечить своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в эксплуатируемые котельные путем создания основного неснижаемого нормативного запаса твердого топлива и резервного нормативного эксплуатационного запаса топлива,
УСТАНОВИЛ:
в обоснование заявленных исковых требований Нижнеудинский межрайонный прокурор сослался на следующие обстоятельства. По результатам проведенного анализа состояния законности при подготовке муниципальных образований и ресурсоснабжающих организации <адрес обезличен> к предстоящему отопительному периоду 2023-2024 г.г. установлено, что ООО «Нижнеудинское коммунальное управление» осуществляет эксплуатацию систем теплоснабжения, горячего водоснабжения на территории Нижнеудинского муниципального образования в рамках исполнения обязательств по заключенному с Комитетом по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования договору аренды.
В рамках проведенных надзорных мероприятий установлено, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 3, п.п. 8, 17 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение основывается на принципе надежности, то есть его безопасности в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечении энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами. В силу ч. 5 ст. 20 Федерального закона от дата обезличена №190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжающие организации обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, обеспечивать надежное теплоснабжение потребителей.
Пунктом дата обезличена Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу номер обезличен от дата обезличена, установлено, что готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием: обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70 % потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
Согласно п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом министерства энергетики РФ от дата обезличена номер обезличен, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Приказом Минэнерго России от дата обезличена номер обезличен утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), согласно пунктам 1 и 2 которого установлено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее по тексту ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее НЭЗТ).
Пунктом 11 вышеуказанного Порядка определено, что нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года (пункт 12 Порядка).
ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом с целью обеспечения поддержания плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ. В свою очередь НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива (п. 11 порядка).
В силу пункта 21 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток.
Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки. А именно для твердого топлива, доставляемого железнодорожным транспортом 14 суток, доставляемого автотранспортом 7 суток. Для жидкого топлива, доставляемого железнодорожным транспортом 10 суток, доставляемого автотранспортом 5 суток.
Распоряжение Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен-мр установлен размер нормативного эксплуатационного запаса топлива, который равен по всем теплоисточникам 17 606,9 тонн.
По состоянию на дата обезличена в ООО «Нижнеудинское коммунальное управление» не сформирован запас топлива для успешного прохождении отопительного периода.
В свою очередь, на основании п. 3, п. 4, п. 8 и п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от дата обезличена номер обезличен-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Во взаимосвязи с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от дата обезличена номер обезличен-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 1 и 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2012 «О теплоснабжении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Обязанность исполнителя коммунальной услуги предоставить потребителю необходимый ресурс в полном объеме и надлежащего качества следует из совокупности требований ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ, ст. 4 Закона РФ от дата обезличена номер обезличен «О защите прав потребителей», п.п. «в», «г», «д» п. 3, п. 9, п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата обезличена номер обезличен, ч. 1 ст. 23 Федерального закона от дата обезличена № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.п. 7, 8 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от дата обезличена №190-ФЗ «О теплоснабжении». Качество и полнота оказания услуг напрямую зависит от наличия запасов топлива на теплоисточниках, задействованных в процессе подачи тепловых ресурсов и горячей воды.
При этом, администрация Нижнеудинского МО не организовала обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории поселения и не приняла достаточные к тому меры в виду неисполнения ООО «Нижнеудинское коммунальное управление» своих обязательств.
В настоящее время в производстве Арбитражного суда <адрес обезличен> находится заявление Межрайонной инспекции ФНС номер обезличен по <адрес обезличен> о признании ООО «Нижнеудинское коммунальное управление» несостоятельным (банкротом) (дело № А-19/5892/2023). Протокольным определением от дата обезличена судебное разбирательство по данному заявлению отложено на дата обезличена в связи с удовлетворением ходатайства налогового органа об отложении судебного разбирательства ввиду намерения должника погасить задолженность по обязательным платежам и необходимостью представления дополнительных доказательств. Очередное судебное заседание назначено на дата обезличена.
ООО «НКУ» имеет текущую задолженность по заработной плате, перед контрагентами, в том числе поставщиками электроэнергии и топлива для объектов теплоснабжения; фактически, на котельной ВРК-1 не обеспечено наличие необходимого запаса топлива. Учитывая финансовое положение предприятия имеются также опасение в реализации мероприятий по обеспечению материального резерва и запаса Общества на случай возникновения аварийных ситуаций и инцидентов в период предстоящего отопительного периода.
Таким образом, предприятие находится в зоне риска, в то время, как имеет перед потребителями обязательства по обеспечению предоставления коммунальных услуг надлежащего качества и в полном объеме. В виду невозможности по указанным причинам исполнять обязанности по теплоснабжению самостоятельно предприятием, администрация Нижнеудинского МО в силу вышеприведенных требований законодательства отвечает за качественное и надежное теплоснабжение.
Таким образом, не принятие мер к устранению выявленных нарушений, свидетельствует о нарушении прав потребителей коммунальных услуг, круг которых в силу естественных причин (смерти, рождаемости, убытия, прибытия и др.), в том числе, лиц, посещающих объекты социального, культурного и бытового назначения, является неопределённым. В связи с чем, прокурор обращается с настоящим исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.
С учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 ГПК РФ прокурор просит суд обязать общество с ограниченной ответственностью «Нижнеудинское коммунальное управление» в соответствии с п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных Приказом министерства энергетики РФ от дата обезличена номер обезличен обеспечить своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в эксплуатируемые котельные Нижнеудинского муниципального образования путем создания основного - неснижаемого нормативного запаса твердого топлива в объеме 4 746,8 тонн и резервного - нормативного эксплуатационного запаса топлива в объеме 17 606,9 тонн согласно распоряжению Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен-мр;
обязать администрацию Нижнеудинского муниципального образования принять меры для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей Нижнеудинского муниципального образования от котельных, эксплуатируемых ООО «НКУ» путем организации обеспечения своевременной, бесперебойной подготовки и подачи топлива в котельные путем создания основного - неснижаемого нормативного запаса твердого топлива в объеме 4 746,8 тонн и резервного - нормативного эксплуатационного запаса топлива в объеме 17 606,9 тонн согласно распоряжению Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен-мр;
в связи с прохождением отопительного периода 2023-2024 годов и недопущению срыва прохождения отопительного периода, нарушения условий жизнеобеспечения граждан, обратить решение суда к немедленному исполнению согласно статьям 204,212 ГПК РФ.
В судебном заседании прокурор Митрофанова М.В. исковые требования в уточненной редакции поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила требования удовлетворить, дополнительно суду пояснила, что неисполнение ответчиками Правил оценки готовности к отопительному периоду, не обеспечение необходимого запаса топлива на котельных, как на начало отопительного периода 2023-2024 гг., так и в период его прохождения на объектах теплоснабжения муниципального образования ведет к нарушению прав потребителей коммунальных услуг, в связи с чем, прокурор обращается с настоящим иском в защиту неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Нижнеудинского муниципального образования Столярова Л.И., действующая на основании доверенности с объемом полномочий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ, исковые требования не признала, суду пояснила, что администрацией Нижнеудинского муниципального образования приняты все необходимые меры, для муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории Нижнеудинского муниципального образования введен режим функционирования «Повышенная готовность» с 18 часов дата обезличена до обеспечения нормативного и технического запаса угля. На основании решения комиссии пол предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности <адрес обезличен> от дата обезличена принято решение о проведении закупки угля в объеме 20 000 тонн и передаче администрации Нижнеудинского муниципального образования.
В судебном заседании представитель ООО «НКУ» Слепцова Е.Ю,, действующая на основании доверенности с объемом полномочий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ, исковые требования не признала, суду пояснила, что в сентябре 2023 года между ООО «НКУ» и ООО «Разрез Велистовский» заключены договоры на поставку угля марки ЗБР. Ежедневное поступление до момента начала поставки из аварийно-технического запаса <адрес обезличен> составит не менее 105 тонн угля, поставка осуществляется ООО «ТРК» с Уватского разреза.
Заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от дата обезличена № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно пункту 17 статьи 2 Закона о теплоснабжении, надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
На основании части 2 статьи 4 Закона о теплоснабжении к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относится установление порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Приказом Минэнерго России от дата обезличена номер обезличен утвержден Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в пункте 2 которого определено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ).
ОНЗТ определяется не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому (пункт 15 Порядка).
В силу ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
Лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в ст. 12 ГПК РФ способов защиты либо иной, предусмотренный законом способ, который бы обеспечил восстановление этих прав. Выбор способа защиты должен соответствовать характеру нарушенного права.
Согласно указанной норме защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, принуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков и иными способами, предусмотренными законом.
Из материалов дела усматривается, что прокурором в интересах неопределенного круга лиц заявлены требования о возложении на ответчиков обязанности устранить нарушения законодательства, устанавливающего нормативы запасов топлива в отопительный сезон (по обеспечению теплоисточников Нижнеудинского муниципального образования основным - неснижаемым нормативным запасом твердого топлива и резервным нормативным эксплуатационным запасом топлива согласно распоряжению Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес обезличен> от 19.03.2019 номер обезличен-мр).
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам проведенного анализа состояния законности при подготовке муниципальных образований и ресурсоснабжающих организации <адрес обезличен> к предстоящему отопительному периоду 2023-2024 г.г. установлено, что ООО «Нижнеудинское коммунальное управление» осуществляет эксплуатацию систем теплоснабжения, горячего водоснабжения на территории Нижнеудинского муниципального образования в рамках исполнения обязательств по заключенному с Комитетом по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования договору аренды от дата обезличена номер обезличен.
По состоянию на дата обезличена в ООО «Нижнеудинское коммунальное управление» не сформирован запас топлива для успешного прохождении отопительного периода.
В этой связи, по вышеуказанным фактам в адрес генерального директора ООО «НКУ» и главы Нижнеудинского муниципального образования дата обезличена, дата обезличена, дата обезличена, дата обезличена внесены представления об устранении нарушений законодательства ЖКХ.
Из поступившей в прокуратуру информации о результатах рассмотрения вышеуказанных представлений следует, что запас угля на 01.09.2023 не сформирован по причине отсутствия денежных средств у ООО «Нижнеудинское коммунальное управление» и блокировании их расчетных счетов. Администрацией Нижнеудинского муниципального образования направлено обращение депутату Законодательного <адрес обезличен> и <адрес обезличен> об оказании содействия в выделении из аварийно-технического запаса <адрес обезличен> твердого топлива в объеме 20 000 тонн.
Вместе с тем, требование о соблюдении законодательства не отнесено к способам защиты, приведенным в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации.
Таким образом, выбранный прокурором способ защиты нарушенного права не соответствует закону и характеру нарушенного права, при этом является вмешательством в хозяйственную деятельность юридического лица.
Учитывая, что прокурор по настоящему делу обратился в суд с требованием об обязании ООО «НКУ» и администрации Нижнеудинского муниципального образования обеспечить теплоисточники основным неснижаемым нормативным запасом топлива и резервным нормативным эксплуатируемым запасом топлива, которое не относится к способам защиты, приведенным в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, обеспечивающим восстановление нарушенного права, в удовлетворении данных исковых требований Нижнеудинскому межрайонному прокурору надлежит отказать.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении ВС РФ от дата обезличена номер обезличен-КГ-21-12-К8, 2-895/2020 по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Теплоэнерго» и администрации муниципального образования «<адрес обезличен>» о возложении обязанности поддерживать в течение всего отопительного сезона 2020 - 2021 г.г. общий нормативный запас топлива для котельных <адрес обезличен>, по кассационной жалобе акционерного общества «Теплоэнерго» на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от дата обезличена, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от дата обезличена и определение судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от дата обезличена
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Нижнеудинское коммунальной управление», администрации Нижнеудинского муниципального образования» о возложении обязанности обеспечить своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в эксплуатируемые котельные путем создания основного неснижаемого нормативного запаса твердого топлива и резервного нормативного эксплуатационного запаса топлива оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.С. Рычкова
Решение в окончательной форме изготовлено дата обезличена.