УИД: 11RS0001-01-2019-016138-02 Дело №2-1126/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Мосуновой Е.В.,
при секретаре Казаковой Е.В.,
с участием прокурора Щербаковой Н.В., представителей ответчика Долговой Т.В. и Сварич В.А., представителя третьего лица ООО «Лузалес» Исаевой Н.В., представителя истца Коснырева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 04 февраля 2020 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Сыктывкара, в интересах Фомина ФИО1, к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» о признании решения незаконным, обязании провести медико-социальную экспертизу,
установил:
Прокурор г. Сыктывкара в интересах Фомина Ивана Анатольевича обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» о признании незаконным отказа от 10.09.2019 в проведении Фомину И.А. медико-социальной экспертизы с целью установления профессиональной трудоспособности в процентах, обязании провести Фомину И.А. медико-социальную экспертизу с целью установления степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах), которая вызвана травмами, полученными им в результате дорожно-транспортного происшествия, не связанного с исполнением трудовых или иных профессиональных обязанностей.
Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13.01.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Лузалес», АО «Коми дорожная компания».
Истец в судебном заседании участия не принял, извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом.
Прокурор и представитель истца поддержали исковые требования в полном объеме.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица ООО «Лузалес» выразил несогласие с исковыми требованиями.
Третье лицо АО «Коми дорожная компания» в судебном заседании не присутствует, о времени и месте извещено надлежащим образом, об уважительности причин неявки не уведомило, ходатайств об отложении дела слушанием не заявлено.
Суд счел возможным рассмотреть настоящее дело при имеющейся явке лиц, по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения прокурора, представителей истца, ответчика, третьего лица, исследовав письменные материалы настоящего дела, исследовав материалы гражданского дела № 2-7743/2018, оценив все представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
23.01.2017 на ... километре автодороги ... произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля ..., с прицепом ... под управлением водителя ФИО2. и автомобиля ... под управлением водителя Фомина И.А.
В результате указанного дорожно-транспортного происшествия Фомину И.А. причинены телесные повреждения в виде: <данные изъяты>
Полученные истцом телесные повреждения по признаку опасности для жизни квалифицируются как причинившие тяжкий вред здоровью.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27.11.2018 по делу №2-7743/2018. Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии со справкой медико-социальной экспертизы от 18.12.2018 при проведении медико-социальной экспертизы в Бюро № 19 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Фомину И.А. первично установлена III группа инвалидности, причина инвалидности «общее заболевание», сроком до 01.12.2018. При проведении очного освидетельствования в порядке обжалования решения Бюро № 19 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» от 23.11.2017 в экспертном составе № 4 Учреждения 19.12.2017 – решение бюро не изменено. 13.02.2018 в Бюро № 19 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» была проведена медико-социальная экспертиза с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида. При проведении очередной медико-социальной экспертизы в Бюро № 19 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» 18.12.2018 установлена ... сроком до 01.01.2020.
04.09.2019 Коснырев В.В., действуя в интересах Фомина И.А., обратился в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы в отношении Фомина И.А. с целью установления степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) в результате дорожно-транспортного происшествия, не связанного с осуществлением трудовой деятельности.
Письмом ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» от 10.09.2019 отказано в проведении медико-социальной экспертизы в отношении Фомина И.А., поскольку действующим законодательством не определен порядок и критерии установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей. При этом Фомину И.А. рекомендовано обратиться в судебные органы для решения вопроса об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, вызванной травмами, полученными в результате дорожно-транспортного происшествия.
Конвенция о правах инвалидов (принята 13 декабря 2006 г. резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН) налагает на государства-участники, к которым относится Россия, обязательства по принятию мер к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые 20 декабря 1993 г. резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН, предписывают государствам обеспечить поддержание надлежащих доходов инвалидов, которые в силу нетрудоспособности или по причинам, связанным с нетрудоспособностью, временно утратили возможность зарабатывать средства к существованию, или заработок которых уменьшился, или которые не имеют возможности найти работу (правило 8).
Декларация о правах инвалидов, принятая 9 декабря 1975 г. резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, предусматривает, что инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность (ст. 5).
В соответствии со ст.ст. 58, 60 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких- либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина, определяет виды медицинских экспертиз и относит к ним медико-социальную экспертизу, которая проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Понятие социальной защиты инвалидов раскрыто в ст. 2, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, а также понятие медико-социальной экспертизы как определение в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации, который утверждает порядок организации и деятельности этих федеральных учреждений. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается определение степени утраты профессиональной трудоспособности (ч. 1, пп. 5 ч. 3).
В силу приведенных норм права, инвалиду как лицу, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное в том числе последствиями травм, приводящими к ограничению жизнедеятельности, гарантируются государством наряду с иными и экономические меры, обеспечивающие инвалидам условия для преодоления, компенсации этих ограничений в целях создания им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. При этом экономические меры социальной защиты инвалидов реализуются в том числе в создании учреждений медико-социальной экспертизы, на которые государство возлагает функции по установлению инвалидности и потребностей инвалида в различных видах социальной защиты, разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов, а также определению степени утраты профессиональной трудоспособности. При этом относящееся к полномочиям учреждений медико-социальной экспертизы установление степени утраты профессиональной трудоспособности направлено на обеспечение реализации права инвалидов на возмещение вреда, причинённого их жизни и здоровью, и не ограничивается исполнением данными лицами обязанностей по трудовому договору при его причинении.
В соответствии со ст. 1085 Гражданского кодекса РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.
Согласно ч. 1 ст. 1086 Гражданского кодекса РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» регламентирован порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Порядок определения медико-социальной экспертизой степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья не на производстве, нормативно не урегулирован.
Вместе с тем, само по себе отсутствие предписанного нормативным правовым актом механизма проведения учреждениями медико-социальной экспертизы исследования не может препятствовать осуществлению права инвалидов на возмещение вреда в виде утраченного заработка (дохода) и реализации вытекающих из положений п. 5 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прав на гарантируемые государством экономические меры, обеспечивающие инвалидам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности в виде определения утраты профессиональной трудоспособности учреждениями медико-социальной экспертизы.
Отсутствие специально разработанных правил освидетельствования пострадавших не на производстве не может ограничивать право истца на получение государственной услуги, результатом которой является определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, без которого невозможно получение им страхового возмещения в связи с повреждением здоровья в результате дорожно-транспортного происшествия.
Отсюда, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов ответчика об отсутствии нормативно-правового регулирования порядка и критериев установления степени утраты профессиональной трудоспособности гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, и неправомерности отказа в проведении медико-социальной экспертизы Фомина И.А. в целях установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, без которой невозможна реализация гарантированного права на возмещения вреда, причиненного здоровью.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора г.Сыктывкар, в интересах Фомина ФИО3, удовлетворить.
Признать отказ Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» от 10.09.2019г. в проведении Фомину ФИО4 медико-социальной экспертизы с целью установления профессиональной трудоспособности в процентах незаконным.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» провести Фомину Ивану Анатольевичу медико-социальную экспертизу с целью установления степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах), которая вызвана травмами, полученными им в результате дорожно-транспортного происшествия, не связанного с исполнением трудовых или иных профессиональных обязанностей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>