Дело № 2а-496/2019
24RS0029-01-2019-000239-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2019 года пгт. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижиковой О.В.,
с участием представителя административного истца пом. прокурора Закревской Е.И.,
представителя ответчика Фадеевой Т.Э., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №
при секретаре Слугиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Козульского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Козульского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.
Требования мотивируя тем, что прокуратурой района на основании обращения ФИО1, задания прокуратуры Красноярского края проведена проверка соблюдения администрацией Лазурненского сельсовета требований законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе обследования прокуратурой района совместно с ОГИБДД МВД России по Козульскому району участков дорожного покрытия <адрес> установлено, что в нарушение п. 4.6.1.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на участках дороги в <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> отсутствует стационарное электрическое освещение. По мнению административного истца, указанные недостатки затрудняют движение транспортных средств с разрешенной ПДД РФ скоростью на участках дорог по вышеуказанным адресам, а также создают угрозу безопасности дорожного движения. По результатам выявленных нарушений прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного. Вместе с тем, до настоящего времени стационарное электрическое освещение в <адрес> не установлено. Прокурор считает, что по результатам проверки установлен факт бездействия Администрации Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края по обеспечению безопасности дорожного движения в части непринятия мер по установке стационарного уличного освещения на участках дороги в <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, что противоречит действующему законодательству, требованиям, правилам и технических нормам, стандартам и другим нормативным документам в области безопасности дорожного движения. Нарушение администрацией Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края вышеуказанного законодательства, выраженное в ненадлежащем осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения и обеспечении безопасности дорожного движения на них по содержанию дорог, свидетельствует о грубых нарушениях прав граждан в области безопасности дорожного движения.
Отсутствие уличного стационарного освещения может повлечь повышение аварийности, причинение имущественного ущерба автовладельцам, пешеходам создать реальную угрозу жизни и здоровью жителей <адрес>, так и граждан постоянно не проживающих в <адрес>.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края по непринятию мер по устройству уличного стационарного освещения на участках дороги в <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>. Обязать администрацию Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в силу устранить выявленные нарушения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, установить уличное стационарное освещение на участках дороги в <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>.
Административный истец помощник прокурора Закревская Е.И. в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала в полном объёме, обосновывая изложенными в нем обстоятельствами.
Представитель административного ответчика Администрации Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования административного искового заявления не признала, суду пояснила, что ответчиком были приняты меры по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, неоднократно обращались в администрацию района, так как администрация Лазурненского сельсовета находится на дотации района, но им было отказано. От ЭЧ-8 ответ не получили. На частичный ремонт и проведение освещения в <адрес> в бюджет денежные средства не заложены, а из того что выделено на ремонт дороги не могут перенаправить, просят суд увеличить срок для устранения нарушений требований законодательства с 3 месяцев до 1 года, в связи с тем, что денежные средства будут заложены в бюджет на следующий год.
Административный ответчик глава сельсовета ФИО3 направил суду возражения на административное исковое заявление, указав, по факту бездействия администрации Лазурненского сельсовета в части отсутствия стационарного освещения пояснил, что бюджет администрации Лазурненского сельсовета является дотационным. В связи, с чем администрация сельсовета неоднократно обращалась в Финансовое Управление администрации района о выделении финансирования на проведение и ремонт стационарного электрического уличного освещения в <адрес>. Однако письмами от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № в выделении финансирования было отказано. Дополнительных доходных источников администрация Лазурненского сельсовета не имеет. Учитывая данные обстоятельства, считает, что принятие ими мер о выделении финансирования уже подтверждает факт того, что орган местного самоуправления, в лице администрации Лазурненского сельсовета, не бездействовал, а принимал возможные меры к устранению нарушения. Кроме того, силами администрации Лазурненского сельсовета были приняты меры: неоднократно подавались заявки в Финансовое управление администрации Козульского района о возможности выделения денежных средств на проведение и ремонт стационарного электрического уличного освещения в <адрес>. От ДД.ММ.ГГГГ, от 14.01.2019г. ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление начальнику ЭЧ-8 ФИО4 разместить светодиодные прожекторы в д.Шушково, по настоящее время ответ не получен. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Лазурненского сельсовета были обследованы автодороги всех населенных пунктов МО и составлен Акт обследования о многочисленных выбоинах и ледовым накатом на проезжей части по <адрес>, где было установлено исправление профиля дороги, частичный ремонт и подсыпка слоев оснований из ПГС (щебня), гравийной смесью, произвести в летний период 2019 года. На основании Акта обследования издано Распоряжение о временном прекращении движения транспортных средств с ДД.ММ.ГГГГ по 10.05.2019гг. От ДД.ММ.ГГГГ администрацией Лазурненского сельсовета сформирована онлайн заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридического лица максимальной мощьностью до 5 кВт включительно от одного источника питания
Кроме того, бюджетом района на содержание дорог в Лазурненском сельсовете предусмотрено 177 775 рублей. В настоящее время 90 000 тысяч рублей, из предусмотренных средств выделены Администрации Лазурненского сельсовета. Из выделенных средств, произвести ремонт освещения в <адрес> в текущем 2019 году в администрации Лазурненского сельсовета нет возможности. Просит суд в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Суд, выслушав пом.прокурора Закревскую Е.И., представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение
функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее - Ф3№257-Ф3) к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 6 ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ определено, что к дорожной деятельности относится, в том числе, деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу ст.15 Федерального закона №257-Ф3 осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков.
Частью 1 ст. 17 Федерального закона №257-Ф3 установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п. 15 ч.1 ст.7 Устава Лазурненского сельсовета к вопросам местного значения Лазурненского сельсовета отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закона №196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно ст. 6 Закона №196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст.12 Закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Под безопасностью дорожного движения в соответствии со ст.2 Закона №196-ФЗ понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Согласно п.2 ст.12 Закона №196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п.4.6.1.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по [4]; на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут и более; на средних и больших мостах (путепроводах) в соответствии с таблицей 7; на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос; на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м; в транспортных автодорожных тоннелях и на подходах к въездным порталам по [5]; под путепроводами, на дорогах I-III категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м; на внеуличных пешеходных переходах; на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток; на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
В судебном заседании установлено, что в <адрес>, на участках дороги <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> отсутствует уличное стационарное освещение, что подтверждается актом выявленных недостатков от ДД.ММ.ГГГГ За обеспечение безопасности дорожного движения отвечает Администрация Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края.
Таким образом, допущенное бездействие административного ответчика не соответствует требованиям законодательства о безопасности дорожного движения и создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - жителей <адрес> иных лиц, находящихся в <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора Козульского района в интересах неопределенного круга лиц, следует признать незаконным бездействие администрации Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края по непринятию мер по устройству уличного стационарного освещения на участках дороги в <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>. Возложить на администрацию Лазурненского сельсовета <адрес> обязанность установить уличное стационарное освещение на участках дороги в <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, с учетом объема работы, необходимости решения финансовых, организационных вопросов в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Козульского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края по непринятию мер по устройству уличного стационарного освещения на участках дороги в <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>.
Возложить на Администрацию Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края обязанность в течение 5 (пяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, установить уличное стационарное освещение на участках дороги в <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий судья: О.В. Чижикова
Мотивированное решение изготовлено: 02.07.2019г.