№2-209/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2021 года с.Сергокала
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Магомедова Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Ибрагимовой А.Ш.,
с участием заявителя Саидовой ФИО1.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации МР «<адрес>» РД о признании лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации МР «<адрес>» РД о признании лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Свои требования истец мотивировала тем, что как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей она находилась в списке очередников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Постановлением Администрации МР «Сергокaлинский район» РД №1 от 11.01.2021 года она исключена из данного списка, о чем извещена уведомлением от 13.01.2021 года, которое получила лишь месяц назнад. Решение об исключении её из названного списка мотивировано тем, что не относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ей рекомендовано обратиться в суд для установления данного статуса. Указанные обстоятельства обусловили её обращение в суд, ибо считает, что она относится к лицам из числа детей оставшихся без попечения родителей и потому имеет право на гарантии по социальной поддержке, установленные законом для данной категории лиц. В настоящее время ей 20 лет. До достижения 18 лет она осталась без попечения родителей. Её отец - ФИО2, 28.12.1968г.р., является инвалидом второй группы третьей степени, что приравнивается к инвалидности 1 группы, нетрудоспособен. Инвалидность установлена бессрочно еще с 1999 года. У него диагностированы тяжелые заболевания, хронический активный гепатит, удаление эхинококковой кисты, хронический панкреатит и многое другое. Неоднократно оперирован. Находится на «д» учете у хирурга. Её мать - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, также является инвалидом 2 группы, нетрудоспособна. Инвалидность установлена еще в 2006 году. Она также состоит на учете у врачей в Сергокалинской поликлинике, в хирургическом отделении в связи с тяжелыми заболеваниями, в частности у нее диагностирован ревматизм, ревмокардит ГБ2, АГ2, риск 4, ДЭП, хронический пиелонефрит и другие болезни. Находится на Д учёте у врача. В силу имеющихся заболеваний её родители не могли ухаживать за ней, воспитывать её, то есть выполнять родительские обязанности, ибо они сами нуждалась в помощи и присмотре посторонних лиц. В связи с этим над ней было установлено опекунство. Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что еще до достижения ею 18 лет она осталась без попечения родителей, что является основанием для признания её лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Изложенное, полагает, дает ей основание просить суд признать его лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем, предписания ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и то обстоятельство, что у неё нет жилья, а потому она остро нуждается в нем, полагает, даёт ей основание также просить суд обязать администрацию МР «<адрес>» РД поставить её на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Она действительно не имеет жилья и остро нуждается в нем. В настоящее время она проживает в наёмной квартире <адрес>, где обучается. Зарегистрирована она по месту жительства в доме своего дяди. В подтверждение того, что у неё нет жилья, представляет справку администрации СП «<адрес>» <адрес> РД. Сам факт того, что она была включена в список очередников и исключена из него по тому основанию, что не подтвержден её юридический статус как лица из числа детей оставшихся без попечения родителей явствует, что она действительно нуждается в жилье и имеет право на его получение. В виду изложенного, просит признать ее лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязать администрацию МР «<адрес>» РД поставить её на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец ФИО1 на судебном заседании полностью поддержала свои исковые требования и просила их удовлетворить по изложенным в них основаниям. Также она пояснила, что её опекуном был её дядя ФИО4. В январе 2021 года её данные были исключены из списка очередников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. При этом само постановление она получила спустя месяц после вынесения данного решения. После они пытались восстановить её законные права. Её опекун ФИО4 занимался её воспитанием с самого раннего детства, так как её родители являются инвалидами, они не могли ухаживать за ней, воспитывать её, то есть выполнять родительские обязанности, они сами нуждались в помощи и присмотре посторонних лиц. С самого раннего детства и по сей день, она проживает у своего дяди и опекуна ФИО4 На сегодняшний день она учится и работает в <адрес>, проживает на съемной квартире, и каждый месяц оплачивает за квартиру денежные средства в размере 15 000 рублей, что обременительно для неё. По сей день её опекун ФИО4 помогает ей, оплачивает квартиру, которую она снимает. Она очень остро нуждается в жилом помещении и просит суд установить её законные интересы.
Представитель ответчика администрации МР «<адрес> РД» ФИО6 по доверенности от 11.01.2021г. на судебном заседании исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении. Также он пояснил, что 25 ноября 2020 года в соответствии с приказом Министерства образования и науки РД от 16.11.2020 года за №2309-07/20 была проведена проверка деятельности Администрации МР «Сергокалинский район». В части соответствия деятельности Администрации МР «Сергокалинский район» требованиям закона РД №57 от 04.12.2008 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями РД по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В ходе проведения проверки было выявлено следующее нарушение - нарушение требований ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года №159 – ФЗ п.3. – порядок обеспечения жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств бюджета РД утвержденного постановлением Правительства РД от 02.06.2009 года №161 и перечня документов необходимых для включения в список подлежащих обеспечению жилым помещением детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список включены лица, не имеющие статус дети – сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей – сирот детей, оставшихся без попечения родителей, установленные в соответствии с действующим законодательством. Проверка ссылается на постановление Правительство РД от 26 августа 2013 года №408, где в п.3 данного постановления указано, что одним из документов, подтверждающих утрату гражданином в несовершеннолетнем возрасте родительского попечения должна быть копия решения суда об отсутствии факта родительского попечения, либо копия решения суда о признании родителей (родителя) недееспособными (недееспособным), копия решения суда о признании родителей (родителя) умершими (умершим) или копия решения суда о признании родителей (родителя) ограниченно дееспособными (ограниченно дееспособным). На основании акта проведенной проверки было направлено сопроводительное письмо на имя главы МО «Сергокалинский район», где было предложено устранить выявленные нарушения, представить отчет об устраненных выявленных нарушениях и рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностного лица допустившего данную ошибку. На основании указанного письма и акта было вынесено постановление Администрации МР «Сергокалинский район» №1 от 11.01.2021 года, согласно которому истец ФИО1 попала в список детей исключенных из списка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилых помещениях.
Проверив и исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что заявитель ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о рождении I-БД №380802 родителями ФИО1 являются ФИО2 и ФИО3.
Из исследованных судом справок врачебной амбулатории <адрес> ГБУ РД «Сергокалинская ЦРБ» от 28.06.2021г. следует, что родители заявителя ФИО1 находятся на Д учёте в хирургическом отделении СЦРБ и являются инвалидами II группы. Аналогично справки об инвалидности свидетельствуют о том, у родителей заявителя имеется вторая группа инвалидности, установленная бессрочно.
Исследованное судом постановление №110 от 08.07.2010г. администрации МР «Сергокалинский район» РД свидетельствует о том, что в 2009 году над ФИО1 было назначено опекунство. Опекуном заявителя стал дядя ФИО4, в связи с тем, что родители несовершеннолетней – ФИО2 и ФИО3. инвалиды II группы и признаны нетрудоспособными.
Допрошенный в ходе судебного разбирательства свидетель ФИО7 показал, что заявителя ФИО1 знает примерно 7-8 лет. Она училась вместе с его двоюродной сестрой, часто встречал дома у её дяди ФИО4, когда приходил к ним в гости. Заявитель проживала в его домовладении. Со слов ФИО4 он является её опекуном. Также ему известно, что родители истца являются инвалидами, нетрудоспособны. Так как они не в состоянии воспитывать и ухаживать за своими детьми, ФИО4 оформил опекунство над заявителем ФИО1.
Допрошенный в ходе судебного разбирательства свидетель ФИО8 показал суду, что заявителя заявителя ФИО1 часто встречал дома у её родного дяди ФИО4, когда приходил к ним в гости. Заявитель проживала в его домовладении. Со слов ФИО4 он является её опекуном. Также ему известно, что родители заявителя являются инвалидами, нетрудоспособны. Так как они не в состоянии воспитывать и ухаживать за своими детьми, ФИО4 оформил опекунство над истцом ФИО1. Кроме того, родители истца не имеют собственного жилья. В настоящее время заявитель учится и работает в <адрес>. В данный момент, она находится дома у ФИО4 на каникулах.
Оценивая показания указанных свидетелей, суд считает их достоверными и правдивыми, какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе данного дела суд не находит.
В соответствии со ст.1 ФЗ от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что еще до достижения заявителем 18 лет она осталась без попечения родителей, следовательно, относится к указанной в вышеупомянутом законе, категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст.8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Исходя из п.9 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из исследованной судом справки администрации «<адрес>» от 28 июня 2021 года следует, что ФИО1 прописана и проживает по адресу РД, <адрес> и не имеет собственный жилой дом.
Судом установлено, что согласно исследованному постановлению №1 от 11.01.2021г. об исключении из списка очередников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жильём лиц, не имеющих юридический статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании акта проверки деятельности Администрации МР «Сергокалинский район» проведённым Министерством образования и науки РД от 25.11.2020г. на основании приказа Министерства образования и науки РД от 16.11.2020г. № и выявленных нарушений требований федерального законодательства Администрация МР «<адрес>» постановила: исключить из списка очередников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жильём лиц, не имеющих юридический статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа ФИО1
Указанные обстоятельства обусловили обращение истца в суд за защитой нарушенных прав.
Согласно ст.121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст.123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В указанной статье содержится перечень случаев отсутствия родительского попечения над детьми. Болезнь родителей прямо указана в качестве случая отсутствия родительского попечения над ребёнком. Родители истца ФИО1 имели заболевания, не позволявшие им в должной мере осуществлять уход и заботу над несовершеннолетним ребёнком. Таким образом, суд считает доводы истца законными и обоснованными и не находит оснований для отказа в их удовлетворении, так как утрата родительского попечения над истцом ФИО1 была установлена в несудебном порядке органами опеки и попечительства администрации МР «<адрес> РД».
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 4 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" гласит, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии со ст.11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом.
Исходя из ст.10 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Должностные лица органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона в соответствии с Конституцией РФ, с законодательством РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 198, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Администрации МР «<адрес>» РД о признании лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворить.
Признать ФИО1 лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Администрацию МР «<адрес>» принять на учёт ФИО1 в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме через Сергокалинский районный суд Республики Дагестан.
Решение отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьёй и приобщён к материалам дела.
Резолютивная часть объявлена в 12 час. 50 мин. 13.08.2021г.
Мотивированное решение составлено в 10 час. 00 мин. 16.08.2021г.
Судья Ю.А. Магомедов