Решение по делу № 2-275/2024 от 03.05.2024

Уникальный идентификатор дела

11RS0018-01-2024-000345-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2024 года

дело № 2-275/2024

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

под председательством судьи Барбуца О.В.,

при секретаре судебного заседания Тарабукиной В.М.,

с участием истца Мамонтовой А.А.,

представителя ответчика Павловой М.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мамонтовой А.А. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда,

установил:

Мамонтова А.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений. В обоснование исковых требований указала, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что её мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отца не было, его она не знает. В свидетельстве о рождении отцом был записан её дед - ФИО2. Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения. После смерти матери до совершеннолетия она проживала со своей двоюродной тетей в <адрес>. В настоящее время она проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> со своим мужем. Данное жилое помещение принадлежит его брату ФИО6 Она зарегистрирована по адресу: <адрес>, в данном жилом помещении она проживала с матерью до момента её смерти. В соответствии с актом и заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации сельского поселения «Усть-Нем» многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Она как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждается в получении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, между тем до настоящего времени данное право не реализовано. Собственного жилья она не имеет, также не имеет достаточных финансовых средств, чтобы снять жилье. Ввиду ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей органами опеки и попечительства, на которые возлагается обязанность по защите имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она в список не включена, за ней было закреплено жилье, фактически непригодное для проживания, о чем свидетельствует факт признания дома аварийным и подлежащим сносу.

Истец Мамонтова А.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске, дополнила, что своевременно не обратилась с заявлением о постановке на учет на получение жилья, поскольку с 2016 года находится в академическом отпуске, в настоящее время также находится в отпуске по беременности с четвертым ребёнком.

Представитель ответчика Павлова М.В. в судебном заседании исковые требования не признала основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление. В письменном отзыве указано, что Мамонтова А.А. обратилась в администрацию муниципального района «Усть-Куломский» о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений по достижении возраста 23 лет. Согласно паспортным данным Мамонтовой А.А. на момент подачи запроса 24 года, таким образом, она не подходит под вышеуказанную категорию граждан и не может быть включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Постановлением администрации муниципального «Усть-Куломский» от 08.02.2024 № 165 на основании пункта 8 статьи 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми», в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Мамонтовой А.А. отказано во включении в список детей-сирот, в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право на включение в список, в связи с достижением возраста 23 лет. С достижением возраста 23 лет, граждане, относившиеся к категории дети - сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные законом меры социальной поддержки. За Мамонтовой А.А. на основании постановления главы администрации села «Усть-Нем» МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сохранено право проживания в жилом помещении, находящемся по адресу: <адрес>. Многоквартирный дом, находящийся по данному адресу, в котором находится жилое помещение , закреплённое за Мамонтовой А.А., признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации сельского поселения «Усть-Нем» от ДД.ММ.ГГГГ , после достижения Мамонтовой А.А. возраста 23 лет.

Заслушав доводы стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему мнению.

В Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Меры социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ). Дополнительные гарантии прав детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Положениями части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в том числе, следующего обстоятельства: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Таким образом, на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии факта нуждаемости в жилом помещении в связи с невозможностью проживания в нем и отсутствия закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения.

Судом установлено, что Мамонтова А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (справка отдела опеки и попечительства администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ ).

Опекуном над несовершеннолетней Мамонтовой А.А. была назначена ФИО4 (постановление главы администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ).

С целью реализации права на обеспечение жилым помещением ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированного жилого помещения.

Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ Мамонтовой А.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с достижением возраста 23 лет.

Установлено, что истец Мамонтова А.А. и её мать ФИО1 проживали по адресу: <адрес>.

Указанное жилое помещение после смерти ФИО1 закреплено за несовершеннолетней Мамонтовой А.А. (постановление главы администрации села «Усть-Нем» МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ).

Собственником указанного жилого помещения является администрация сельского поселения «Усть-Нем» (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ).

Из акта обследования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составленного межведомственной комиссией администрации сельского поселения «Усть-Нем» следует, что указанный жилой дом не соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , срок эксплуатации до капитального ремонта по всем пунктам истек, следовательно, проведение каких-либо работ, связанных с восстановительным ремонтом, в том числе и с проведением срочного капитального ремонта и реконструкции экономически не целесообразно. Выявлены основания для признания многоквартирного <адрес> в <адрес> Республики Коми аварийным и подлежащим сносу.

Аналогичные сведения указаны в заключении межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации сельского поселения «Усть-Нем» от ДД.ММ.ГГГГ указанный выше жилой дом признан аварийным и подлежащем сносу. Срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям администрации сельского поселения «Усть-Нем» от ДД.ММ.ГГГГ , ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы истец Мамонтова А.А. и ФИО5

Договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ заключен между администрацией сельского поселения «Усть-Нем» и ФИО5 Вселен в указанное жилое помещение ФИО5 один (пункт 3 договора найма).

Установлено, что после смерти матери истец Мамонтова А.А. в спорном жилом помещении не проживала, фактически проживала до совершеннолетия у опекуна по адресу: <адрес> (справка администрации сельского поселения «Югыдъяг» от ДД.ММ.ГГГГ ).

В настоящее время истец проживает по адресу: <адрес> со своей семьей (сожитель ФИО6, несовершеннолетние дети: ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения). Указанное жилое помещение принадлежит ФИО8 - брату сожителя истца.

По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества отсутствует информация о правах Мамонтовой А.А. на объекты недвижимого имущества (уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ ).

Обязанность государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-либо сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Согласно статье 112 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

В материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие, что с момента смерти матери Мамонтовой А.А., орган опеки принял меры по защите её жилищных прав, осуществлял контроль за условиями её проживания, а также за состоянием жилого помещения, в котором она была зарегистрирована по месту жительства. Приведенные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о нарушениях конституционного права истца на жилище. Суд учитывает, что меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности. Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Мамонтова А.А. не по своей вине не смогла своевременно реализовать гарантированное ей право и не может быть лишена такого права произвольно. Материалами дела подтверждено, что Мамонтова А.А. другим жильем не обеспечена, в настоящее время она проживает со своей семьей на съемной квартире в <адрес>, продолжая быть зарегистрированной по месту жительства в жилом помещении, признанным аварийным и подлежащим сносу.

То обстоятельство, что по вопросу включения в вышеуказанный список Мамонтова А.А. впервые обратилась только в январе 2024 года, в данном случае не должно повлечь безусловный отказ во включении в список, поскольку на момент подачи запроса истцу было чуть более 24-х лет (24 года 2 месяца) и, как пояснила истец в судебном заседании, она несколько раз находилась в отпуске по беременности и родам, а далее – по уходу за ребенком, в настоящее время имеет на иждивении трех детей и находится в отпуске по беременности с четвёртым ребёнком.

Принимая во внимание изложенное, суд находит исковые требования Мамонтовой А.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Мамонтовой А.А. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» (ОГРН 1021101033030, ИНН 1114000888) включить ФИО3 (паспорт гражданина РФ ) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.

Председательствующий: подпись.

Мотивированное решение составлено 10 июня 2024 года.

Копия верна. Судья О.В. Барбуца

2-275/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Мамонтова Ангелина Александровна
Ответчики
администрация МР "Усть-Куломский"
Суд
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
Судья
Барбуца О.В.
Дело на странице суда
ukolomsud.komi.sudrf.ru
03.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2024Передача материалов судье
13.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2024Судебное заседание
10.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее