№2-1215/2019
70RS0001-01-2019-001425-83
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2019 года Кировский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Корнеевой Т.С.,
при секретаре Семычевой М.Н.,
с участием истца Дмитриева П.В., представителя ответчика Министерства финансов РФ - Паниной И.В., действующей на основании доверенности от 14.12.2018, представителя ответчика ФСИН России, УФСИН России по Томской области - Евтеева В.Г., действующего на основании доверенности от 14.12.2016 и от 10.01.2019, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске посредством видеоконференц-связи гражданское дело по иску Дмитриева П.В. к Министерству финансов Российской Федерации, ФСИН России, УФСИН России по Томской области о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Дмитриев П.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, УФСИН России по Томской области о взыскании компенсации морального вреда, в котором просит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размер 6000 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что в феврале, марте, апреле, мае, июне, августе, октябре, ноябре 2018 года истец не был обеспечен хозяйственным мылом, а также в феврале, марте, апреле, июне, августе, ноябре 2018 года не был обеспечен гигиеническими наборами, что причинило истцу моральный вред, испытал нравственные страдания и переживания.
Определением Кировского районного суда г.Томска от 22.04.2019 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФСИН России).
Истец Дмитриев П.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Министерства финансов РФ Панина И.В. в судебном заседании полагала, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком, т.к. главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализации возложенных на нее функций является ФСИН России.
Представитель ответчика ФСИН России, УФСИН России по Томской области Евтеев В.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований ввиду отсутствия доказательств в обоснование исковых требований. Указал, что действительно в феврале, марте, апреле, мае, июне, августе, октябре, ноябре 2018 года хозяйственное мыло не выдавалось, но по объективным обстоятельствам, в январе, июле сентябре 2018 года хозяйственное мыло выдавалось, кроме того, Дмитриеву П.В. выдавались гигиенические наборы в январе, мае, июле, сентябре, октябре 2018 года, куда входило туалетное мыло. Кроме того, мыло выдаётся лишь по заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете. Осужденный Дмитриев П.В. не обращался с жалобами на нарушение его прав, в связи с невозможностью стирать свои вещи и не был привлечен к дисциплинарной ответственности за неопрятный вид. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств причинения морального вреда.
Представитель третьего лица ФКУ ИК-2 УФСИН России по Томской области в судебное заседание в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате и времени судебного заседания, о причинах не явки суд не уведомил.
Суд на основании ст.ст.35, 167 ГПК Российской Федерации, ст.ст.10, 165.1 ГК Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Выслушав участвующих в деле лиц, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из этого, а также из положений ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским судом по правам человека к бесчеловечному обращению относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания.
В соответствии со ст. 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Естественно, что права и свободы лица, находящегося под стражей, могут быть ограничены с учетом характера применяемых к нему мер. Однако любое ограничение прав и свобод должно основываться на законе. Это положение следует не только из текста Конвенции, но и, в частности, из Конституции РФ (ст. 55).
Существуют права и свободы, которые не подлежат ограничению ни при каких условиях. Это, к примеру, право не быть подвергнутым пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию (ст. 3 Конвенции), а также запрет на содержание в рабстве или подневольном состоянии (п. 1 ст. 4 Конвенции).
Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния.
Конституция РФ, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (ст. 2), гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и ст. 151 ГК Российской Федерации.
В соответствии со ст. 150, 151 ГК Российской Федерации в случае причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права, в том числе, и унижающими достоинство, суд может возложить на нарушителей обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) Моральный вред, в частности, может заключаться временным ограничением или лишением каких-либо прав.
Как видно из материалов дела, установлено в судебном заседании Дмитриев П.В. в феврале, марте, апреле, мае, июне, августе, октябре, ноябре 2018 года не был обеспечен хозяйственным мылом, а также в июле и августе 2018 года не был обеспечен гигиеническими наборами, что подтверждается справкой ФКУ ИК-2 УФСИН России по Томской области от 16.04.2019, а также ведомостями выдачи предметов первой необходимости (гигиенический набор) ФКУ ИК-2 УФСИН России по Томской области.
При этом в силу ч. 2, 4 ст. 99 УИК Российской Федерации осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин).
Из п.3 Постановления Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» утверждена минимальная норма материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время. Согласно норме на одного человека мужского пола один раз в месяц выдается хозяйственное мыло 200 грамм.
Из ответа прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях №855ж-2018 от 22.11.2018 следует, что обращения осуждённого Дмитриева П.В. от 23.10.2018 и 16.11.2018, поступившие в Томскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области 24.10.2018 и 19.11.2018 соответственно, зарегистрированные за №855ж-2018, по вопросу ненадлежащей выдачи гигиенических наборов и хозяйственного мыла в 2018 году, рассмотрены. В ходе проверки факт ненадлежащего исполнения администрацией ФКУ ИК-2 УФСИН России по Томской области обязанности по выдачи осуждённому Дмитриеву П.В. гигиенических наборов и хозяйственного мыла в 2018 году подтвердился. Так, хозяйственное мыло осуждённому Дмитриеву П.В. выдавалось в январе, июле, сентябре 2018 года, а гигиенические наборы выдавались в январь - мае, июле, сентябре, октябре 2018 года, что подтверждается росписью осуждённого в соответствующих ведомостях, а также иными материалами проведённой, проверки.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а так же о нормах питания и материальнобытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ и пограничных органов ФСИН, на мирное время» дорожный гигиенический набор состоит из следующих предметов гигиены: мыло туалетное - 50 г, зубная паста (порошок) - 30 г, одноразовая бритва - 6 штук, туалетная бумага - 25 метров.
Вместе с тем, в силу отсутствия в порядке статьи 56 ГПК РФ доказательств надлежащего обеспечения истца хозяйственным мылом в период феврале, марте, апреле, мае, июне, августе, октябре, ноябре, декабре 2018 года, а также в июле и августе 2018 гигиеническим набором, суд приходит к выводу о том, что права Дмитриева П.В. на получение положенного хозяйственного мыла, и гигиенического набора в 2018 году в том числе, в целях соблюдения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений нарушены.
Таким образом, в судебном заседании нашли подтверждение доводы истца о том, что в отношении него допущены незаконные бездействия государственных органов в части обеспечения его хозяйственным мылом с учетом норм и гигиеническим набором.
При этом, суд находит состоятельными доводы истца о причинении ему тем самым морально-нравственных страданий, поскольку не обеспечение Дмитриева П.В. должным образом хозяйственным мылом и гигиеническим набором ведет не только к нарушению его имущественных прав, но и создает препятствия к соблюдению Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений при отбывании наказания в виде лишения свободы в части требований к установленной форме одежды для ношения им (Дмитриевым П.В.), как осужденным. Согласно же ч. 2, 6 ст. 11 УИК Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
С учетом фактических обстоятельств, анализа представленных доказательств суд находит доказанным, что у истца имеются правовые основания для предъявления требований в порядке ст. 1069 ГК Российской Федерации о компенсации морального вреда.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут предусмотренную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных норм международного права и международных договоров РФ» унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом требований режима содержания.
Поскольку в судебном заседании нашли подтверждение доводы истца о не обеспечении его ежемесячно хозяйственным мылом и гигиеническим набором в 2018 году, что нарушило его права, гарантированные законом, и причинило ему страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, требование Дмитриева П.В. о взыскании денежной компенсации причиненного ему морального вреда подлежит удовлетворению.
При определении размера денежной компенсации морального вреда суд в соответствии со ст. 1101 ГК Российской Федерации учитывает характер и степень тяжести причиненных истцу нравственных страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, период времени, в течение которого были допущены нарушения прав истца. С учетом изложенных обстоятельств, суд считает разумным и справедливым определить размер денежной компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца в размере 1000 руб.
В силу ст. 1071 ГК Российской Федерации в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от ее имени выступает финансовый орган.
Как устанавливает п.3 ст.125 ГК Российской Федерации, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с п.п.1 п.3 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
На основании 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» от 13.10.2004 №1314 ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
По смыслу приведенных положений по искам о возмещении причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц вреда за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает Федеральная служба исполнения наказаний как главный распорядитель бюджетных средств.
Функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание УФСИН России по Томской области и реализацию возложенных на него задач, осуществляются получателем средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации - ФСИН России.
При таких обстоятельствах Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком, в связи с чем, обязанность по возмещению вреда должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1000 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: -░░░░░░░- ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.