Решение по делу № 2а-990/2019 от 05.04.2019

                                                                  Дело № 2а-990/2019 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 апреля 2019 года                                                                         г. Орел

Орловский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Соколовой Н.М.,

при секретаре Нечаевой М.А.,

с участием представителя истца помощника прокурора Куриловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Орловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Сеничкину А. А.ичу о прекращении действия права управления транспортным средством и признании водительского удостоверения недействительным,

У С Т А Н О В И Л:

В Орловский районный суд Орловской области обратился прокурор Орловского района Орловской области с административным исковым заявлением к Сеничкину А. А.ичу о прекращении действия права управления транспортным средством и признании водительского удостоверения недействительным, указывая на то, что прокуратурой Орловского района осуществляется надзор в сфере безопасности дорожного движения с целью пресечения и предупреждения ДТП по вине водителей, состоящих под наблюдением в БУЗ ОО «Орловский наркологический диспансер».

Как установлено по результатам проверки, Сеничкину А. А.ичу, Дата года рождения, УГИБДД УМВД России по Орловской области Дата выдано водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категорий «В», которое в настоящее время является действительным.

Согласно сведениям БУЗ ОО «Орловский наркологический диспансер» Сеничкин А.А. состоит на диспансерном наблюдении БУЗ ОО «Орловский наркологический диспансер» с августа 2018 года с диагнозом употребление алкоголя с синдромом зависимости, средней степени, периодическое употребление» (F10.3). Согласно имеющейся медицинской документации ремиссия не наступила.

На основании Постановления Правительства РФ от 29.12.2014 №1604 транспортным средством управлять не может. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ № 1604 от 29.12.2014 г. утвержден перечень медицинский противопоказаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно п.7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством, являются в том числе психический расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением псипхоактивных веществ до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.

Согласно перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 28 апреля 1993 года № 377 лица, страдающие заболеванием «алкоголизм» не имеют права осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности, а именно быть водителями авто, мототранспортных средств и городского электротарнспорта.

Приказом Минздрава СССР № 704 от 12.08.1988 если «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» установлено, что снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам: стойкая ремиссия (выздоровление). Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-колнсультативной комиссии учреждения, в котором наблюдается больной.

Из изложенного следует, что у гражданина имеется прямое противопоказание к управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинскими документами, то, безусловно, имеется непосредственная угроза для безопасности дорожного движения, что является основанием прекращения действия права на управлением транспортными средствами.

Поскольку все граждане являются непосредственными участниками дорожного движения, как в качестве водителей транспортных средств, так и в качестве пешеходов и пассажиров, они имеют право на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 ФЗ № 196- ФЩЗ принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно - транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор, реализуя принадлежащие ему публично-властные полномочия, вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с требованием о прекращении действия права управления транспортным средством и признании водительского удостоверения недействительным.

Прокурор просит прекратить действие права на управление транспортными средствами Сеничкина А. А.ича, Дата года рождения, признать недействительным водительское удостоверение Сеничкина А. А.ича , выданное УГИБДД УМВД России по Орловской области Дата на право управления транспортными средствами категории «В».

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Орловского района Орловской области Курилова Е.В.заявленные требования поддержала, по изложенным в заявлении основаниям.

Административный ответчик Сеничкин А.А. в судебное заседание не явился. Судебные извещения о дате и времени рассмотрения дела, направленные ответчику по месту регистрации, возвращены в суд за истечением срока хранения.

Представитель заинтересованного лица УГИБДД УМВД России по Орловской области в судебное заседание, о времени и месте которого был извещен надлежащим образом, не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

В соответствие со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав доводы представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании п.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 3 статьи 8 «Конвенции о дорожном движении», заключенной в г. Вене 08.11.1968, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

Согласно п.2 ст.1 ГК РФ, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны небезопасности государства.

В соответствии с п.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу ч.1 ст. 1079 ГК РФ использование транспортных средств относится к деятельности, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.

Согласно ст.3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими; результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст.23.1 ФЗ № 196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством: являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Право на управление транспортным средством подтверждается соответствующим удостоверением.

В соответствии со ст. 24 ФЗ № 196-ФЗ, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровье водителя.

На основании пункта 1 ст.45 Федерального закона от 08 января 1998 года № 3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» для лиц больных наркоманией, установлены ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации №1604 от 291.12.2014 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством (далее - Перечень), согласно п.7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).

Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года №377, лица, страдающие заболеванием «наркомания» не имеют права осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности, в том числе быть водителями транспортных средств категории «В».

Приказом Минздрава СССР №704 от 12.08.1988, если «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» установлено, что снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам: стойкая ремиссия (выздоровление). Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.

Из вышеизложенного следует, что если у гражданина имеется прямое противопоказание к управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинскими документами, то, безусловно, имеется непосредственная угроза для безопасности дорожного движения, что является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами.

Поскольку все граждане являются непосредственными участниками дорожного движения, как в качестве водителей транспортных средств, так и в качестве пешеходов и пассажиров, они имеют право на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 ФЗ № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу части 1 ст.39 КАС РФ, прокурор, реализуя принадлежащие ему публично-властные полномочия, вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с требованием о прекращении действия права управления транспортным средством и признании водительского удостоверения недействительным.

В свою очередь со стороны суда, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора, должен осуществляться судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации государственных или иных публичных полномочий.

Таким образом, исходя из ч.1, 3 ст.1 КАС РФ дела, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, рассматриваются судами порядке административного судопроизводства.

Из материалов дела следует, что Сеничкин А.А. состоит на диспансерном учете в БУЗ ОО «Орловский наркологический диспансер» с августа 2018 года с диагнозом «употребление алкоголя с синдромом зависимости, средней степени, периодическое употребление».

Из содержания медицинской карты амбулаторного больного Сеничкина А. А.ича следует, что с Дата он был поставлен на диспансерный учет у нарколога в связи с обращением к врачу.

Таким образом, установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов ФЗ «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.

При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.

Пункт 1 статьи 1065 ГК РФ заинтересованному лицу возможность обращения в суд с иском о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем.

Правило названной статьи имеет предупредительное значение и является специальным по отношению к норме, содержащейся в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.

Поскольку в статье 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет об опасности причинения вреда, следовательно, вред еще не причинен и поэтому бремя доказывания возможности причинения вреда и необходимости запрещения той или иной деятельности лежит на лице, обратившемся в суд.

Системное толкование приведенных выше норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела позволяют суду сделать вывод, что наличие у административного ответчика имеющегося у него заболевания препятствует управлению им транспортными средствами категориями «В», «С», что в силу ст. 28 закона «О безопасности дорожного движения» влечет прекращение права на управление транспортными средствами категориями «В», «С», поскольку создает реальную угрозу жизни и здоровью как самого водителя, так и иных участников дорожного движения, и, соответственно влечет за собой признание водительского удостоверения серии на право управления транспортными средствами категорий «В» выданного Дата УГИБДД УМВД России по Орловской области Сеничкину А. А.ичу, Дата года рождения, недействительным.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ, госпошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден (п. 9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ), в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. В силу ст. 333.19 НК РФ размер госпошлины при подаче административного искового заявления неимущественного характера определен в 300 рублей. Поэтому с административного ответчика Сеничкина А.А. в доход муниципального образования «город Орел» должна быть взыскана госпошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Орловского района Орловской области удовлетворить.

Прекратить действие права на управление транспортными средствами Сеничкина А. А.ича, Дата года рождения, признать недействительным удостоверение , выданное Дата УГИБДД УМВД России по Орловской области, на право управления транспортными средствами категорий «В».

Обязать УГИБДД УМВД России по Орловской области аннулировать водительское удостоверение серии на право управления транспортными средствами категории«В», выданное Дата УГИБДД УМВД России по Орловской области Сеничкину А. А.ичу, Дата года рождения, в течение 10 дней по вступлению решения суда в законную силу.

Взыскать с Сеничкина А. А.ича, в бюджет муниципального образования «г. Орел» госпошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме 26.04.2019 путем подачи апелляционной жалобы через Орловский районный суд Орловской области.

Председательствующий          

судья                                                                                  Н.М.Соколова

2а-990/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Орловского района Орловской области
Ответчики
Сеничкин А.А.
Сеничкин Александр Александрович
Другие
УПРАВЛЕНИЕ ГИБДД УМВД
Суд
Орловский районный суд Орловской области
Дело на странице суда
orlovsky.orl.sudrf.ru
05.04.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
05.04.2019[Адм.] Передача материалов судье
08.04.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
08.04.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2019[Адм.] Судебное заседание
05.04.2020Регистрация административного искового заявления
05.04.2020Передача материалов судье
05.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2020Судебное заседание
05.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее