Решение по делу № 3а-1813/2021 от 13.09.2021

Дело № 3а-1813/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 10 ноября 2021 года

Брянский областной суд в составе:

судьи Брянского областного суда     Бобылевой Л.Н.

при секретаре     Шалатоновой Т.С.

с участием прокурора      Дзех К.А.,

представителя административного истца Коняшкиной Е.В., представителя административного ответчика Савенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дергачева Вячеслава Анатольевича о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянска, Брянской области, в отношении которых в 2018, 2019, 2020, 2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции от 25 октября 2021 года № 1703), от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции от 25 октября 2021 года № 1705), от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции от 25 октября 2021 года № 1706), от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции от 25 октября 2021 года № 1707)

УСТАНОВИЛ:

Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года, определен перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень 2018 года). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 октября 2021 года № 1703 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2018 года.

Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 3 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень 2019 года). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 октября 2021 года № 1705 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2019 года.

Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень 2020 года). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 октября 2021 года № 1706 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2020 года.

Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень 2021 года). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 октября 2021 года № 1707 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года.

В Перечни включены объекты недвижимого имущества, в том числе нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности Дергачеву В.А.

Дергачев В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечни указанного объекта недвижимости, ссылаясь на то, что нежилое помещение не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость и фактически не используется в целях, предусмотренных указанной нормой права.

В судебном заседании представитель административного истца Коняшкина Е.В. поддержала заявленные требования по основаниям изложенным в иске, пояснив, что спорный объект недвижимости расположен на территории бывшей автоколонны. Территория имеет ограждение, и въезд осуществляется через контрольно-пропускной пункт. Вид разрешенного использования земельного участка «для использования производственной базы». Административный истец является индивидуальным предпринимателем, в собственности имеет автотранспортные средства и занимается грузоперевозками. На территории расположено несколько объектов недвижимости. Спорное нежилое помещение используется под автомастерскую, в котором производится ремонт грузовых автомобилей, принадлежащих Дергачеву В.А., а не для оказания бытовых услуг населению.

Представитель административного ответчика Савенко О.В. иск не признала, пояснив, что оспариваемые Приказы управления имущественных отношений Брянской области приняты уполномоченным органом, процедура опубликования оспариваемых нормативных правовых актов соблюдена. Помещение в Перечни включено в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве объекта бытового обслуживания.

Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года № 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66 (в действующей редакции) управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и полномочен принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.

Таким образом, Приказы изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка опубликования.

Проверяя содержание Перечней в части оспариваемого объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд приходит к следующему.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).

При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, действовавшим на момент включения спорного объекта в Перечень 2018 года, утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.

Согласно пункту 6 указанного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).

Аналогичные положения предусмотрены действующим с 10 января 2018 года Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п.

Таким образом, исходя из приведенных правовых норм для признания законным включения нежилого помещения в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что здание, в котором находится спорное нежилое помещение, предназначено для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, либо нежилое помещение предназначено или фактически используется не менее 20 процентов общей площади для размещения указанных объектов недвижимости.

Как следует из материалов дела, объект недвижимости площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером по данным Единого государственного реестра недвижимости имеет назначение и наименование «нежилое помещение».

Согласно техническому паспорту нежилого помещения, составленному по состоянию на 5 июля 2001 года, назначение нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м (Лит. А3) – главный производственный корпус.

Согласно экспликации к плану строения в состав помещения входят комнаты с наименованием «производственное», «трансформаторная», «компрессорная», «подсобное», «венткамера». Площадь производственных помещений составляет <данные изъяты> кв.м и подсобных – <данные изъяты> кв.м.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости сведения об объекте недвижимости, в пределах которого расположено данное помещение, отсутствуют.

При этом из представленных административным истцом документов следует, что спорный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , вид разрешенного использования которого «для использования производственной базы».

При указанных обстоятельствах, оснований для включения нежилого помещения в Перечни по предназначению с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости или по документам технического учета не имелось.

Доводы представителя административного ответчика о включении спорного объекта в Перечни с 2018 года на основании информации Брянской городской администрации о соответствии объекта критериям, предусмотренным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд находит несостоятельными ввиду отсутствия каких-либо объективных доказательств, подтверждающих данное обстоятельство.

Как следует из материалов дела, мероприятия для определения вида фактического использования нежилого помещения были проведены только в 2020 году. Согласно акту, составленному по состоянию на 21 февраля 2020 года, нежилое помещение используется для размещения мастерских по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта, а также бытовых и подсобных помещений, что соответствует признакам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса о Российской Федерации, как объект бытового обслуживания.

Представитель административного истца, оспаривая обоснованность включения объекта недвижимости в Перечни, ссылается на то, что Дергачев В.А. занимается грузоперевозками и спорное помещение используется только для ремонта принадлежащего ему автотранспорта, представив доказательства в подтверждение указанных доводов.

При оценке доводов сторон и собранных по делу доказательств суд приходит к следующему.

Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит термина бытовые услуги, использует понятие «объект бытового обслуживания», не раскрывая его содержания.

Вместе с тем, по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.

Вместе с тем, из представленных административным истцом документов следует, что он является индивидуальным предпринимателем, одним из видов его экономической деятельности является деятельность автомобильного грузового транспорта. Оказание им транспортных услуг подтверждается соответствующими договорами.

Согласно налоговым уведомлениям в собственности Дергачева В.А. в 2018 году находилось 73 транспортных средства, в 2019 году – 143 транспортных средства, в том числе грузовых.

Ограниченный въезд и вход на территорию земельного участка, на котором расположено спорное нежилое помещение, а также другие объекты недвижимости (контрольно-пропускной пункт, здание котельной, механизированная мойка, технический склад, административно-бытовой корпус) подтверждается приказом и положением о контрольно-пропускном режиме, а также наличием договоров о выполнение работниками трудовой функции по профессии сторож.

Представленный административным ответчиком акт обследования не опровергает доводов представителя истца об использовании помещения для ремонта автотранспорта, принадлежащего Дергачеву В.А.

Так из приложенных к акту фотографий следует, что в помещении находятся только грузовые автомобили. При этом информации, фотоматериалов, подтверждающих оказание услуг населению акт не содержит.

Представленная информация с сайта информационно-телекоммуникационный сети «Интернет» об оказания услуг по ремонту грузового транспорта также в бесспорном порядке не свидетельствует об оказания услуг населению.

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих оказание услуг по ремонту транспортных средств населению в спорном нежилом помещении не представлено.

При указанных обстоятельствах, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд находит административное исковое заявления подлежащим удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных их положений недействующими с 01 января оспариваемых периодов.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

Административное исковое заявление Дергачева Вячеслава Анатольевича удовлетворить.

Признать недействующими с 1 января 2018 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции от 25 октября 2021 года № 1703).

Признать недействующими с 1 января 2019 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2018 года № 1512 (в редакции от 25 октября 2021 года № 1705).

Признать недействующими с 1 января 2020 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции от 25 октября 2021 года № 1706).

Признать недействующими с 1 января 2021 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции от 25 октября 2021 года № 1707).

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 23 ноября 2021 года.

Судья Брянского областного суда         Л.Н. Бобылева

3а-1813/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Дергачев Вячеслав Анатольевич
Ответчики
Управление Имущественных отношений Брянской области
Другие
Прокуратура Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
13.09.2021Регистрация административного искового заявления
13.09.2021Передача материалов судье
14.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2021Подготовка дела (собеседование)
29.09.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.09.2021Предварительное судебное заседание
10.11.2021Судебное заседание
10.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее