Дело № 2-224/2022
44RS0028-01-2021-002730-75
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2022 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой С.Ю.,
при секретаре судебного заседания Темниковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Костромского района Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании оружия бесхозяйной вещью и обращении его в собственность государства,
у с т а н о в и л:
Прокурор Костромского района обратился в суд с заявлением о признании оружия бесхозяйной вещью и обращении его в собственность государства.
В обосновании заявленных требований заявитель указывает, что прокуратурой Костромского района проведена проверка соблюдения Федерального закона «Об оружии» на территории Костромского муниципального района, в ходе которой выявлены нарушения правил регистрации (перерегистрации) и хранения огнестрельного оружия.
В ходе проверки установлено, что на ответственном хранении в ОМВД по Костромскому району с 2015 года находится оружие - карабин «Сайга-МК», ***** принадлежащее К.С.В.
Указанное оружие изъято в рамках производства по уголовному делу № в ходе обыска по адресу: (адрес)
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДДММГГГГ, составленному УУП ОМВД России по Костромскому району, К.С,В.., являясь владельцем вышеуказанного оружия, нарушил условия его хранения, а именно, хранил оружие вне сейфа с пристегнутым снаряженным магазином.
У собственника оружия имелась возможность принять меры к получению разрешительных документов на вышеуказанное оружие, либо решить вопрос об их уничтожении или реализации.
Так, неоднократно ОМВД России по Костромскому району, отделение лицензионно-разрешительной работы по городам Костроме, Волгореченску, Нерехте и Нерехтскому, Костромскому, Красносельскому, Судиславскому районам Управления Росгвардии по Костромской области уведомляло К.С.В. о необходимости принять решение по оружию (уничтожение оружия, реализации оружия через специализированную розничную сеть магазинов, продажа (передача) лицу, имеющему право на приобретение огнестрельного оружия). Однако К.С.В. мер к устранению обстоятельств, послуживших основанием к изъятию оружия, не предпринял, судьбой имущества не заинтересовался.
Оружие, не имеющее собственника, или собственник которого неизвестен, признается бесхозяйным и обращается в собственность Российской Федерации с последующей утилизацией.
На основании изложенного просили признать оружие карабин «Сайга-МК», ***** бесхозяйной вещью и обратить в собственность государства. ОМВД России по Костромскому району передать карабин «Сайга-МК», ***** в ОСВ и МТИ ФКУ (ЦХиСО) УМВД России по Костромской области для уничтожения в порядке, предусмотренном действующим законодательством и внутриведомственными приказами.
В ходе рассмотрения дела заявленные требования прокурором уточнены, связи с тем, что огнестрельное нарезное оружие было изъято вместе с двумя магазинами, снаряженными ***** патронами *****, просил признать оружие карабин «Сайга-МК», калибр ***** с двумя магазинами, снаряженными ***** патронами *****, бесхозяйными вещами с обращением в собственность государства; ОМВД России по Костромскому району передать карабин «Сайга-МК», ***** в ОСВ и МТИ ФКУ (ЦХиСО) УМВД России по Костромской области для уничтожения в порядке, предусмотренном действующим законодательством и внутриведомственными приказами.
В судебном заседании представитель заявителя помощник прокурора Костромского района Голубева Е.В. заявленные уточненные требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованных лиц отделения лицензионно-разрешительной работы по городам Костроме, Волгореченску, Нерехте, Нерехтскому, Костромскому, Красносельскому, Судиславскому районам Управления Росгвардии по Костромской области и Управления Росгвардии по Костромской области Сироткин Е.А., действующий на основании доверенностей, заявленные утоненные требования считал законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Дополнительно пояснил, что К.С.В., как собственник изъятого в 2015 году оружия, имея действующее разрешение на оружие, мог реализовать свое право и забрать оружие, однако этого не сделал. В настоящее время, поскольку стаж владения оружием у К.С.В. прервался, для повторного оформления разрешения на данный вид оружия – карабин «Сайга» ему необходимо сначала владеть гладкоствольным оружием не менее 5 лет.
Представитель заинтересованного лица ОМВД России по Костромскому району Зверева Л.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования считала законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица УМВД России по Костромской области в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заинтересованное лицо К.С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что от своей собственности карабина Сайга МК № не отказывается.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о дне слушания дела надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статей 212, 214 ГК РФ Российская Федерация является субъектом права собственности наравне с гражданами, юридическими лицами, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В п. 1 ст. 225 ГК РФ указано, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п. 1 ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными (п. 2 ст. 226 ГК РФ).
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ. Данный закон направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанного с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от ДДММГГГГ № 226-ФЗ на войска национальной гвардии возлагается выполнение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
В силу ч. 6 ст. 34 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ до оборудования в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, помещений для хранения оружия полицией осуществляются функции по хранению изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.
На основании Указа Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» от 5 апреля 2016 года № 157 в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации входят, в частности: органы управления и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственную охрану, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации. (подпункт «а» пункта 4 Указа)
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых ей органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также в отношении органов управления, подразделений, специальных отрядов, отрядов мобильных особого назначения, Центра специального назначения и авиационных подразделений, названных в пункте 4 настоящего Указа, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений (пункт 11 Указа)
Согласно положениям ст. 6 Федерального закона «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ оружие относится к имуществу ограниченному в обороте.
Оборот гражданского и служебного оружия регулируется специальными нормативно-правовыми актами, а именно: Федеральным законом «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» от 21 июля 1998 года № 814 (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему»).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право: производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях; требовать от юридических лиц и граждан представления документов или копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений; обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия.
В силу п. 1 ч. 4 ст. 27 Федеральным законом «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случаях:
грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, а также незаконного изготовления, приобретения, продажи, передачи, хранения или перевозки огнестрельного оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (абзац второй);
ношения оружия гражданами, находящимися в состоянии опьянения, нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (абзац третий);
аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения (абзац четвертый);
смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие (абзац пятый);
ликвидации юридического лица, являющегося собственником оружия (абзац шестой).
В силу п.а 1.1 ч. 4 ст. 27 Федеральным законом «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел в случаях, предусмотренных абзацами вторым (за исключением грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему), третьим, четвертым и пятым пункта 1 настоящей части.
Порядок изъятия оружия и патронов к нему урегулирован Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» от 21 июля 1998 года № 814 (раздел XIV).
Распоряжение оружием и патронами к нему, изъятыми в связи с нарушением правил в сфере оборота оружия, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с решением суда по уголовному делу, гражданскому делу, административному делу или делу об административном правонарушении либо иного уполномоченного осуществлять производство по делу об административном правонарушении органа.
Изъятые оружие и патроны к нему могут передаваться для хранения территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, государственным военизированным организациям.
Согласно п. 83 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814, изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДДММГГГГ К.С.В. выдано разрешение серия ***** на право хранения и ношения охотничьего оружия с нарезным стволом карабин Сайга-МК ***** сроком действия до ДДММГГГГ.
В рамках производства по уголовному делу № СО ОМВД России по Костромскому району ДДММГГГГ в ходе обыска по адресу: (адрес) был изъят карабин «Сайга-МК», калибр ***** с двумя магазинами, снаряженными ***** патронами калибра *****
На основании постановления СО ОМВД России по Костромскому району от 26 октября 2015 года из уголовного дела № в отдельное производство выделены материалы в отношении К.С.В., содержащие сведения о хранении огнестрельного нарезного оружия «Сайга МК».
Постановлением УУП ОМВД России по Костромскому району от ДДММГГГГ в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконные приобретение, передача, хранение, перевозка, пересылка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему (за исключением крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему) в отношении К.С.В. отказано на основании п. 2 ч.1 ст. 24 УПК РФ в виду отсутствия состава преступления.
Согласно протоколу об административном правонарушении ***** от ДДММГГГГ, составленному УУП ОМВД России по Костромскому району, К.С.В. являясь владельцем вышеуказанного оружия, нарушил условия его хранения, а именно, хранил оружие вне сейфа с пристегнутым снаряженным магазином.
Управлением Росгвардии по Костромской области в адрес К.С.В.. неоднократно (ДДММГГГГ, ДДММГГГГ, ДДММГГГГ) направлялись уведомления с предложением в кратчайший срок принять решение в отношении оружия (уничтожение оружия, реализация данного оружия через специализированную сеть магазинов, либо продажа (передача) лицу, имеющему право на приобретение огнестрельного оружия).
Однако, с момента изъятия К.С.В. о своих правах в отношении данного имущества не заявил, разрешительных документов на оружие не оформил, вопрос об уничтожении или реализации данного оружия через специализированную сеть магазинов не решил.
Довод К.С.В. о том, что он не отказывается от своей собственности - карабина «Сайга-МК» не может быть принят судом во внимание при решении вопроса о признании оружия безхозяйной вещью, поскольку К.С.В. знал об изъятии у него в ***** году в ходе обыска карабина с ***** патронами, так как лично присутствовал при проведении обыска, однако более шести лет никаких мер к принятию решения о судьбе изъятого оружия и патронов к нему, не предпринял, судьбой имущества не заинтересовался.
С учетом изложенного, суд полагает, что своим бездействием К.С.В. выразил отказ от права собственности на карабин «Сайга-МК», калибр *****, № с двумя магазинами, снаряженными ***** патронами калибра 7,76х39.
В силу ст. 293 ГПК Российской Федерации суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
Поскольку возникли обстоятельства, при которых карабин «Сайга-МК», калибр ***** № с двумя магазинами, снаряженными ***** патронами калибра ***** в силу закона К.С.В. принадлежать не может, принимая во внимание, что собственник оружия К.С.В. имущество не востребовал более шести лет с момента изъятия, то оружие, не имеющее собственника, или собственник которого неизвестен, признается бесхозяйным и обращается в собственность Российской Федерации с последующей утилизацией, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194, 198, 293 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать оружие карабин «Сайга-МК», калибр *****, № с двумя магазинами, снаряженными ***** патронами калибра *****, бесхозяйными вещами и обратить их в собственность Российской Федерации.
На ОМВД России по Костромскому району возложить обязанность передать карабин «Сайга-МК», калибр *****, № с двумя магазинами, снаряженными ***** патронами калибра *****, в ОСВ и МТИ ФКУ (ЦХиСО) УМВД России по Костромской области для уничтожения в порядке, предусмотренном действующим законодательством и внутриведомственными приказами.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Иванова С.Ю.
Мотивированное решение изготовлено 01 марта 2022 года.