24RS0002-01-2024-004017-80
2-2985/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2024 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Панченко Н.В.,
с участием представителя истца Каарт Е.В.,
ответчика Колтыги И.В.,
при секретаре Истоминой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КУМИ Администрации г. Ачинска к Колтыге Игорю Васильевичу о демонтаже нестационарного объекта.
УСТАНОВИЛ:
КУМИ Администрация г. Ачинска обратилось в суд с иском к Колтыге И.В. об освобождении земельного участка путем демонтажа нестационарного объекта, мотивируя свои требования тем, что 30.06.2017г. между КУМИ администрации г. Ачинска и Колтыгой И.В. был заключен договор №337-РО, в соответствии с которым Комитет предоставил пользователю право на размещение торгового павильона, площадью 30 кв.м,. по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, Юго-Восточный район, юго-восточнее жилого дома №25. Место размещения нестационарного объекта определено в соответствии с ситуационным планом размещения. Пунктом 2.1 Договора срок размещения НТО установлен с 07.06.2017г. по 07.06.2018г. В дальнейшем срок неоднократно продлевался на основании разрешений комиссии по размещению НТО. Последнее продление срока размещения согласовано сторонами по 11.01.2022г. на основании дополнительного соглашения от 29.09.2021г. к договору. Согласно п. 2.2. Договора окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. В случае получения владельцем объекта разрешения на новый срок, продление срока размещения НТО оформляется дополнительным соглашением к договору. После окончания срока действия договора владелец объекта обязан освободить место размещения НТО в срок, не превышающий 10 дней, а также освободить территорию от всех элементов и материалов, связанных с размещением данного объекта. Постановлением администрации г. Ачинска от 06.04.2015г. № 124-п утверждены Перечень и Схема размещения НТО на территории г. Ачинска. Постановлением администрации г. Ачинска от 07.11.2018г. №389-п внесены изменения в Постановление администрации г. Ачинска от 06.04.2015г. №124-п, Перечень нестационарнных торговых объектов дополнен строкой 501, содержащей информацию о НТО ответчика. Постановлением администрации г. Ачинска от 21.02.2022г. №050-п внесены изменения в Постановление администрации г. Ачинска от 06.04.2015г. №124-п, из Перечня НТО исключена строка 501, содержащая сведения о НТО ответчика. Постановлением администрации г. Ачинска от 24.04.2015г. №147-п утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на размещение НТО на территории муниципального образования г. Ачинска», в соответствии с п.п. 1.6,1.7 которого подготовка и выдача разрешений на размещение НТО на территории г. Ачинск осуществляется постоянной комиссией по размещению НТО на территории г. Ачинска. Решением комиссии, оформленным протоколом от 19.01.2022г. №01 Колтыге И.В. отказано в размещении павильона, площадью 30 кв.м., по адресу: г. Ачинск, Юго-Восточный район, юго-восточнее жилого дома №25, в связи с тем, что место размещения противоречит требованиям СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденным Приказом МЧС России от 24.04.2013г. №288. Решением Комиссии протоколом от 16.02.2022г. №4 рассмотрено повторно заявление Колтыги И.В., отказано в размещении НТО в связи с тем, что предполагаемое место размещения НТО противоречит требованиям СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденным приказом МЧС России от 24.04.2013г. №288, а также по причине нахождения НТО в охранной зоне инженерных сетей. Решением Ачинского городского суда от 01.08.2022г. по делу №2а-1972/2022 Колтыге И.В. отказано в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконными решений Комиссии об отказе в размещении спорного НТО. Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 14.06.2023г. по делу 2а-282/2023 Колтыге И.В. отказано в удовлетворении требований о признании решения об отказе в размещении НТО незаконным, обязании администрации г. Ачинска включить спорный объект в Схему. 24.01.2024г. Комитет повторно в адрес ответчика направил требование о демонтаже спорного НТО, однако мер по демонтажу объекта ответчиком не принято, что подтверждается актом от 21.05.2024г. С учетом того, что договор прекратил свое действие, место размещения спорного НТО исключено из схемы размещения, отсутствуют правовые основания для размещения спорного объекта, нестационарный объект подлежит демонтажу. На основании п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено данным Кодексом, суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения, поэтому КУМИ просит обязать ответчика демонтировать указанный торговый павильон, освободить территорию, на которой был размещен объект, от всех элементов, материалов, связанных с размещением данного объекта в течение 10 кал.дн. с момента вступления в силу решения суда, в случае не исполнения решения суда взыскать с Колтыги И.В. в пользу КУМИ 1 000 руб. судебной неустойки за каждый календарный день просрочки исполнения решения суда по день фактического исполнения (л.д.4-5).
В судебном заседании представитель истца КУМИ Администрации г. Ачинска Каарт Е.В., действующая на основании доверенности от 29.12.2023г. сроком до 31.12.2024г. (л.д.7), требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Колтыга И.В. в судебном заседании против удовлетворения требований не возражал, дополнительно суду пояснил о том, что он планирует демонтировать НТО для этого ему необходимо время, помимо этого намерен разрешить вопрос по предоставлению ему компенсационного места для размещения павильона.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования КУМИ Администрации г. Ачинска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельным участком регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено земельным законодательством, специальными федеральными законами.
Статьей 209 ГК РФ определено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, за исключением предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения НТО, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение НТО на указанных выше земельных участках осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона о торговле схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 3381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 №772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Как установлено по делу, на основании договора о размещении нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта) от 30 июня 2017 г., заключенного между КУМИ администрации г. Ачинска и Колтыгой И.В., последнему предоставлено право на размещение торгового павильона, площадью 30 кв.м., по адресу: г. Ачинск, Юго-Восточный район, юго-восточнее жилого дома №25. Место размещения нестационарного объекта определено в соответствии с ситуационным планом размещения нестационарного объекта (приложение №2). Срок действия указанного договора по 07.06.2018 г. (15-18).
Колтыге И.В. Администрацией г. Ачинска выдано разрешение на размещение нестационарного торгового объекта на основании протокола постоянной комиссии по размещению нестационарных торговых объектов от 25.09.2019 №20 (л.д.21-22).
Разрешениями комиссии от 25.09.2019 г. №20, от 15.09.2021 г. срок действия договора продлен, путем заключения дополнительных соглашений 799-РО с 16.10.2019 по 16.10.2020 г., №936-РО с 29.09.2021 г. по 11.01.2022 г.
19.01.2022 г., 16.02.2022 г. комиссией по размещению нестационарных объектов на территории г. Ачинска рассмотрено заявление Колтыги И.В. о размещении нестационарного торгового объекта, отказано в размещении павильона, площадью 30 кв.м., по адресу: г. Ачинск, Юго-Восточный район, юго-восточнее жилого дома №25, на основании сведений, предоставленных Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ачинску и Ачинскому району, поскольку размещение спорного объекта противоречит требованиям СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденным Приказом МЧС России от 24.04.2013 г. №288, а также по причине нахождения объекта в охранной зоне инженерных сетей, что зафиксировано в протоколах (л.д.21-24).
Во исполнение принятых решений комиссии КУМИ администрации г. Ачинска уведомил Колтыгу И.В. об отказе в продлении договора о размещении спорного объекта.
В соответствии с решениями комиссии Администрацией г. Ачинска Постановлением Администрации г. Ачинска от 21.02.2022 г. №050-п внесены изменения в Постановление Администрации г. Ачинска от 06.04.2015 г. №124-п, в приложении к Постановлению «Об утверждении перечня и схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Ачинска», в разделе «нестационарные торговые объекты» удалены строки, в том числе строка 501 о размещении павильона истца (л.д.9-10).
Решениями Ачинского городского суда от 01.08.2022г., от 14.06.2023г. Колтыги И.В. было отказано в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконными решений комиссии от 19 января 2022 г., от 16 февраля 2022 г. об отказе в размещении нестационарного торгового объекта, о признании решения незаконным, возложении обязанности включить нестационарный торговый объект в схему размещения нестационарных объектов (л.д.28-33).
В соответствии с п.2.1 Договора срок размещения НТО установлен с 07.06.2017г. по 07.06.2018г. (л.д.15-17).
В дальнейшем срок неоднократно продлевался на основании разрешений комиссии по размещению НТО. Последнее продление срока размещения согласовано сторонами по 11.01.2022г. на основании дополнительного соглашения от 29.09.2021г. к договору (л.д.13).
Согласно п. 2.2. Договора окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
При таких обстоятельствах, поскольку договор о размещении НТО от 30.06.2017г. прекратил свое действие, место размещения спорного НТО исключено из схемы размещения, учитывая позицию ответчика, не возражавшего против демонтажа спорного объекта, суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для размещения спорного объекта, в связи с чем, на ответчика подлежит возложению обязанность демонтировать нестационарный торговый объект с установлением срока исполнения в порядке ст. 206 ГПК РФ в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Также Администрацией г.Ачинска заявлено требование о взыскании с ответчика судебной неустойки.
Согласно ст. 308.3 ГК РФ, в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года №7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебная неустойка).
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (пункт 2 статьи 308.3 ГК РФ.
Суд определяет на основании указанной нормы закона, в случае неисполнения решения суда в установленный срок, подлежащую взысканию с Колтыги И.В. в пользу КУМИ Администрации г.Ачинска судебную неустойку в размере 100 руб. в день, признавая предложенный истцом размер неустойки в 1 000 руб. в день не разумным и не справедливым.
Таким образом, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым исковые требования КУМИ Администрации г.Ачинска удовлетворить, обязать Колтыгу И.В. в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать нестационарный объект, расположенный по адресу Красноярский край, город Ачинск, Юго-Восточный район, юго-восточнее жилого дома №25, освободить территорию, на которой был расположен объект, от всех элементов и материалов, связанных с размещением данного объекта.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина от уплаты, которой освобожден истец, подлежит взысканию с ответчика Колтыги И.В. в доход соответствующего бюджета в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования КУМИ Администрации г.Ачинска удовлетворить.
Обязать Колтыгу Игоря Васильевича демонтировать нестационарный объект, расположенный по адресу Красноярский край, город Ачинск, Юго-Восточный район, юго-восточнее жилого дома №25, освободить территорию, на которой был расположен объект, от всех элементов и материалов, связанных с размещением данного объекта в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения решения суда в установленный срок, взыскать с Колтыги Игоря Васильевича в пользу КУМИ Администрации города Ачинска судебную неустойку в размере 100 (сто) рублей в день по день фактического исполнения решения суда.
Взыскать с Колтыги Игоря Васильевича в доход местного бюджета муниципального образования г. Ачинск государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Н.В. Панченко