Дело № 3а-47/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Архангельск 31 января 2019 г.
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Вершинина А.В.,
при секретаре Мещанской В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Правительству Архангельской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (далее – Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Правительству Архангельской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере 1 700 000 рублей на период с 01 января 2018 года.
В обоснование заявления указало, что является собственником спорного земельного участка. Его кадастровая стоимость составляет 10 842 396 рублей. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость этого имущества составляет 1 700 000 рублей, которую просит установить. Установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, являясь завышенной, нарушает права и затрагивает интересы истца как плательщика земельного налога.
Общество представителя в судебное заседание не направило, о его времени и месте извещено.
Административные ответчики Правительство Архангельской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, в письменных отзывах с иском не согласились.
24 января 2019 года судом по ходатайству представителя заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Северодвинск» для разрешения вопроса о необходимости назначении судебной оценочной экспертизы, в том числе определения экспертной организации (эксперта), вопросов, поставленных перед экспертом, предварительного финансирования расходов, подлежащих выплате эксперту, в судебном заседании объявлялся перерыв до 31 января 2019 года.
31 января 2019 года заинтересованное лицо Администрация муниципального образования «Северодвинск» в судебное заседание представителя не направило, о его времени и месте извещено. В письменном отзыве с иском не согласилось, просило рассмотреть возможность назначения судом судебной экспертизы по собственной инициативе. Самостоятельного ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы не заявляло. Просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В виду отсутствия препятствий для рассмотрения дела суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон и заинтересованного лица.
Исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Административный истец является собственником спорного земельного участка, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 10 842 396 рублей определены по состоянию на 01 января 2014 года, что подтверждается кадастровой справкой. Основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка являлось Постановление Правительства Архангельской области от 18 ноября 2014 года №465-пп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Архангельской области».
В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, в том числе юридическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В материалы дела административным истцом представлен отчет ООО «Иола» №Р-1455-1/17 от 06 декабря 2017 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2014 года составляет 1 700 000 рублей.
Оценивая доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд исходит из того, что отчет об оценке предоставленный стороной истца соответствует установленным Законом об оценочной деятельности требованиям, составившее отчет лицо имеет необходимые образование и квалификацию, ООО «Иола» является членом Некоммерческого партнерства СРО «Деловой Союз Оценщиков».
Вопреки бездоказательным доводам представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Северодвинск» о необходимости назначения судебной экспертизы по инициативе суда, суд оснований для назначения экспертизы по собственной инициативе не усматривает. Значительное расхождение рыночной стоимости объекта недвижимости в сравнении с его кадастровой стоимостью самостоятельным и достаточным основанием для назначения судебной экспертизы по инициативе суда не является. Самостоятельного ходатайства от представителя заинтересованного лица о назначении судебной экспертизы с указанием перечня вопросов и конкретной экспертной организации (эксперта) суду не поступало.
С учетом изложенного, суд принимает в качестве допустимого доказательства рыночной стоимости земельного участка предоставленный административным истцом и другими доказательствами не опровергнутый отчет.
Статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Архангельской области 16 марта 2018 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере 1 700 000 рублей на период с 01 января 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 16 марта 2018 года.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: судья А.В. Вершинин