Дело № 2-5390/2024
УИД 50RS0052-01-2024-006597-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2024 года г.о. Щелково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
судьи Разумной И.А.
при секретаре судебного заседания Зайцевой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Филипповой ФИО12 к филиалу «Московский» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства Обороны, Филипповой ФИО13 о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец Филиппова Н.Ю. обратилась в Щелковский городской суд Московской области с иском к ФГАУ «РОСЖИЛКОМПЛЕКС» о признании права собственности на жилое помещение квартиру по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указала, что 18.02.2009 года по договору найма жилого помещения, заключенному между Монинской квартирно-эксплуатационной частью квартирно - эксплуатационного управления г. Москвы и Филипповой Н.Ю. она вселилась совместно членами семьи супругом ФИО1 и дочерью Филиппова ФИО14 вселились в спорную квартиру. (Договор не сохранился). В 2022 году ФИО1 расторг договор найма и снят с регистрационного учета по месту жительства. Дочь Филиппова Е.В. отказалась от участия в приватизации, о чем оформила нотариальное согласие на приватизацию на имя истца. Право пользование спорной квартирой подтверждается выпиской из домовой книги о регистрации по месту жительства и лицевым счетом, открытым на имя Филипповой ФИО15. До сентября 2011 года занимаемая ей квартира находилась в оперативном управлении Монинской КЭЧ района Министерства обороны РФ, поскольку территория <адрес> являлась закрытым военным городком МО РФ. Распоряжения Правительства РФ от 17.03.2010 года № 349 «О внесении изменений в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, и органов федеральной службы безопасности», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 года №752-р <адрес>, исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ, в 2010 году расформирована и ликвидирована Монинская КЭЧ Министерства Обороны. Весь жилой фонд бывшего военного городка должен быть передан в <данные изъяты>, а впоследствии в <адрес>. Однако по неизвестным причинам данная квартира в муниципальную собственность передана не была и в реестре <данные изъяты> не значится. Поскольку семья Филипповой Н.Ю. проживает в спорной квартире с 2009 года и более 15 лет несет бремя по оплате коммунальных услуг, взносов на капитальный ремонт и прочие расходы, другого жилого помещения не имеет, полагала, что приобрела право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма. При обращении в администрацию г.о. Щелково с целью приватизации данной квартиры разъяснено, что поскольку квартира не значится в реестре муниципального образования, то необходимо обращаться в Министерство Обороны, в структурное подразделение ФГАУ «РОСЖИЛКОМПЛЕКС».
При обращении в Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства Обороны Российской Федерации о возможности приватизации спорной квартиры, был дан ответ от 27 ноября 2023 года, что приватизации возможна, но необходимо обратиться в ФГАУ «Росжилкомплекс» с комплектом документов. К ответу приложен список необходимых документов. Истцом поданы документы для приватизации жилого помещения непосредственно в филиал «Московский» 04.03.2024 года. Однако, решением ФГАУ «РОСЖИЛКОМПЛЕКС» от 05.04.2024 года отказано в передачи жилого помещения в собственность в связи с непредоставлением полного пакета документов, предусмотренных пунктами 4,5 Порядка передачи жилых помещений жилищного фонда МО РФ, утвержденного Приказом Министра Обороны РФ от 0.11.2022 года № 676. Просила суд признать за ней право собственности на жилое помещение – <адрес> порядке приватизации.
В судебном заседании представитель истца Филипповой Н.Ю. по доверенности Пилипенко Л.С. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс», в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание и письменных возражений относительно исковых требований, суду не представил, руководствуясь ч.3, ч.4 ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представители третьего лица - администрации г.о. Щелково Московской области, в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 14 декабря 1999 года № 229-06 указал, что суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальными подтверждениями целевого назначения данного жилого помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае».
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении № 14 от 02 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практики при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» отметил, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что 18.02.2009 года по договору найма жилого помещения, заключеннму между Монинской квартирно-эксплуатационной частью квартирно - эксплуатационного управления г. Москвы и Филипповой Н.Ю. она вселилась совместно членами семьи супругом ФИО1 и дочерью Филиппова ФИО16 вселились в спорную квартиру. Квартира передана семье во владение и пользование по договору найма жилого помещения.
Согласно выписке из домовой книги в квартире по адресу <адрес>, указан вид собственности – муниципальная, зарегистрированы по месту жительства истец Филиппова ФИО17, Филиппова ФИО18.
Из представленного истцом нотариального согласия от имени Филипповой ФИО19, удостоверенного нотариусом Люберецкого нотариального округа ФИО10 следует, что она отказывается от включения ее в договор передачи в собственность квартиры по адресу: <адрес> не возражает против приватизации квартиры указанной квартиры.
Согласно справке Роскадастра Сибирского филиала ППК «РОСКАДАСТР» за гр. Филипповой ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по состоянию с 01.01.1991 года по 28.03.1999 года жилых помещений на праве собственности по <адрес> не зарегистрировано. Участия в приватизации жилых помещений по <адрес> не принимала.
Согласно представленного технического паспорта на объект недвижимости – квартиру по адресу: <адрес> состоит из двух жилых комнат соответственно 9,9 кв.м. и 17.3 кв.м. итого жилой площади 27.2 кв. м., общей площадью со вспомогательными помещениями 40,9 кв.м.
Из письма Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства Обороны Российской Федерации от 27.11.2023 года № по вопросу приватизации на обращение Филипповой Н.Ю. сообщает, что в соответствии с приказом Министерства Обороны РФ от 10.11.2022 года № 676 «об утверждении порядка передачи жилых помещений жилищного фонда Министерства Обороны Российской Федерации в порядке приватизации» осуществляется подведомственному учреждению, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, а именно ФГАУ «Росжилкомплекс».
Согласно Решения ФГАУ «Росжилкомплекс» № об отказе о передаче жилого помещения гражданам в порядке приватизации от 05.04.2024 года Филипповой Н.Ю. отказано в связи с неполным представлением документов, предусмотренных п. 4,5 Порядка передачи жилых помещений жилищного фонда Министерства Обороны Российской Федерации.
Согласно представленной информации из Росреестра имеются следующие документы на квартиру по адресу: <адрес>. Выписка из ЕГРН на спорную квартиру содержит сведения о Правообладателе, которым является Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)»Министерства Обороны Российской Федерации, оперативное управление зарегистрировано 27.12.2023 года. Оперативное управление на основании Приказа №561 от 15 марта 2023 года директора Департамента военного имущества Министерства Обороны « О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления федеральным государственным автономным учреждением» Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства Обороны Российской Федерации» и Перечень недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления. В данном перечне недвижимого имущества указаны объекты недвижимости Ивановской области и спорная квартира в этот перечень не входит.
Других документов, свидетельствующих о том, что спорная квартира является специализированным жилищным фондом или подтверждающих право оперативного управления за ФГАУ «РОСЖИЛКОМПЛЕКС» не предоставлено.
В соответствии со ст. 92 и 100 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила).
Согласно пункта 3 Правил, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество;
Пунктом 12 Правил установлено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Таким образом, спорная квартира закреплена за ответчиком на праве оперативного управления как военное имущество, вопреки действующего законодательства о передаче объектов, занимаемых на условиях социального найма в муниципальную собственность, в отношении которых в настоящем споре, администрация г.о. Щелково должна была осуществлять полномочия собственника.
Также Законом Московской области № 258/2018-ОЗ от 28 декабря 2018 года, с 9 января 2019 года городское поселение Монино и сельские поселения Щёлковского муниципального района было упразднено и объединено в новое единое муниципальное образование городской округ Щёлково.
Распоряжением Правительства РФ от 17.03.2010 года № 349 «О внесении изменений в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, и органов федеральной службы безопасности», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 года №752-р <адрес>, исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ, в 2010 году расформирована и ликвидирована Монинская КЭЧ Министерства Обороны.
Согласно статьям 2, 7 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Законность вселения и предоставления жилого помещения, проживания в них истца Филипповой Н.Ю. ответчиком, третьим лицом не оспаривался в ходе судебного разбирательства.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»№, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 11 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истец не использовала ранее свое право на приватизацию, а также что жилое помещение в 2009 году предоставленное истцу Филипповой Н.Ю. и членам ее семьи, не содержит сведений о принадлежности жилого помещения к числу служебных, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Филипповой ФИО21 к филиалу «Московский» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства Обороны, Филипповой ФИО22 о признании права собственности в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Филипповой ФИО23, право собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес> с кадастровым номером № в порядке приватизации.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца через Щелковский городской суд Московской области.
Судья Разумная И.А.
Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2024 года.
Судья Разумная И.А.