КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Клименко М.Ю. УИД 39RS0009-01-2021-000429-59
Дело № 2-355/2021
33-4489/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 октября 2021 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Харитоненко Н.О.
судей Ивановой О.В., Ткач Е.И.
при секретаре Глодян В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО «Гвардейский городской округ» на решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 22 июня 2021 года,
Заслушав доклад судьи Харитоненко Н.О., пояснения представителя администрации МО «Гвардейский городской округ» по доверенности Гребенюковой О.Н., поддержавшей доводы жалобы, прокурора, представителя ГКУ Калининградской области «Управление дорожного хозяйства Калининградской области», возражавших против жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Гвардейского района Калининградской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Гвардейский городской округ», указав, что в ходе проведенной прокуратурой Гвардейского района проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, проведено обследование проходящей по <адрес> и от дома № до дома № в <адрес> дороги. В ходе проверки выявлен ряд существенных нарушений и недостатков эксплуатационного содержания вышеуказанной дороги, а именно установлено, что обустройство уличного освещения на <адрес> выполнено в рамках программы «Программа конкретных дел» в ДД.ММ.ГГГГ Так, в ходе проведенных работ произведена установка семи опор уличного освещения со светильниками и подвесками, проведено 390 метров кабеля, в результате чего освещена центральная часть поселка по <адрес> Вместе с тем, на участке автомобильной дороги общего пользования от дома № до дома № и от дома № до дома № в нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 и п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 - отсутствует стационарное электрическое освещение, что свидетельствует о ненадлежащей организации со стороны органа местного самоуправления, возложенных обязанностей по содержанию дорог в соответствующем законодательству состоянии. Меры по устранению указанных нарушений ответчиками до настоящего времени не приняты. Данное бездействие ответчиков угрожает безопасности дорожного движения, непринятие мер по организации уличного освещения создает предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий и совершения преступлений, тем самым нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение. Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортного происшествия может стать любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, невозможно. В этой связи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц прокурор обратился с настоящим иском в суд.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Гвардейского района Калининградской области просил признать незаконным бездействие администрации МО «Гвардейский городской округ», выразившееся в непринятии мер по устранению недостатка эксплуатационного состояния дороги отсутствие стационарного электрического освещения, предусмотренного п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 и п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 от дома № до дома № и от дома № до дома № по <адрес> и обязать администрацию МО «Гвардейский городской округ» в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить недостатки эксплуатационного состояния автомобильной дороги от дома № до дома № и от дома № до дома № по <адрес> в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 и п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017, а именно: обеспечить стационарное электрическое освещение.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГКУ Калининградской области «Управление дорожного хозяйства Калининградской области».
Суд, рассмотрев дело, вынес решение, которым постановлено: признать незаконным бездействие администрации МО «Гвардейский городской округ», выразившиеся в непринятии мер по устранению недостатка эксплуатационного состояния дороги – отсутствие стационарного электрического освещения, предусмотренного п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 и п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 от дома № до дома № и от дома № до дома № по <адрес>;
обязать администрацию МО «Гвардейский городской округ» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить недостатки эксплуатационного состояния дороги от дома № до дома № и от дома № до дома № по <адрес> в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 и п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017, а именно: обеспечить стационарное электрическое освещение.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО «Гвардейский городской округ» просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме. Выражая несогласие с выводами суда, анализируя действующее законодательство, продолжает настаивать на приведенных в своих возражениях по существу иска доводах о том, что возлагать на орган местного самоуправления содержание и ремонт дороги регионального значения неправомерно. Так, в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 10 мая 2011 года № 328 «О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Калининградской области» участок дороги в <адрес> протяженностью 2,5 км находится в собственности Калининградской области (идентификационный номер дороги 27 ОП РЗ 27К-203, ориентир <адрес>). Согласно Постановлению администрации МО «Гвардейский городской округ» от 18 марта 2019 года № 288 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Гвардейский городской округ» участок дороги в <адрес> протяженностью 0,6 км находится в собственности Гвардейского городского округа (идентификационный номер дороги 27 206 ОП МГ 250, ориентир <адрес>). С учётом приведенных в апелляционной жалобе доводов считает, что правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда не имелось.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица МО МВД России «Гвардейский» (ОГИБДД) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Гвардейского района Калининградской области в ДД.ММ.ГГГГ проверки в рамках рассмотрения обращения жителей <адрес> об отсутствии уличного освещения, установлено, что на участке автомобильной дороги общего пользования от дома № до дома № и от дома № до дома № по <адрес> отсутствует наружное уличное стационарное электрическое освещение, предусмотренное п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 и п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017, что свидетельствует о ненадлежащей организации со стороны органа местного самоуправления возложенных обязанностей по содержанию дорог в соответствующем законодательству состоянии.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы администрации МО «Гвардейский городской округ» прокурором направлено представление.
Данное представление Главой администрации МО «Гвардейский городской округ» удовлетворено, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ указано, что вопрос об организации уличного освещения в <адрес> от № до дома № и от дома № до дома № по <адрес> будет рассмотрен при формировании Подпрограммы конкретных дел благоустройства населенных, пунктов округа на последующий год. При этом, за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившихся в допущенных нарушениях законодательства в сфере дорожной деятельности по фактам, указанным в представлении прокурора, начальнику Зоринского территориального отдела администрации МО «Гвардейский городской округ» объявлено замечание.
В рамках повторного рассмотрения обращения жителей <адрес> ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района совместно с отделением ГИБДД МО МВД России «Гвардейский» осуществлен выезд по <адрес> в ходе которого установлено, что ранее выявленное нарушение администрацией не устранено.
Глава администрации МО «Гвардейский городской округ» на запрос прокурора о предоставлении информации по вопросу обустройства уличного освещения в <адрес> сообщил о том, что в целях обустройства уличного освещения в <адрес> сотрудниками муниципального бюджетного учреждения «ТехКонтрольСтрой» муниципального образования «Гвардейский городской округ» в ДД.ММ.ГГГГ произведено обследование существующей сети уличного освещения пос. Лунино. По итогам обследования установлено, что в <адрес> на участке от № до № обустроено уличное освещение, которое находится в рабочем состоянии. В настоящее время ОАО «Янтарьэнерго» выполнена реконструкция линии электропередач в <адрес> с установкой ж/б опор на участке от д. № до д. № Для обустройства уличного освещения на данном участке администрацией муниципального образования «Гвардейский городской округ» принято решение выполнить работы по монтажу электрической линии уличного освещения (совместная подвеска) по опорам ОАО «Янтарьэнерго». Указанные работы будут выполнены за счёт средств местного бюджета. Реализация данного мероприятия запланирована в первом полугодии 2021 года. Дополнительно сообщал, что в программу конкретных дел на ДД.ММ.ГГГГ включено 9 мероприятий по обустройству уличного освещения в населенных пунктах округа, на которые ранее была разработана проектно-сметная документация, прошедшая проверку в ГАУ КО «Центр проектных экспертиз и ценообразования в строительстве». Мероприятие по обустройству уличного освещения от № до д.№ в <адрес> будет рассмотрено при формировании программы конкретных дел на последующие годы.
Ссылаясь на то, что меры по устранению выявленных прокурором нарушений ответчиком до настоящего времени не приняты, бездействие ответчика угрожает безопасности дорожного движения, непринятие мер по организации уличного освещения создает предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий и совершения преступлений, тем самым нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение, прокурор на основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ, п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленные прокурором исковые требования, суд руководствовался положениями ст. 210 ГК РФ, ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 3, 13, 15, 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст.ст. 6, 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402, ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы, ГОСТ 33176-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования, ГОСТ Р 52766 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства, и исходил из того, что полномочия по содержанию надлежащего состояния автомобильной дороги за пределами проезжей части, в том числе, по стационарному электрическому освещению, находятся в ведении соответствующего органа местного самоуправления.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что электрическое освещение части автомобильной дороги регионального значения от дома № до № по <адрес> должно быть выполнено за счет средств областного бюджета, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Из материалов дела следует, что автомобильная дорога общего пользования по <адрес> расположена в границах муниципального образования «Гвардейский городской округ».
При этом, постановлением администрации МО «Гвардейский городской округ» № от ДД.ММ.ГГГГ автомобильная дорога 27 ОП МГ 250 по <адрес> протяженностью 0,6 км, ориентир от дома № до дома № по <адрес> включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Гвардейский городской округ».
Часть автомобильной дороги по <адрес> от дома № до дома № в <адрес>, протяженностью 2,5 км ( 27 ОП РЗ 27К-203 «Борское-Гвардейск-Истровка-Лунино») включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Калининградской области.
На момент рассмотрения судом заявленного прокурором иска стационарное электрическое освещение отсутствовало на автомобильной дороге от дома № до дома № и от дома № до дома № по <адрес>.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Статьей 3 названного закона определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы);
- дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
- ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
- содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, относятся к элементам обустройства автомобильных дорог (п. 5 ст. 3).
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (части 1 и 10 ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ).
В целях реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в отношении автомобильных Постановлением Правительства РФ от 24.12.1991 N 61 (ред. от 11.04.2006) утверждена Классификации автомобильных дорог в Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 11.04.2006 N 209 "О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации" рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвердить показатели определения автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, порядок утверждения перечней автомобильных дорог, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации, а также общий порядок установления муниципальными районами показателей определения автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для решения вопросов местного значения межмуниципального характера.
Во исполнение этого, Правительством Калининградской области постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Показатели определения автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Калининградской области (Приложение № 1).
Согласно п.2, к таким дорогам, в том числе, относится соединение дорогой, расположенной в границе поселения (в пределах проезжей части), дорог регионального и межмуниципального значения, обеспечивающих проезд транзитного транспорта, при отсутствии обходов этих поселений.
Указанное Постановление являются действующим, в установленном порядке не оспорено и подлежит применению на территории Калининградской области.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14, пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в том числе городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ.
В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования "Гвардейский городской округ» к вопросу местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Таким образом, поскольку автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения «Калининград-Черняховск-Нестеров-граница с Литовской Республикой-Лунино-Прудное», проходящая транзитом через населенный пункт поселок <адрес> от дома № до № по <адрес> является, в том числе, и улично-дорожной сетью указанного населенного пункта, то в соответствии с Постановлением № полномочия по надлежащему содержанию автомобильной дороги за пределами проезжей части находятся в ведении соответствующего органа местного самоуправления.
Более того, из ответа и.о. главы администрации МО «Гвардейский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ, приобщенного судебной коллегией к материалам дела как дополнительное доказательство, следует, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы освещение на участке автодороги от дома № до дома № по <адрес> выполнено. В целях обустройства освещения от дома № до дома № по <адрес> администрацией разработана сметная документация, которая находится на экспертизе в ГАУ КО «Центр проектных экспертиз и ценообразования в строительстве», для последующего включения мероприятия в Программу конкретных дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционных жалоб не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 22 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: