Судья Логвинова Е.С. Дело № 33а-2637/2020
УИД 76RS0014-01-2019-004400-19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Моисеевой О.Н.,
судей Федотовой Н.П., Архипова О.А.,
при секретаре Марковой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
16 июня 2020 года
административное дело по апелляционной жалобе и уточненной апелляционной жалобе Департамента финансов мэрии г. Ярославля на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 22 января 2020 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования Департамента финансов мэрии г. Ярославля оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Моисеевой О.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
В ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области в отношении Нагибиной А.В. возбуждены исполнительные производства №<данные изъяты> (сумма взыскания 7391,33 рублей, взыскатель ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль»), <данные изъяты> (сумма взыскания 6369,46 рублей, взыскатель Романов А.В.), <данные изъяты> (сумма взыскания 6967,80 рублей, взыскатель Романов А.В.).
Нагибиной А.В. 3 октября 2019 года в Департамент финансов мэрии г.Ярославля предъявлен к исполнению исполнительный документ <данные изъяты> по делу №3а-181/2019 по административному иску ФИО, ФИО1, Нагибиной А.В., ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, выданный Ярославским областным судом 3 июля 2019 года, о взыскании денежных средств в размере 45 000 рублей с Департамента финансов мэрии города Ярославля.
Судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области Балакиным А.В. вынесены постановления от 14 сентября 2019 года, 28 октября 2019 года, 5 ноября 2019 года об обращении взыскания на право требования, согласно которым обращено взыскание на денежные средства Нагибиной А.В., перечисляемые Департаментом финансов мэрии г.Ярославля на основании исполнительного листа <данные изъяты> по делу №3а-181/2019.
Вышеуказанные постановления Департаментом финансов мэрии г.Ярославля исполнены не были, 18 декабря 2019 года денежные средства переведены на счёт, указанный Нагибиной А.В.
Департаментом финансов мэрии г.Ярославля постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области Балакина А.В. от 14 октября 2019 года, 5 ноября 2019 года были обжалованы в порядке подчиненности.
14 ноября 2019 года, 18 ноября 2019 года заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области Гангеевой М.В. вынесены постановления об отказе в признании вышеуказанных жалоб Департамента финансов мэрии г.Ярославля обоснованными.
Департамент финансов мэрии г. Ярославля обратился в суд с административным исковым заявлением с учётом уточнения исковых требований к ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области, судебному приставу-исполнителю ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области Балакину А.В. о признании незаконными постановлений от 14 ноября 2019 года и от 18 ноября 2019 года об отказе в признании жалоб, вынесенных заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля Гангеевой М.В., обоснованными, а также постановлений об обращения взыскания на право требования, вынесенных судебным приставом – исполнителем ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области Балакиным А.В., от 14 октября 2019 года, 28 октября 2019 года, 5 ноября 2019 года.
Административные исковые требования мотивированы тем, что статьей 239 БК РФ установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных отдельными статьями кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производятся только на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 БК РФ. В соответствии с указанной главой средства, подлежащие перечислению взыскателю на основании исполнительного документа, могут быть перечислены только по реквизитам банковского счета взыскателя, указанным взыскателем в заявлении, прилагаемом к исполнительному документу и только ему, а не третьему лицу. В связи с чем порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установленный Бюджетным кодексом РФ, не предусматривает случаев их исполнения на расчетные счета, открытые иным лицам, в том числе службе судебных приставов. В связи с чем у департамента финансов мэрии города Ярославля отсутствуют правовые основания для перечисления из бюджета города Ярославля сумм, подлежащих выплате Нагибиной А.В. по исполнительному документу <данные изъяты>, на расчетный счет, открытый ОСП по Кировскому и Ленинскому районам города Ярославля.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе и уточненной апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, вынесении по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильному применению норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав представителей Департамента финансов мэрии г.Ярославля по доверенностям Суркова С.А. и Хахину Д.С., поддержавших доводы жалоб, а также Романова А.В., возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется, поскольку обращение взыскания на денежные средства Нагибиной А.В., перечисляемые Департаментом финансов мэрии г.Ярославля на основании исполнительного листа <данные изъяты> по делу №3а-181/2019, как на дебиторскую задолженность, не нарушает ограничений на обращение средств бюджетов, установленных в БК РФ, соответствует положениям ФЗ «Об исполнительном производстве», определяющим порядок обращения взыскания на право требования должника в исполнительном производстве к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед иными кредиторами.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может, т.к. он не соответствует закону.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 13 указанного закона судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 68 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон № 229-ФЗ) мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Согласно статье 75 Закона № 229-ФЗ в рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено на принадлежащие должнику имущественные права, в том числе, право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором, в том числе право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и другим.
Как было указано выше, обжалуемыми постановлениями от 14 сентября 2019 года, 28 октября 2019 года, 5 ноября 2019 года судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области Балакиным А.В. обращено взыскание на дебиторскую задолженность взыскателя Нагибиной А.В., возникшую в связи с принятием решения Ярославского областного суда от 19 июня 2019 года по административному иску ФИО, ФИО1, Нагибиной А.В., ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. При этом указано на необходимость производить исполнение данных обязательств на расчётный счёт ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области (л.д. 7-12, 15).
В свою очередь, законом предусмотрен следующий порядок исполнения решения о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
Так, согласно части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исходя из нормы пункта 2 статьи 242.1 БК РФ к исполнительному документу, направляемому для исполнения, должно быть приложено заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Бюджетным законодательством не предусмотрена возможность указания в заявлении вместо реквизитов банковского счета взыскателя просьбы перечислить денежные средства иному, отличному от взыскателя, лицу.
В соответствии с разъяснениями пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации
Перечисление суммы компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок осуществляется по реквизитам банковского счета лица, в пользу которого взыскана соответствующая компенсация.
Из анализа приведённых положений следует, что законом не предусмотрена возможность указания в заявлении вместо реквизитов банковского счета взыскателя просьбы перечислить денежные средства иному, отличному от взыскателя, лицу, в том числе на расчётный счёт отдела судебных приставов. С учётом этого перечисление денежных средств, причитающихся Нагибиной А.В., являющейся взыскателем по исполнительному производству, возможно только на её счёт, что не было учтено судебным приставом-исполнителем при принятии обжалуемых постановлений.
Положения данных норм не были приняты во внимание судом первой инстанции и при принятии обжалуемого решения.
Так, принимая решение и полагая соответствующим закону обращение взыскания на дебиторскую задолженность взыскателя Нагибиной А.В. с перечислением денежных средств на счёт ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области, суд первой инстанции также указал на то, что оспариваемыми постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области Балакина А.В. не предусмотрено обращение взыскания на средства бюджетов. Взыскание обращается не на средства бюджетов, а на имущественные права должника, разновидностью которых является право требования в качестве взыскателя по исполнительному документу.
Вместе с тем порядок обращения взыскания на дебиторскую задолженность регламентирован положениями статьи 76 Закона № 229-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи обращение взыскания на дебиторскую задолженность состоит в переходе к взыскателю права должника на получение дебиторской задолженности в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 статьи 69 Закона № 229-ФЗ, но не более объема дебиторской задолженности, существовавшего на день обращения взыскания, и на тех же условиях.
При этом согласно пункту 1 части 2 статьи 76 Закона № 229-ФЗ обращение взыскания на дебиторскую задолженность производится при наличии согласия взыскателя - путем внесения (перечисления) дебитором дебиторской задолженности на депозитный счет подразделения судебных приставов.
По смыслу приведённого положения для внесения (перечисления) дебитором дебиторской задолженности на депозитный счет подразделения судебных приставов необходимо согласие взыскателя, которым в данном случае является Нагибина А.В.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства получения такого согласия, представители Департамента финансов мэрии г. Ярославля в суде апелляционной инстанции отрицали факт получения согласия взыскателя Нагибиной А.В. на перечисление денежных средств на счёт ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области.
При этом отсутствие согласия взыскателя на перечисление дебиторской задолженности на депозитный счет подразделения судебных приставов предполагает иной порядок обращения взыскания - путём продажи дебиторской задолженности с торгов (пункт 2 части 2 статьи 76 Федерального закона № 229-ФЗ), что в данном случае не имело места.
С учётом изложенного обращение взыскания на денежные средства Нагибиной А.В., перечисляемые Департаментом финансов мэрии г.Ярославля на основании исполнительного листа <данные изъяты> по делу №3а-181/2019, как на дебиторскую задолженность, не соответствует положениям бюджетного законодательства, равно как и положениям законодательства об исполнительном производстве.
При таких обстоятельствах постановления об обращения взыскания на право требования, вынесенные судебным приставом – исполнителем ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области Балакиным А.В., от 14 октября 2019 года, 28 октября 2019 года, 5 ноября 2019 года являются незаконными.
В свою очередь, принимая во внимание вышеизложенное, постановления от 14 ноября 2019 года и от 18 ноября 2019 года об отказе в признании жалоб, вынесенных заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля Гангеевой М.В., также нельзя признать обоснованными.
Таким образом, решение Кировского районного суда г. Ярославля от 22 января 2020 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения – об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Кировского районного суда г. Ярославля от 22 января 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать постановления от 14 октября 2019 года, 28 октября 2019 года, 5 ноября 2019 года об обращения взыскания на право требования, вынесенные судебным приставом - исполнителем ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области Балакиным А.В., а также постановления от 14 ноября 2019 года и от 18 ноября 2019 года об отказе в признании жалоб обоснованными, вынесенные заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля Гангеевой М.В., незаконными.
Председательствующий
Судьи