Дело № 2-307/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 октября 2018 года пгт Кумены
Куменский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Широковой А.А.,
при секретаре Трухиной И.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Куменского района Кировской области Шиляева О.В., действующего на стороне истца,
представителя ответчика Ситникова А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхозу) «Знамя Ленина» об устранении нарушений законодательства об охране водных биологических ресурсов,
у с т а н о в и л:
Кировский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхозу) «Знамя Ленина» об устранении нарушений законодательства об охране водных биологических ресурсов.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что проведенной проверкой установлено, что СПК «Знамя Ленина» осуществляет использование водного объекта – р. Кырмыжка на территории Куменского района Кировской области для целей сброса сточных вод на основании решения министерства охраны окружающей среды Кировской области о предоставлении водного объекта в пользование № от ДД.ММ.ГГГГ. Сброс сточных вод предприятием производится в черте д. Большой Перелаз Куменского района по правому берегу на расстоянии 24км от устья реки Кырмыжка с использованием очистных сооружений биологической очистки.
В соответствии с предоставляемыми ежеквартально в Отдел водных ресурсов по Кировской области Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов отчетами о водопользовании предприятием в I и во II кварталах 2018 года осуществлен сброс сточных вод в р. Кырмыжка в объеме по <данные изъяты> тыс. м?.
При этом в сбрасываемых предприятием сточных водах содержится превышение загрязняющих веществ: сухого остатка, азота аммонийного, фосфатов, хлоридов и т.д.
В нарушение требований ст. ст. 50, 53 Федерального закона № 166-ФЗ от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» СПК «Знамя Ленина» при осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы, не проведена оценка воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания, не рассчитан ущерб, наносимый осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания.
Просит возложить на ответчика обязанность произвести оценку сбрасываемых сточных вод в водный объект – р. Кырмыжка на водные биологические ресурсы и среду их обитания в соответствии с требованиями Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, обратиться за согласованием результатов такой оценки в Средневолжское Территориальное Управление рыболовства в соответствии с Порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 30.04.2013, в срок до 01.06.2019.
В судебном заседании прокурор Шиляев О.В. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Кроме того пояснил, что в соответствии с приказом Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 03.09.2018 № 232 ответчиком должна быть произведена оценка сбрасываемых сточных вод в используемый им водный объект – р. Кырмыжка на водные биологические ресурсы и среду их обитания, также должен быть представлен договор о составлении проектно-сметной документации. Данная деятельность должна быть согласована со Средневолжским Территориальным Управлением рыболовства.
Представитель ответчика СПК (колхоза) «Знамя Ленина» Ситников А.Г. исковые требования не признал и пояснил, что оценка сбрасываемых сточных вод в используемый ответчиком водный объект – р. Кырмыжка на водные биологические ресурсы и среду их обитания должна проводиться при планировании хозяйственной деятельности. Сточные воды поступают в водный объект не от деятельности колхоза, а от жилых домов, детского сада, школы, Дома культуры. Превышение допустимых сбрасываемых веществ в водный объект ответчиком было допущено только по нитритам и только в I квартале 2018 года. При этом приказом Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 03.09.2018 № 232 изменен норматив допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.
По мнению представителя ответчика, превышение воздействия на биоресурсы является незначительным и в дополнительной оценке не нуждается. При этом, по утверждению представителя ответчика, в Кировской области такая оценка не производится, ее осуществляет НИИ в г. Перми, срок проведения такой оценки составляет 2 года. В случае удовлетворения исковых требований ответчик не сможет выполнить требования прокурора в предлагаемый срок – до 01.06.2019. Оценка может быть произведена не ранее августа 2020 года.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 50 Федерального закона № 166-ФЗ от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 53 данного закона возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, а при отсутствии их исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.
Согласно п. 8 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384, Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) рассматривает заявку и документацию, принимает решение о согласовании (об отказе в согласовании) осуществления деятельности в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения заявки и документации.
Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
В соответствии с п. 2 данного Положения мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
При осуществлении деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические лица обеспечивают предусмотренную подпунктом «б» пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 (пункт 4).
Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом «з» пункта 2 настоящего Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов (п. 7 Положения).
Приказом Росрыболовства от 25.11.2011 № 1166 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам.
В соответствии с п. 5 указанной Методики исчисление размера вреда, причиненного водным биоресурсам, предусматривает его определение как в натуральном выражении (кг, т), исходя из последствий многостороннего воздействия его негативных факторов на состояние водных биоресурсов, так и в стоимостном выражении (руб.), исходя из затрат на восстановление нарушенного состояния водных биоресурсов, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Последствия негативного воздействия намечаемой деятельности на состояние водных биоресурсов определяются независимо от объемов добычи (вылова) водных биоресурсов, от установления величины общего допустимого улова (ОДУ) и квот на добычу (вылов) водных биоресурсов, от наличия или отсутствия в водном объекте деятельности по добыче (вылову) водных биоресурсов (в районе намечаемой деятельности) (пункт 24 Методики).
В судебном заседании с достоверностью установлено, что СПК «Знамя Ленина» осуществляет использование водного объекта – р. Кырмыжка на территории Куменского района Кировской области для целей сброса сточных вод на основании решения министерства охраны окружающей среды Кировской области о предоставлении водного объекта в пользование № от ДД.ММ.ГГГГ. Сброс сточных вод предприятием производится в черте д. Большой Перелаз Куменского района по правому берегу на расстоянии 24км от устья реки Кырмыжка с использованием очистных сооружений биологической очистки. Предприятием в I и во II кварталах 2018 года осуществлен сброс сточных вод в р. Кырмыжка в объеме по <данные изъяты> тыс. м?. При этом в сбрасываемых предприятием сточных водах на момент проверки содержалось превышение загрязняющих веществ: сухого остатка, азота аммонийного, фосфатов, хлоридов и т.д. при осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы; не проведена оценка воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания, не рассчитан ущерб, наносимый осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания (л.д. 7-8, 14-17).
По результатам проверки 29.08.2017 в адрес СПК «Знамя Ленина» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране водных биологических ресурсов (л.д. 9-10).
До настоящего времени выявленные нарушения ответчиком не устранены (л.д. 11-13).
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что доводы истца, приведенные в обоснование исковых требований, нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя ответчика о том, что превышение воздействия на биоресурсы является незначительным и в дополнительной оценке не нуждается, суд находит несостоятельными.
Доводы представителя ответчика о том, что для проведения оценки потребуется значительный срок, в частности, до августа 2020 года, суд не может принять во внимание, поскольку они ничем объективно не подтверждены в судебном заседании.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход муниципального бюджета муниципального образования «Куменский муниципальный район Кировской области» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кировского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) «Знамя Ленина» в срок до 01.06.2019 устранить выявленное нарушение требований законодательства об охране водных биологических ресурсов, а именно произвести оценку сбрасываемых сточных вод в водный объект – р. Кырмыжка на водные биологические ресурсы и среду их обитания в соответствии с требованиями Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, обратиться за согласованием результатов такой оценки в Средневолжское Территориальное Управление рыболовства в соответствии с Порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384.
Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) «Знамя Ленина» государственную пошлину в размере 300 рублей в доход муниципального образования «Куменский муниципальный район».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Куменский районный суд Кировской области.
Решение в окончательной форме принято 16 октября 2018 года.
Председательствующий: