Дело № 2-215/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с.Барда 08 июня 2018 года
Бардымский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Аиткуловой И.Н.
с участием старшего помощника прокурора Бардымского района Гиматова Р.А.,
представителя ответчика администрации Бардымского муниципального района Пермского края Кариевой И.И.,
при секретаре Кантугановой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бардымского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бардымского муниципального района, третье лицо администрация Федорковского сельского поселения Бардымского муниципального района, о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Бардымского района Пермского края обратился в суд с вышеназванным иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит возложить на администрацию Бардымского муниципального района Пермского края обязанность по устранению нарушений требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, государственного стандарта РФ, путем установки на участке автодороги <адрес>: ограждения пешеходного перехода в соответствии с пунктом 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004; светофора Т7 в соответствии с пунктом 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004; освещения, предусмотренного на участках дорог, проходящих в границах населенного пункта и за его пределами на расстоянии от них не менее 100 м в соответствии с пунктом 4.5.1.1. ГОСТР 52766-2007, установить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной проверки установлено, что состояние участка автодороги <адрес>, являющийся собственностью администрации Бардымского муниципального района, не соответствует установленным требованиям, а именно: отсутствует ограждение пешеходного перехода (пункт 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004); отсутствует светофор Т7 (пункт 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004); отсутствует освещение, предусмотренное на участках дорог, проходящих в границах населенных пунктов и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м (пункт 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007).
Несоблюдение указанных обязательных требований стандартов направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, влечет возникновение угрозы жизни, здоровья и имущества граждан, в том числе несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения МБОУ «Уймужевская основная общеобразовательная школа».
Очередной учебный год начинается с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому в целях обеспечения безопасности обучающихся названной образовательной организации, нарушения подлежат устранению к указанной дате.
В судебном заседании старший помощник прокурора Бардымского района Гиматов Р.А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Бардымского муниципального района Кариева И.И. исковые требования признала частично, пояснила, что полностью признает первый пункт исковых требований, обязуются устранить выявленные нарушения требований безопасности дорожного движения, но к требуемому сроку до ДД.ММ.ГГГГ они не успеют это сделать, поскольку в бюджете администрации денежные средства на эти цели не заложены, им необходимо обращаться в Земское собрание Бардымского муниципального района. Очередное заседание Земского собрания состоится только в ДД.ММ.ГГГГ. Если и примут решение о выделении им денежных средств на указанные цели, вся процедура выделения средств, поиска подрядчика и выполнения работ займет не менее 45 дней. В связи с чем просит установить срок не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица администрации Федорковского сельского поселения Бардымского муниципального района Тимиркин М.С. просит рассмотреть дело без его участия.
Выслушав старшего помощника прокурора Бардымского района, представителя ответчика, изучив представленные доказательства, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
4. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (часть 10 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, администрация Бардымского муниципального района Пермского края обязана осуществлять содержание автомобильных дорог местного значения, в том числе спорной автодороги.
На основании статьи 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу пункта 6 статьи 13 названного закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования дорог и осуществления автомобильной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно пункту 7 статьи 3 указанного закона владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 12 статьи 3 указанного федерального закона, содержание автомобильных дорог - это комплекс мер по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценки ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Правила применения технических средств организации дорожного движения: ограждение пешеходного перехода по п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004; светофор по п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004; освещение предусматривающее на участках дорог, проходящих в границах населенных пунктов и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м по п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В силу части 4 статьи 6 вышеуказанного закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно статьи 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, данным Федеральным законом, - Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К участку автодороги <адрес> прилегает МБОУ «Уймужевская основная общеобразовательная школа», осуществляющая образовательную деятельность, расположенная по адресу: <адрес>.
В судебном заседании установлено, что согласно информационному письму начальника отделения ГИБДД Отдела МВД России по Бардымскому району от ДД.ММ.ГГГГ, при надзоре за дорожным движением на улично-дорожной сети Бардымского муниципального района, государственным инспектором дорожного надзора отделения ГИБДД ОМВД России по Бардымскому району были выявлены недостатки эксплуатационного состояния дороги по <адрес> не обустроен пешеходный переход, а именно отсутствует ограждение пешеходного перехода (п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004); отсутствует светофор Т7 (п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004), освещение предусматривающее на участках дорог, проходящих в границах населенных пунктов и за их пределами на расстоянии от них не менее 100м. (п. 4.5.1. ГОСТ Р 52766-2007). (л.д.№)
Старшим помощником прокурора Бардымского района ДД.ММ.ГГГГ на основании информационного письма ОГИБДД ОМВД России по Бардымскому району проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации Бардымского муниципального района Пермского края. В ходе проверки установлено, что состояние участка автодороги <адрес> не соответствует установленным требованиям, имеются вышеуказанные недостатки. (л.д.№)
Судом установлено и ответчиком не оспаривалось, что администрация Бардымского муниципального района в нарушение вышеуказанных требований законодательства не обеспечивает должным образом безопасность дорожного движения, государственного стандарта РФ, путем установки на участке автодороги <адрес>: ограждения пешеходного перехода в соответствии с пунктом 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004; светофора Т7 в соответствии с пунктом 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004; освещения, предусмотренного на участках дорог, проходящих в границах населенного пункта и за его пределами на расстоянии от них не менее 100 м в соответствии с пунктом 4.5.1.1. ГОСТР 52766-2007.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком никаких доказательств, которые могли бы с достоверностью свидетельствовать об отсутствии установленных нарушений действующего законодательства, в нарушение положений указанной нормы, в материалы дела не представлено. Представителем ответчика не оспаривался факт наличия указанных нарушений, в этой части ответчик признает исковые требования и обязуется устранить выявленные нарушения.
Несоблюдение указанных обязательных требований стандартов направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, влечет возникновение угрозы жизни, здоровья и имущества граждан, в том числе несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения МБОУ «Уймужевская основная общеобразовательная школа».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора Бардымского района, в связи с чем, считает необходимым удовлетворить исковые требования.
В части указанного прокурором срока, в течение которого вышеуказанные действия должны быть произведены ответчиком, суд считает возможным согласиться с доводами представителя ответчика о необходимости установить срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в бюджете администрации района денежные средства на эти цели не заложены, процедура принятия решения Земским собранием Бардымского муниципального района о выделении денежных средств, поиск подрядчика, выполнение работ требует значительного времени. Срок, указанный прокурором – до ДД.ММ.ГГГГ будет недостаточным для исполнения решения суда, поэтому суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок является разумным и будет соответствовать объему возложенных на ответчика обязанностей.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края устранить нарушения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, государственного стандарта Российской Федерации, путем установки на участке автодороги <адрес>: ограждения пешеходного перехода в соответствии с пунктом 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004; светофора Т7 в соответствии с пунктом 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004; освещения, предусмотренного на участках дорог, проходящих в границах населенного пункта и за его пределами на расстоянии от них не менее 100 м в соответствии с пунктом 4.5.1.1. ГОСТР 52766-2007.
Установить ответчику срок для исполнения решения суда до
ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд Пермского края в течение одного месяца.
С у д ь я - И.Н.Аиткулова