УИД 11RS0001-01-2022-000790-19 Дело № 2а-3085/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Мишариной И.С.,
при секретаре Муравьевой Т.С.,
с участием административного ответчика Хисамутдинова Р.Г.,
рассмотрев 25 июля 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми к Хисамутдинову Ренату Габтульбаровичу о взыскании задолженности перед бюджетом,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми (далее Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Коми) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Хисамутдинову Р.Г. с учетом принятых судом уточнений о взыскании задолженности перед бюджетом в общем размере 76629,02 руб., в том числе по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в сумме 75400 руб., пени в размере 1229,02 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что административным ответчиком Хисамутдиновым Р.Г. 06.10.2020 в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2019 год по форме 3-НДФЛ, согласно которой последним заявлен имущественный вычет при продаже автомобиля ..., находящегося в собственности менее 3-х лет (по данным декларации заявлены расходы на приобретение автомобиля в сумме 830000 руб.), к уплате в бюджет сумма налога отсутствует (0 руб.). Актом камеральной налоговой проверки № 502 от 22.01.2021 установлен факт занижения налога, подлежащего уплате за указанный налоговый период в связи с необоснованным заявлением имущественного налогового вычета при продаже имущества (налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие понесенные расходы в 2016 году по приобретению автомобиля у ООО «... на сумму 830 000 руб.).Решением ИФНС России по г.Сыктывкару от 10.06.2021 №4783 налогоплательщику начислены сумма НДФЛ за 2019год в размере 75400 руб. (из расчета (830 000 руб. -250 000руб.)*13 %), пени в сумме 3 640,57 руб. за период с 16.07.2020 по 10.06.2021, а также штрафные санкции, в том числе по п.1 ст. 119 Налогового кодекса РФ в сумме 706,88 руб. за предоставление декларации с нарушением установленного срока и по п.1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога в результате занижения налоговой базы в сумме 942,5 руб. Решение получено налогоплательщиком 18.06.2021. На основании ст. 69 Налогового кодекса РФ налогоплательщику 23.08.2021 направлено требование № 28668 от 17.08.2021 об уплате образовавшейся задолженности по налогу, пени, штрафным санкциям, со сроком исполнения до 28.09.2021. 14.11.2021 произведена уплата сумму пени в размере 2411,55 руб., остаток пени составил 1229,02 руб.), а также 07.10.2021 уплачена сумма штрафа по п.1 ст. 119 Налогового кодекса РФ в размере 706,88 руб. за предоставление декларации с нарушением установленного срока. в связи с тем, что требование не исполнено налогоплательщиком в полном объеме, налоговый орган обратился в адрес мирового судьи о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с административного ответчика, который был вынесен 14.10.2021,однако 29.10.2021 отменен, в связи с несогласием налогоплательщика.
Судом к участию в деле привлечено в качестве заинтересованного лица ИФНС России по г.Сыктывкару.
Межрайонная ИФНС России №8 по Республике Коми, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. В административном исковом заявлении просили рассмотреть дело без участия представителя налогового органа.
Административный ответчик Хисамутдинов Р.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований.
ИФНС России по г.Сыктывкару, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.
Суд, определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные сторона доказательства и установленные по делу обстоятельства, обозрев административное дело мирового судьи Первомайского судебного участка г.Сыктывкара республики Коми № 2а-3004/2021, административное дело Сыктывкарского городского суда Республики Коми № 2а-608/2022, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации доход, полученный налогоплательщиками – физическими лицами от источников в Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
В соответствии с п.1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим пунктом, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Налоговая декларация согласно п. 1 ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
Согласно п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» установленный Кодексом срок предоставления налогоплательщиками налоговой декларации, срок подачи которой приходится на март- май 2020 года, продлен на три месяца.
Согласно пп. 1 п. 1 и пп. 1, 2 п. 2 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного имущества (за исключением ценных бумаг), находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающем в целом 250 000 руб., также вместо получения имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В соответствии с п.1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и ссорах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В соответствии с п.1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.2 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты, неполной уплаты налога в результате занижения налоговой базы начисляется штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога.
В силу абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что административным ответчиком Хисамутдиновым Р.Г. 06.10.2020 в адрес налогового органа подана налоговая декларация по НДФЛ за 2019 год, в которой отражены: доход в сумме 830 000 руб. от продажи автомобиля марки ..., находившегося в собственности менее 3-х лет; документально подтвержденные расходы по приобретению – 830 000 рублей; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составила – 0 руб.
Налогоплательщиком в качестве подтверждающих документов по приобретению указанного автомобиля представлена копия договора купли-продажи автомобиля от 25.06.2016 № Н049, копия акта приема - передачи автомобиля от 25.06.2016 № Н049. Транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД на имя Хисамутдинова Р.Г. 05.07.2016. при этом согласно договору купли-продажи стоимость автомобиля составила 1070000 руб. платежные документы налогоплательщиком не представлены.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки, в связи с тем, что налогоплательщиком с декларацией не представлены платежные документы, подтверждающие фактически произведенные расходы на приобретение автомобиля, налоговым органом по месту учета организации – продавца направлено поручение об истребовании указанных документов.
По сообщению МИФНС №5 по Республике Татарстан от 26.01.2021 согласно информации ООО « ... платежные документы по договору купли- продажи автомобиля ... уничтожены за истечением сроков хранения.
По результатам налоговой проверки в связи с тем, что установлено неправомерное уменьшение налоговой базы по НДФЛ на сумму документально неподтвержденных расходов по приобретению транспортного средства, находившегося в собственности менее 3-х лет, чем нарушен пп. 2 п.2 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации, а также установлено, что данная налоговая декларация подана в нарушение п.1 ст. 229 указанного Кодекса несвоевременно, в отношении административного ответчика ИФНС России по г.Сыктывкару вынесено решение № 4783 от 10.06.2021, которым Хисамутдинов Р.Г. привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислены налоги, пени, налоговые санкции в общем размере 80689,95 руб.: в том числе НДФЛ за 2019 год в размере 75 400 руб.; пени по НДФЛ, исчисленные на основании ст. 75 НК РФ, - 3640,57 руб.; налоговая санкция по п.1 ст. 119 НК РФ – 706,88 руб.; п.1 ст. 122 НК РФ – 942,50 руб. (с учетом положений п.3 ст. 114 НК РФ с учетом смягчающих налоговую ответственность обстоятельств суммы налоговых санкций уменьшены в 16 раз).
Решением УФНС России по Республике Коми от 09.08.2021 № 95-А жалоба Хисамутдинова Р.Г. на решение ИФНС России по г.Сыктывкару от 10.06.2021 № 4783 оставлена без удовлетворения, решение налогового органа – без изменения.
В связи с неисполнением обязанности по уплате указанных налога, пеней и штрафов, в соответствии со ст. 69 НК РФ налоговым органом 23.08.2021 в адрес административного ответчика направлено требование № 28668 от 17.08.2021 об уплате в срок до 28.09.2021 образовавшейся задолженности.
14.11.2021 административным ответчиком произведена оплата сумм пени в размере 2411,55 руб. и 07.10.2021 сумма штрафа по п.1 ст. 119 НК РФ в размере 706,88 руб.
В связи с неисполнением в добровольном порядке в установленный срок требования в полном объеме, налоговый орган обратился 13.10.2021 к мировому судье Первомайского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми с заявлением о выдаче судебного приказа; судебный приказ выдан 14.10.2021.
Определением от 29.10.2021 мирового судьи Первомайского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми судебный приказ от 14.10.2021 о взыскании недоимки отменен.
17.01.2022 налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику о взыскании задолженности.
Также установлено, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми по административному делу № 2а-608/2022 от 16.02.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Верховного Суда республики Коми от 23.05.2022, административные исковые требования Хисамутдинова Р.Г. о признании незаконными и отмене решения ИФНС России по г.Сыктывкару N4783 от 10.06.2021, решения УФНС России по Республике Коми №95-А от 09.08.2021– оставлены без удовлетворения.
В ходе рассмотрения дела административным ответчиком произведена уплата штрафа в размере 942,50 руб.
Вместе с тем, налог на доходы физических лиц за 2019 год в сумме 75400 руб. и пени в размере 1229,02 руб., административным ответчиком не уплачены.
Данные обстоятельства, подтверждаются исследованными судом доказательствами.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административный ответчик доказательств уплаты недоимки в полном объеме в нарушение требований ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представил.
Поскольку начисление административному ответчику налоговым органом недоимки и пени произведено в соответствии с требованиями законодательства, порядок досудебного урегулирования спора налоговым органом соблюден, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца.
Доводы административного ответчика о том, что при подаче налоговой декларации и в ходе проведения камеральной налоговой проверки все имеющиеся у него документы по приобретению транспортного средства им предоставлялись, а также запрашивались налоговым органом, и в ходе рассмотрения дала 2а-608/2022 запрашивались им в ООО «... и предоставлялись судам первой и апелляционной инстанции, судом во внимание не принимаются, поскольку данные доводы сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанции, изложенными в судебных актах в рамках дела 2а-608/2022, которыми решения налоговых органов от 10.06.2021 и от 09.08.2021 признаны законными.
В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в размере 2498,87 руб.
Руководствуясь ст. ст. 114, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми к Хисамутдинову Ренату Габтульбаровичу о взыскании задолженности перед бюджетом, удовлетворить.
Взыскать с Хисамутдинова Рената Габтульбаровича, зарегистрированного по адресу: ..., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми задолженность перед бюджетом в общем размере 76629 (семьдесят шесть тысяч шестьсот двадцать девять) рублей 02 копейки, в том числе по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в сумме 75 400 рублей и пени в размере 1229 рублей 02 копейки.
Взыскать с Хисамутдинова Рената Габтульбаровича, зарегистрированного по адресу: ... в доход бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 2498 (две тысячи четыреста девяносто восемь) рублей 87 копеек.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С.Мишарина
Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2022 года.