Решение по делу № 33а-5532/2022 от 21.04.2022

Судья Смольская Т.С. Дело № 33а-5532/2022

24RS0038-01-2021-000884-54

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красноярск 12 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Мирончика И.С.

судей Штея Н.А., Жихарева Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Варовой С.Л.

рассматривает в открытом судебном заседании по докладу судьи Штея Н.А.

административное дело по административному исковому заявлению Петеримовой Натальи Николаевны к Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 50 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (далее - ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю либо ФКУ ИК-50), ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о признании незаконным решения и возложении обязанности

по апелляционной жалобе ФКУ ИК -50 ГУФСИН России по Красноярскому краю

на решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 28.01.2022 г., которым постановлено:

«Исковые требования административного истца удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК -50 ГУФСИН России по Красноярскому краю об отказе во включении Петеримову Наталью Николаевну в список граждан - участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006.

Признать за Петеримовой Натальей Николаевной право на участие в основном мероприятии «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в соответствии с постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006.

Включить Петеримову Наталью Николаевну в список граждан – участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006.

Взыскать с ответчика ФКУ ИК – 50 ГУФСИН России по Красноярскому краю расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей в пользу Петеримовой Натальи Николаевны».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Петеримова Н.Н. обратилась в суд с вышеназванным административным иском. Просила признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю об отказе во включении ее в список участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в соответствии с постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г., оформленным протоколом заседания № 2 от 10.08.2021 г.; также признать за ней право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»; возложить обязанность на жилищно-бытовую комиссию ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю включить ее (с членами семьи) в список граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г.; возместить расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Требования мотивированы тем, что решением указанной жилищно-бытовой комиссии от 10.08.2021 г. ей было отказано во включении в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2021 г., в связи с предоставлением неполного пакета документов, а именно в связи с непредставлением обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма социализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения, либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения в государственную (муниципальную) собственность со ссылкой на п.п. «ж» пункта 44 постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года. В решающей части выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии № 2 от 10.08.2021 г., комиссия при принятии оспариваемого решения ссылается на приказ ФСИН России № 287 от 04.06.2007 года, который утратил силу еще 21.07.2012 г., в связи с изданием приказа ФСИН России № 267 от 16.05.2012 г. Указанное решение считает незаконным и противоречащим нормам действующего законодательства. Жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (найма специализированного жилья) истец и члены её семьи не имеют. Вместе с пакетом документов, в ФКУ ИК-50 были предоставлено решение Нижнеингашского районного суда от 21.03.2016 г., вынесенное по иску прокурора Нижнеингашского района о признании незаконным постановления администрации поселка Нижний Ингаш № 161 от 09.07.2015 г. о предоставлении ей и членам её семьи жилого помещения по договору социального найма, о признании незаконным договора социального найма и выселении её и членов её семьи из жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения. Также, ею было представлено апелляционное определение Красноярского краевого суда по вышеуказанному делу. Кроме того, приложены справки администрации поселка Нижний Ингаш и администрации Нижнеингашского района о непредставлении ей жилых помещений по договорам социального найма (найма специализированного жилищного фонда). Жилых помещений, принадлежащих истцу и членам её семьи на праве собственности, они не имеют, что подтверждается предоставленными с пакетом документов в ФКУ ИК - 50 справками из АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. При таких обстоятельствах считает отказ во включении её в сводный список участников основного мероприятия необоснованным, решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю, оформленное протоколом № 2 от 10.08.2021 года - незаконным и противоречащим нормам действующего законодательства.

Судом постановлено приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым в иске отказать, полагая решение жилищной комиссии правоверным.

Представитель ФСИН России Маценко М.С., ранее участвуя в судебном заседании, поддержал апелляционную жалобу, пояснил судебной коллегии, что истцу было отказано в постановке на учет для получения сертификата до предоставления полного пакета документов. Этой фразой оговаривалось отсутствие обязательства о сдаче жилого помещения, занимаемого истцом в поселке. Комиссия не отказывала рассмотреть ее заявление, но предложила предоставить полный пакет документов. У истца не сложилась устойчивая связь с поселком, подлежащим переселению. Она проходила службу, но продолжала и продолжает проживать у родственников. В этой связи у нее нет возможности предоставить обязательство о сдаче жилого помещения. Постановление Правительства РФ № 153 направлено на защиту тех лиц, которые выбирают поселки в связи со своей службой в уголовно-исполнительной системе, им предоставляется жилье. Выезжая, они это жилье сдают. Истец решила, что вправе получить сертификат, ничего не сдавая. Это злоупотребление правом и нарушает права иных лиц, состоящих на учете. «Устойчивая связь с поселком» - это когда человек приезжает, служит и живет в поселке не пять лет, а дольше. Истец служила, но не в этом поселке. По постановлению Правительства РФ № 153 комиссия больше ничем не может мотивировать отказ, чтобы пресечь действия таких «случайных» людей в необоснованной постановке в очередь.

В суде апелляционной инстанции представитель ликвидационной комиссии ФКУ ИК-50 ГУФСИН России, ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю Видякина Н.В. доводы жалобы поддержала, сообщила, что Петеримова Н.Н. на момент обращения с заявлением о принятии на жилищный учет проживала по договору безвозмездного пользования жилым помещением у своей матери Лоншаковой Р.А. При постановке на учет в качестве нуждающейся комиссия руководствуется положением об учетной норме - 18 кв.м. на 1 члена семьи, а также установленным постановлением Правительства РФ № 153 перечнем документов. ФКУ ИК-50 остается действующим юридическим лицом, но жилищно-бытовая комиссия уже не осуществляет свою деятельность, правопреемником будет комиссия ФКУ ИК-48.

Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не просивших об отложении судебного заседания, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из разъяснений в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» предметом судебной проверки по административному делу может быть не только законность, но и обоснованность реализации государственных и иных публичных полномочий, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при их реализации.

Как видно из дела, административный истец Петеримова Н.Н. до выхода на пенсию состояла в должности старшего оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю. Уволена 19.11.2018 г., в соответствии с приказом ГУФСИН России по Красноярскому краю № 261-лс с выслугой лет в календарном исчислении 23 года 06 месяцев. По материалам предоставленного по запросу судебной коллегии учётного дела с 11.08.2017 г. она проживает совместно с детьми, 1997 и 2006 годов рождения, в п. Нижний Ингаш по ул. Устиновича, д.5, кв.2, который входит в перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 03.11.2012 г. № 2065-р. Бронированного жилья не имеет. Состоит в разводе, собственного жилья ни она, ни её дети не имеют.

Уже после увольнения, 27.07.2021 г. Петеримова Н.Н. обратилась в жилищно-бытовую комиссию ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю с заявлением о включении ее в список граждан – участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 и приказу ФСИН России от 04.06.2007 г. № 287 «Об утверждении инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов гражданам – участникам подпрограммы в УИС».

Из выписки протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-50 от 10.08.2021 г. № 2 следует, что истцу было отказано в постановке на учет в список кандидатов на участие в вышеуказанной ведомственной целевой программе. Онованием для такого решения явилось то, что Петеримова Н.Н. не представила полный пакет документов, а именно обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения, либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения в государственную (муниципальную) собственность (пп. «ж» п. 44 постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153).

В соответствии с пп. «ж» п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 (далее – Правил), установлено, что для получения сертификата гражданин - участник основного мероприятия предоставляет, в том числе, обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность.

Согласно п. 16.3 указанных Правил, условием выдачи сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы, относящемуся к категории граждан, указанной в подпунктах «б», «з», «и» или «л» пункта 5 Правил, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное ими и подписанное всеми совершеннолетними членами их семей обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.

Условием выдачи сертификата гражданину - участнику основного мероприятия, относящемуся к категории граждан, указанной в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, или в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, выезжающему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, или в подпункте «и» пункта 5 настоящих Правил, проживающему в жилом помещении, принадлежащем указанному гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.

Разрешая заявленные требования и признавая незаконным решение указанной комиссии, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец и члены её семьи не имели в собственности жилых помещений. Комиссии также были предоставлены сведения о том, что бронированного и социального жилья на территории поселка они не имеют, равно как и жилых помещений по договору найма и специализированного найма. В связи с чем по объективным причинам истцом не могли быть предоставлены требуемые документы - обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения, либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения в государственную (муниципальную) собственность.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом, тем более, что в суде апелляционной инстанции ранее представителем ФСИН РФ Маценко М.С. даны пояснения, о том, что отсутствие приведённых документов используется в качестве формального основания для исключения кандидатов на улучшение жилищных условий, не имеющих «устойчивой связи» с территорией места службы, что не может быть признанно обоснованным, а поэтому и законным. Однако при этом жилищной комиссией не оценивалась фактическая нуждаемость административного истца в улучшении жилищных условий, наличие правовых оснований для постановки на учёт в качестве нуждающейся в их улучшении, исходя из норм Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), учётной нормы для неё как бывшего сотрудника ФСИН РФ и членов её семьи. Не давалась правовая оценка тому, что Петеримова Н.Н. проживает в квартире своей матери, являющейся в силу ст. 31 ЖК РФ членом её семьи.

При таких обстоятельствах требование административного истца о признании решения жилищно-бытовой комиссии об отказе во включении Петеримовой Н.Н. в список граждан - участников жилищной программы верно по приведённым выше основаниям судом первой инстанции признано незаконным.

Вместе с тем, возлагая на исправительное учреждение, в котором создана соответствующая комиссия, обязанность признать за административным истцом право на участие в жилищной программе, а также включить её в список граждан-участников, суд фактически предопределил соответствующие решения, что недопустимо.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ суд в случае удовлетворения требований об оспаривании незаконных решений, действий органа государственной власти возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, вместе с тем суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительной компетенции.

Как пояснила суду апелляционной инстанции представитель Видякина Н.В. ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю в настоящий момент остается действующим юридическим лицом. Статус жилищно-бытовой комиссии определен приказом руководителя данного учреждения. Следовательно, правовую оценку нуждаемости в улучшении жилищных условий по заявлению Петеримовой Н.Н. о включении в список граждан - участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г., должна давать именно комиссия, а не суд.

При этом учитывая пояснения представителя ликвидируемого исправительного учреждения в суде апелляционной инстанции, рассмотрение документов административного истца не исключает возможность их перенаправления в уполномоченную для принятия решения по ним жилищно-бытовую комиссию иного исправительного учреждения (правопреемника).

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 28.01.2022 г., отменить в части признания за Петеримовой Натальей Николаевной права на участие в основном мероприятии «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в соответствии с постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г.; а также включения Петеримовой Натальи Николаевны в список граждан – участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г.

Возложить на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 50 ГУФСИН России по Красноярскому краю» повторно рассмотреть документы Петеримовой Н.Н. по её заявлению о включении в список граждан - участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г.

В остальной части решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 28.01.2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 15.07.2022 г.

33а-5532/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Петеримова Наталья Николаевна
Ответчики
ФСИН России
ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю
ГУФСИН России по Красноярскому краю
Другие
Петеримова Екатерина Юрьевна
ликвидационная комиссия ГУФСИН
КП-48
Петеримов Владислав Юрьевич
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Штей Николай Александрович
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
17.05.2022Судебное заседание
12.07.2022Судебное заседание
20.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2022Передано в экспедицию
12.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее