РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Тагил 21 февраля 2020 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Ершовой Т.Е.,
при секретаре Шушаковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-268/2020 по административному исковому заявлению Накопалло В. О. к Правительству Российской Федерации о признании незаконным бездействия,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило административное исковое заявление Накопалло В.О., в котором он просит: признать незаконными действия Аппарата Правительства Российской Федерации по не направлению его письменного обращения от ДД.ММ.ГГГГ в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Департамент проектов цифровой трансформации и в Министерство здравоохранения Российской Федерации для совместного решения поставленных в письменном обращении вопросов; признать, что поставленные в письменном обращении от ДД.ММ.ГГГГ вопросы входят в компетенцию для совместного решения и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Департамент проектов цифровой трансформации и Министерство здравоохранения Российской Федерации; обязать Аппарата Правительства Российской Федерации направить письменное обращение от ДД.ММ.ГГГГ и в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Департамент проектов цифровой трансформации и в Министерство здравоохранения Российской Федерации для совместного решения поставленных в письменном обращении вопросов.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ в принятии административного искового заявления Накопалло В. О. к Аппарату Правительства Российской Федерации о признании незаконным ненаправления обращения - отказано.
Апелляционным определением Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ определение судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменено с направлением материала по административному исковому заявлению в суд со стадии принятия к производству суда.
В судебное заседание административный истец Накопалло В.О. не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. О причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявлял.
Представитель административного ответчика – Правительство Российской Федерации в судебное заседание не явился. В направленном в суд возражении представитель Правительства Российской Федерации ФИО5 просил отказать в удовлетворении административного искового заявления и рассмотреть дело в отсутствие представителя. При этом представитель указал, что обращение административного истца рассмотрено в соответствии с полномочиями Аппарата Правительства в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
Неявка надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Огласив исковое заявление, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом исковые требования не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря
1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство
Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции
Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных
законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г.
№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
указанным федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с
реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним
Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные
органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного
самоуправления и должностными лицами.
Установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения
обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением
обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном
федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Статьей 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что
Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом,
возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального конституционного закона Правительство
Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации -
Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя
Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Статьей 47 Федерального конституционного закона определено, что для
обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации
контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых
Правительством Российской Федерации, образуется Аппарат Правительства
Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 утвержден Регламент Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Регламента Правительства Российской
Федерации "в Правительстве подлежат рассмотрению проекты федеральных
законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений
и распоряжений Правительства, а в случаях, предусмотренных федеральными
законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства, - проекты
других актов, а также проекты заключений, поправок и официальных отзывов на
проекты федеральных законов.
По поручению (указанию) Президента Российской Федерации, а также по
предложениям членов Правительства, руководителей иных федеральных органов
исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет
Президент Российской Федерации или Правительство, в Правительстве могут
рассматриваться другие документы по вопросам, не требующим принятия
соответствующих актов.
Рассмотрением в Правительстве проектов актов и других документов для
целей настоящего Регламента является их рассмотрение на заседаниях
Правительства, координационных и совещательных органов под председательством
Председателя Правительства, одного из заместителей Председателя Правительства
или Заместителя Председателя Правительства Руководителя Аппарата
Правительства, а также рассмотрение Председателем Правительства или его
заместителями на совещаниях или единолично".
Пункт 7 Регламента гласит, что "указанные в пункте 6 настоящего
Регламента проекты актов и другие документы могут вноситься на рассмотрение в
Правительство членами Правительства, руководителями иных федеральных
органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, или лицами, исполняющими
их обязанности.
Проекты актов по вопросам, отнесенным к ведению Правительственной
комиссии по про ведению административной реформы и Правительственной
комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества
жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, могут вноситься на
рассмотрение в Правительство указанными Комиссиями".
Пункт 8 Регламента Правительства Российской Федерации предусматривает,
что "в Правительстве также рассматриваются поручения и указания Президента
Российской Федерации, проекты актов и другие документы, направленные в
установленном порядке в Правительство Администрацией Президента Российской
Федерации".
В соответствии с пунктом 10 Регламента Правительства Российской
Федерации "обращения в Правительство, не предусмотренные пунктом 6
Регламента или внесенные руководителями органов, не указанными в пунктах 7 и 8
настоящего Регламента, направляются Аппаратом Правительства в органы
государственной власти и органы местного самоуправления для рассмотрения и
принятия решений в соответствии с их полномочиями".
Согласно пункту 11 Регламента Правительства Российской Федерации
обращения в Правительство Российской Федерации, содержащие предложения о
принятии решений Правительства Российской Федерации, направляются в
федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти,
руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской
Федерации или Правительство Российской Федерации, в соответствии со сферами
ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Указанные органы проводят проработку обращений, принимают в пределах своей
компетенции соответствующие решения, при необходимости вносят в
Правительство Российской Федерации в установленном порядке проекты актов, по
которым требуется решение Правительства Российской Федерации, и о результатах
рассмотрения информируют заявителей.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменные
обращения, содержащие вопросы, не входящие в компетенцию федерального
органа исполнительной власти, направляются им в течение 7 дней с даты их
регистрации в соответствующий орган государственной власти, орган местного
самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию
которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением
заявителя, направившего обращение, о переадресации обращения.
Порядок работы с обращениями граждан, поступившими в адрес
Правительства Российской Федерации, установлен разделом IX Регламента
Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 127 Регламента Правительства Российской
Федерации работу с индивидуальными и коллективными письменными
обращениями граждан, поступившими в Правительство, организует Аппарат
Правительства. Обращение в зависимости от содержания докладывается
Председателю Правительства, одному из заместителей Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) или Заместителю
Председателя Правительства - Руководителю Аппарата Правительства либо в
течение 7 дней со дня регистрации направляется Аппаратом Правительства для
рассмотрения и ответа органам исполнительной власти, в компетенцию которых
входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина,
направившего обращение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 утверждено также Положение об Аппарате Правительства Российской
Федерации.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 4 Положения об Аппарате
Правительства Российской Федерации Аппарат Правительства Российской
Федерации рассматривает обращения граждан и организаций, адресованные в
Правительство, направляет эти обращения в соответствующие государственные
органы и органы местного самоуправления для рассмотрения и принятия мер,
организует прием граждан членами Правительства, а также про водит
информационно-аналитическую работу с указанными обращениями.
Сотрудники Аппарата Правительства при осуществлении функций,
возложенных на соответствующие подразделения, руководствуются Регламентом
Правительства, Положением об Аппарате Правительства Российской Федерации,
Инструкцией по делопроизводству в Аппарате Правительства и утвержденными в
установленном порядке должностными регламентами.
Согласно утвержденным должностным регламентам сотрудники отдела по
работе с обращениями граждан Правительства Российской
Федерации обязаны рассматривать обращения и запросы граждан, принимать
решения о направлении писем для рассмотрения в органы государственной власти,
органы местного самоуправления, организации или должностным лицам, в
компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации 19 июня 2012 г. № 608, Министерство здравоохранения Российской
Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного
медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского
применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе
инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, а также по управлению
государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере
здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных
медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и
реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических
экспертиз, организацию среднего профессионального, высшего и дополнительного, профессионального медицинского и фармацевтического образования и представление услуг в области курортного дела.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Накопалло В.О. обратился к председателю Правительства Российской Федерации ФИО6 В своем обращении Накопалло В.О. ставил вопрос об оснащении рабочих мест врачей компьютерными программами с функционалом для индивидуального подбора лекарственных средств при оказании медицинской помощи гражданам.
По результатам рассмотрения обращения Накопалло В.О. подготовлен ответ на обращение № И-70725 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось, что поступившее обращение рассмотрено и направлено в Минздрав России.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с приведенными выше нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу, что обращение административного истца в Правительство Российской Федерации рассмотрено в соответствии с возложенными полномочиями, в порядке и с сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Ответ подготовлен уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением установленного порядка, соответствуют требованиям Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» и регламента Правительства Российской Федерации. Подготовленный ответ носит разъяснительно-информационный характер, прав заявителя не нарушает, в связи с чем, суд полагает, что отсутствуют правовые основания для признания бездействий не соответствующим закону.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Административный истец не ограничен в реализации своих прав на оспаривание действий (бездействий), решений Министерства здравоохранения Российской Федерации в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации осуществлены действия в рамках его дискреционных полномочий и в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Вопреки принципу диспозитивности и положениям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Накопалло В.О. не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что оспариваемыми бездействиями нарушены права и свободы административного истца, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Вместе с тем, обязанность доказывания факта нарушения прав возлагается в силу пункта 1 части 9, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного истца и отсутствие нарушения которых является основанием для отказа в удовлетворении требований
Доводы административного истца Накопалло В.О. о том, что нарушены его права на совместное рассмотрение обращение несколькими государственными органами, в компетенцию которых входит совместное решение поставленных вопросов, не принимаются судом во внимание. Письменных доказательств указанных доводов административным истцом суду не представлено.
Поскольку совокупность оснований для признания незаконным оспариваемых бездействий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
<...>
<...>
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.