РЕШЕНИЕ Дело № 2-154/2019
Именем Российской Федерации
23 января 2019 года г. Белебей
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ибрагимовой Н.В.,
с участием истца Чернова В.В.,
представителя ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> РБ Куликовой Е.С., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Чиглинцевой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чернова В.В. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан о признании права на досрочную пенсию по старости и ее назначении,
УСТАНОВИЛ:
Чернов В.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит суд обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> и <адрес> РБ включить в его стаж педагогической деятельности в учреждении для детей, время его нахождения в ученических отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – всего <данные изъяты>; признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с указанной даты.
Мотивировал требования тем, что решением ГУ УПФ РФ в <адрес> и <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого 25-летнего стажа осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей. Ответчиком засчитано в его стаж педагогической деятельности 24 года 2 месяца 26 дней. Ответчик не включил в его трудовой стаж педагогической деятельности в учреждении для детей, время его нахождения в ученических отпусках. Ответчик утверждает, что нахождение в ученических отпусках не включается в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Закона РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. С данным решением ответчика он не согласен.
Истец Чернов В.В. в суде исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> РБ Куликова Е.С. в суде поддержала возражение на исковое заявление. Просила отказать в удовлетворении иска.
Выслушав доводы и пояснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального Закона Российской Федерации № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях (далее Закон № 400-ФЗ) лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста устанавливается досрочная страховая пенсия по старости.
Как установлено судом, решением ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Чернову В.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, причина отказа – отсутствие требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
При этом в стаж педагогической деятельности Чернову В.В. ответчиком не зачтены периоды его нахождения в ученических отпусках: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>.
Ответчиком в педагогический стаж Чернову В.В. засчитано <данные изъяты>.
Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Ответчик мотивировал свой отказ не включения периодов нахождения в учебных отпусках, в связи с тем, что не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Закона РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665.
С данными выводами ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> РБ суд согласиться не может.
Согласно п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 года N 449) указано, что при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516.
Абзацем 2 пункта 5 Правил N 516 предусмотрено, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Периоды учебных отпусков являются дополнительными оплачиваемыми отпусками, а потому на основании абзаца 2 пункта 5 Правил N 516 подлежат зачету в специальный стаж.
В соответствии со статьей 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Таким образом, периоды учебных отпусков являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
В суде установлено, что истец в спорные периоды обучался в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении (л.д<данные изъяты>), ему предоставлялись учебные отпуска с сохранением места работы и заработной платы (л.д. 19-26), с которой производились необходимые отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, что ответчиком не оспорено и является основанием для включения спорных периодов в специальный стаж, дающий основание для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Осуществление истцом в спорный период трудовой педагогической деятельности подтверждается записями в трудовой книжке, справками (л.д.<данные изъяты>)
Доводы, изложенные в возражение на исковое заявление, суд считает необоснованными, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном применении норм материального права.
Невключение в специальный стаж периодов нахождения работников в учебных отпусках влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истицы на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, периоды учебных отпусков приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся в учебные отпуска, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
На момент обращения Чернова В.В. в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес>, за назначением досрочной страховой пенсии по старости, а именно ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком было определено, что его стаж педагогической деятельности составлял <данные изъяты>, что является недостаточным для назначения Чернову В.В. страховой пенсии по старости.
При этом суд приходит к мнению, что в педагогический стаж, дающий право Чернову В.В. на назначение досрочной страховой пенсии по старости, подлежат включению периоды его нахождения в учебных отпусках:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – всего 9 месяцев 10 дней, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению, так как стаж педагогической деятельности Чернова В.В. составляет более 25 лет, и суд признает за Черновым В.В. право на назначение страховой пенсии с момента его обращения к ответчику, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Гражданское дело рассмотрено в пределах заявленных исковых требований и на основании представленных сторонами доказательств.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Чернова В.В. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан о признании права на досрочную пенсию по старости и ее назначении - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан включить Чернову В.В. в стаж педагогической деятельности в учреждении для детей, время его нахождения в ученических отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – всего <данные изъяты>.
Признать за Черновым В.В. право на досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан назначить Чернову В.В. досрочную страховую пенсию с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения.
Судья