РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2022 года город Москва
Тверской районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Утешева С.В., при секретаре Автомоновой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2985/2022 по иску Кузнецова Игоря Юрьевича к ГУ МВД России по городу Москве о признании незаконными и подлежащими отмене решений, обязании восстановить на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузнецова Игоря Юрьевича к ГУ МВД России по городу Москве о признании незаконными и подлежащими отмене решений, обязании восстановить на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, удовлетворить.
Признать незаконными решение ГУ МВД России по городу Москве, оформленное протоколом № 1.2 от 22 января 2022 года о снятии Кузнецова Игоря Юрьевича с учета очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий на получение жилой площади по договору социального найма и решение ГУ МВД России по городу Москве, оформленное протоколом № 1-1 от 28 января 2022 года о снятии Кузнецова Игоря Юрьевича с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из двух человек.
Обязать ГУ МВД России по городу Москве восстановить Кузнецова Игоря Юрьевича на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из двух человек и на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на получение жилой площади по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Тверской районный суд города Москвы.
Судья: Утешев С.В.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2022 года город Москва
Тверской районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Утешева С.В., при секретаре Автомоновой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2985/2022 по иску Кузнецова Игоря Юрьевича к ГУ МВД России по городу Москве о признании незаконными и подлежащими отмене решений, обязании восстановить на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Кузнецов И.Ю. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ответчику ГУ МВД России по г.Москве о признании незаконным и подлежащим отмене решения комиссии ГУ МВД России по г.Москве от 22 января 2022 года о снятии с учета на улучшение жилищных условий, решения от 08 февраля 2022 года о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты, обязании восстановить на учете.
Требования мотивированы тем, что в 1992 году он заселился в комнату общей площадью 17,8 кв.м., расположенную в квартире коммунального заселения по адресу: г.Москва, ул. Мусы-Джалиля, д. 4, к. 4, кв. 657. В 2002 году квартиру признали непригодной для проживания, было принято решение о расселении квартиры. В 2004 году ему с семьей была предложена двухкомнатная квартира общей площадью 53,6 кв.м., в семейном общежитии по адресу: г.Москва, ул. Мусы-Джалиля, д. 2, к. 2, кв. 307. После рождения двух внуков в 2007 и 2008 годах им были поданы документы на улучшение жилищных условий, в связи с чем он был поставлен на соответствующий учет. В 2009 году семейное общежитие было передано муниципалитету. В 2012 году он также был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В августа 2021 года от ответчика поступило сообщение о необходимости обновить документы жилищного учета, в связи с чем 17 августа 2021 года все документы были им предоставлены в жилищную комиссию. Решением Центральной жилищной комиссии от 22 января 2022 года он был снят с учета очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий путем предоставления жилой площади по договору социального найма в составе семьи из трех человек, в связи с тем, что обеспечен общей площадью жилого помещения на одного человека не менее 17,86 кв.м., что свидетельствует об улучшении жилищных условий. Решением Центральной жилищной комиссии от 08 февраля 2022 года он также был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Полагает данные решения незаконными, поскольку отсутствовали основания для снятия его с учета, жилищные условия с момента постановки на учет не улучшились.
Истец и его представитель по ордеру адвокат Лисняк Н.В. в судебное заседание явились, просили исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Акимов В.И. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований, по доводам изложенным в возражениях на исковое заявление.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Специальным законом, который регулирует отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей, является Федеральный Закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливаемые Кодексом жилищные правоотношения распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат.
Соответственно, при реализации жилищных прав сотрудников органов внутренних дел подлежат учету и общие нормы законодательства Российской Федерации о предоставлении государством жилых помещений гражданам. Такие нормы содержатся в Жилищном кодексе Российской Федерации, которыми следует руководствоваться при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи собственника жилого помещения, имеющего право на обеспечение жильем.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 ЖК РСФСР.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
В соответствии с п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, или выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно п. 6 решения Исполкома Моссовета и президиума МГСПС от 30.11.1984 N 3365, действующему в момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно и длительное время (как правило, не менее 10 лет) проживающие в городе Москве, в частности:
а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 5 квадратных метров;
д) проживающие в общежитиях (за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, граждан, поселившихся в связи с обучением), а также лица, имеющие семьи и отселенные из общежитий в комнаты за выбытием граждан, независимо от стажа работы и времени проживания в г. Москве, если жилая площадь в предоставленной комнате не превышает 7 кв. м на одного человека.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По общему правилу (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ) жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В силу ч. 2 ст. 1 Закона г.Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей г.Москвы на жилые помещения" к членам семьи заявителя относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Судом установлено, что распоряжением начальника Территориального управления ЦАО г.Москвы от 05 декабря 1994 года № 440.16 истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в составе семьи из трех человек, на момент постановки на учет, истец с семьей занимал две комнаты площадью 26,4 кв.м. в семейном общежитии, расположенном по адресу: г.Москва, ул. Мусы-Джалиля, д. 4, кв. 657.
30 ноября 2009 года между Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы и Кузнецовым И.Ю. заключен договор социального найма жилого помещения № 551052954, согласно которому наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности г.Москвы, расположенное по адресу: г.Москва, ул. Мусы-Джалиля, д. 2, к. 2, кв. 307 – двухкомнатная квартира общей площадью 53,6 кв.м., совместно с нанимателем в данную квартиру вселены Кузнецова А.В. (супруга), Кузнецова А.И. (дочь), Кузнецов И.Л. (внук), Кузнецов Д.Л. (внук).
Согласно выписке из домовой книги № 1175063 от 16 ноября 2012 года в квартире по адресу: г.Москва, ул. Мусы-Джалиля, д. 2, к. 2, кв. 307, зарегистрированы по месту жительства и проживают пять человек.
27 ноября 2012 года истец обратился в ГУ МВД России по г.Москве с заявлением о постановке его в составе семьи из двух человек (он, супруга) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии ГУ МВД России по г.Москве от 12 декабря 2012 года (протокол № 6) истец в составе семьи из двух человек (он, супруга) принят на учет для получения единовременной социальной выплаты, очередь № 2012-910.
При принятии данного решения комиссией установлено, что Кузнецов И.Ю. м супругой проживает в отдельной двухкомнатной квартире, общей площадью 53,6 кв.м., по адресу: г.Москва, ул. Мусы-Джалиля, д. 2, к. 2, кв. 307, где еще проживают три человека дочь истца и два внука истца. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности Кузнецов И.Ю. и его супруга не имеют. Расчет обеспеченности общей площадью жилого помещения произведен следующим образом: 42 – 21,44= 20,56 кв.м.
Решением Центральной жилищной комиссии ГУ МВД России по г.Москве от 22 января 2022 года Кузнецов И.Ю. в составе семьи из трех человек снят с учета очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий на получение жилой площади по договору социального найма, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилой площади по договору социального найма.
Комиссией установлено, что в период с 2003 по 2004 года обеспеченность Кузнецова и его семьи составляла 42,4 кв.м., что не менее 17,86 кв.м. на каждого члена семьи, поскольку в данный период супруге истца на праве общей долевой собственности принадлежала 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение общей площадью 48 кв.м., расположенное по адресу: г.Тамбов, ул. Южная, д. 151.
Между тем с данным выводом жилищной комиссии суд не может согласиться, в связи со следующим.
Постановлением Правительства г.Москвы от 13 мая 1997 года № 356 утверждено Положение о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г. Москве.
Согласно пп. «а» п. 15 Положения нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно проживающие (с соблюдением правил регистрации) в городе Москве не менее 10 лет, занимающие жилые помещения менее установленной нормы жилья на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет. Нормой постановки на учет является размер приходящейся на каждого постоянно проживающего и зарегистрированного в жилом помещении члена семьи площади, в том числе с учетом отсутствующих в связи с призывом в Вооруженные Силы, командированных на работу за границу, выехавших на учебу в другие населенные пункты и иных лиц, за которыми сохраняется право на жилую площадь на период их временного отсутствия, составляющий менее 10 кв. м общей площади для отдельных квартир и 18 кв. м общей площади для коммунальных квартир, который дает право постановки на учет по улучшению жилищных условий путем получения жилья по договору социального или коммерческого найма либо приобретения его на возмездной или частично возмездной основе с использованием льгот, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Таким образом, критерии признания граждан нуждающимися в получении жилой площади по договору социального найма не являются постоянными и изменяются принятием соответствующих нормативно-правовых актов, при этом, суд полагает, что установление во вновь принятом нормативно-правовом акте условий для признания граждан нуждающимися в получении жилой площади по договору социального найма улучшающих положение граждан, в частности по вопросу размера минимальной обеспеченности общей площадью жилого помещения, подлежат применению положения вновь принятого нормативно-правового акта в случае, если на момент его принятия гражданин не обеспечен жилым помещением по договору социального найма, обратное означало бы нарушение положений ст. 19 Конституции РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что применение комиссией ГУ МВД России по г.Москве в период с 2003 года по 2004 год решения Исполкома Моссовета и президиума МГСПС от 30.11.1984 N 3365, действующего в момент постановки истца в составе семьи из трех человек на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, является необоснованным, поскольку установленный данной нормой критерий обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи не более 5 кв.м. был в последующем изменен и стал составлять не более 10 кв.м., следовательно, истец в составе семьи из трех человек не утратил основания, дающие право на получение жилой площади по договору социального найма, что свидетельствует о незаконности решения Центральной жилищной комиссии ГУ МВД России по г.Москве от 22 января 2022 года.
Также решением жилищной комиссии ГУ МВД России по г.Москве от 28 января 2022 года, утвержденным 08 февраля 2022 года, протокол № 1-1, истец снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. "б" п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с п. 8 Правил при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Согласно пп. "б" п. 19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются:
супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником;
несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец на момент принятия оспариваемого решения проживал с супругой в отдельной двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: г.Москва, ул. Мусы-Джалиля, д. 2, к. 2, кв. 307, общей площадью 53,6 кв.м., где также проживали Кузнецова А.И. (дочь), Кузнецов И.Л. (внук), Кузнецов Д.Л. (внук), иных жилых помещений у истца и его супруги не имеется.
Таким образом, на момент принятия решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты обеспеченность истца в составе семьи из двух человек общей площадью жилого помещения, подлежала определению следующим образом: 42 – 21,44 (56,3/5 х 2) = 20,56 кв.м., при норме на семью из двух человек 42 кв.м. (п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Резюмируя изложенное основания для снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты в составе семьи из двух человек отсутствовали, что свидетельствует о незаконности решения жилищной комиссии ГУ МВД России по г.Москве от 28 января 2022 года, утвержденного 08 февраля 2022 года, протокол № 1-1.
Также суд полагает обратить внимание на то, что согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 01 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в ч. 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со ст. 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 2 ст. 6 Закона N 247-ФЗ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузнецова Игоря Юрьевича к ГУ МВД России по городу Москве о признании незаконными и подлежащими отмене решений, обязании восстановить на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, удовлетворить.
Признать незаконными решение ГУ МВД России по городу Москве, оформленное протоколом № 1.2 от 22 января 2022 года о снятии Кузнецова Игоря Юрьевича с учета очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий на получение жилой площади по договору социального найма и решение ГУ МВД России по городу Москве, оформленное протоколом № 1-1 от 28 января 2022 года о снятии Кузнецова Игоря Юрьевича с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из двух человек.
Обязать ГУ МВД России по городу Москве восстановить Кузнецова Игоря Юрьевича на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из двух человек и на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на получение жилой площади по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Тверской районный суд города Москвы.
Судья: Утешев С.В.
Решение изготовлено в окончательной форме 15.06.2022.