Решение по делу № 33а-23817/2017 от 31.10.2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-23817/2017

г. Уфа                             13 ноября 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Кривцовой О.Ю.,

судей Александровой Н.А. и Родионовой С.Р.,

при секретаре Хамитовой Г.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Уфимского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков, в отношении которых определены технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, для целей бесплатного предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности сформировать перечень земельных участков

по апелляционному представлению прокурора Уфимского район на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 18 июля 2017 года.

Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., судебная коллегия

                    У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Уфимского района РБ обратился в суд с вышеуказанным административным иском по тем основаниям, что прокуратурой района по обращению жителей с. Миловка Уфимского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее администрация МР Уфимский район) земельного законодательства в части однократного бесплатного предоставления земельных участков. Установлено, что в администрации MP Уфимский район состоит 1189 граждан для однократного и бесплатного предоставления земельного участка. Фактически на момент проверки земельными участками обеспечено только 493 гражданина. Вместе с тем, органом местного самоуправления в целях исполнения обязанности по предоставлению земельных участков земельные участки в надлежащем количестве не сформированы, что не позволяет обеспечить участками граждан, имеющих указанное право. Соответственно, сформированные земельные участки должны отвечать всем требованиям нормативных актов, и в отношении них должны быть определены технические условия к сетям инженерно-технического обеспечения.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации MP Уфимский район РБ по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков, в отношении которых определены технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, для целей бесплатного предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства, обязать сформировать перечень земельных участков, в отношении которых определены технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, подлежащих предоставлению в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим такое право.

Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 18 июля 2017 года в удовлетворении требований прокурора Уфимского района отказано.

В апелляционном представлении прокурор Уфимского района просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного кодекса судебная коллегия по административным делам находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционного представления, заслушав объяснения прокурора Замалетдиновой Л.И., считавшей решение незаконным и подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, имеет публичных характер и в случае нарушения действующего законодательства при формировании таких земельных участков прокурор в соответствии с приведенной нормой процессуального права вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц, имеющих право на получение таких мер социальной поддержки.

Как следует из представленных материалов, прокуратурой района по обращению жителей с. Миловка Уфимского района проведена проверка исполнения администрацией MP Уфимский район РБ земельного законодательства в части однократного бесплатного предоставления земельных участков. В ходе проверки было установлено, что органом местного самоуправления в целях исполнения обязанности по предоставлению земельных участков земельные участки в надлежащем количестве не сформированы, что не позволяет обеспечить участками граждан, имеющих указанное право.

Согласно ответу главы администрации MP Уфимский район РБ от дата №... в администрации MP Уфимский район РБ состоит 1189 граждан для однократного и бесплатного предоставления земельного участка. Фактически на момент проверки земельными участками обеспечено 493 гражданина, в перечень земельных участков включено 138 земельных участков.

Суд первой инстанции, разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении административного иска, исходил из того, что порядок формирования и осуществления кадастрового учета земельных участков, постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также порядок предоставления участков определен законами субъекта Российской Федерации. При этом федеральным законодательством либо законодательством субъекта Российской Федерации не ограничен срок совершения указанных действий. Своими требованиями прокурор фактически требует возложить на орган местного самоуправления обязанность и установить срок выполнения, не предусмотренный нормативными правовыми актами.

Однако судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции и полагает заслуживающими внимания доводы апелляционного представления.

Согласно части 1 ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").

Решение суда указанным требованиям не может быть признано законным и обоснованным ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 39.19 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 данного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных положений Земельного кодекса Российской Федерации в Республике Башкортостан принят Закон N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", определяющий, в частности, условия и порядок однократного бесплатного предоставления земельных участков и круг лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки.

В силу положений ст. 10 указанного закона бесплатное предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства осуществляется уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области земельных отношений либо органом местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками (далее - уполномоченный орган).

Органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, предоставление осуществляется из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных частью 9 настоящей статьи.

Решение о предоставлении гражданину земельного участка принимается только в случае, если в отношении земельного участка проведен государственный кадастровый учет, границы земельного участка описаны и удостоверены в установленном порядке.

Пунктом 8 ст. 10.1 Закона N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" предусмотрено, что уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений либо орган местного самоуправления формирует перечень земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно гражданам, указанным в части 2 статьи 10 настоящего Закона. Перечень земельных участков должен содержать характеристики земельных участков, включая их местоположение, кадастровый номер каждого земельного участка.

Согласно ст. 10.2 указанного закона, количество земельных участков из числа включенных в перечень земельных участков, предоставляемых каждой категории граждан, состоящих на учете, определяется земельной комиссией. При этом каждой категории граждан предоставляется не менее 10 процентов земельных участков от общего числа земельных участков, включенных в перечень земельных участков, за исключением случаев отсутствия граждан, состоящих в очереди по какой-либо категории. Земельная комиссия в течение 10 рабочих дней с даты публикации перечня земельных участков принимает решение о предварительном распределении указанных в части 8 статьи 10.1 настоящего Закона земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность для индивидуального жилищного строительства, лицам, состоящим на учете, в порядке очередности. С учетом решения земельной комиссии, принятого в соответствии с частью 3 настоящей статьи, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней направляет лицам, состоящим на учете, извещение с предложением о предоставлении конкретного земельного участка в собственность бесплатно из перечня земельных участков. Предоставление гражданам земельных участков бесплатно осуществляется в населенном пункте в соответствии с градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий) в предельных (минимальных и максимальных) размерах, установленных частью 2.1 статьи 15 настоящего Закона.

Таким образом, из системного анализа приведенных правовых норм следует, что орган местного самоуправления обязан в возможно короткие сроки сформировать перечень и поставить на кадастровый учет земельные участки, предназначенные для предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим право на данную меру социальной поддержки.

Между тем, как следует из материалов дела, по состоянию на дата в администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на учете для однократного и бесплатного предоставления земельного участка состояло 2044 граждан, не обеспеченных земельными участками.

В течение 2014 года земельными участками было обеспечено 116 граждан по всем категориям граждан, в течение 2015 года - 73 гражданина, в течение 2016 года -115 граждан, за 1-2 квартал 2017 года - 27 граждан.

По состоянию на дата в администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на учете для однократного и бесплатного предоставления земельного участка состоит 1098 граждан по категории «граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях», не обеспеченных земельными участками.

В течение 2014 года земельными участками было обеспечено 14 граждан по данной категории, в течение 2015 года - 5 граждан, в течение 2016 года -16 граждан, за 1-2 квартал 2017 года - 2 гражданин.

По категории «граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей» на учете для однократного и бесплатного предоставления земельного участка состоят 672 гражданина, не обеспеченных земельными участками, общее количество граждан, включенных в очередь по данной категории, на дата-1018 граждан.

В течение 2014 года земельными участками было обеспечено 79 граждан по данной категории, в течение 2015 года - 38 граждан, в течение 2016 года -56 граждан, за 1 -2 квартал 2017 года - 16 граждан.

По категории «молодые семьи, не состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» на учете для однократного и бесплатного предоставления земельного участка состоят 198 граждан, не обеспеченных земельными участками, общее количество граждан, включенных в очередь по данной категории, на дата - 315 граждан.

В течение 2014 года земельными участками было обеспечено 2 гражданина по данной категории, в течение 2015 года - 0 граждан, в течение 2016 года - 6 граждан, за 1-2 квартал 2017 года - 1 гражданин.

По категории «работники организаций бюджетной сферы, не состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» на учете состоят 25 граждан, соответственно не обеспеченных земельными участками, общее количество граждан, включенных в очередь по данной категории на дата-93 гражданина.

В течение 2014 года земельными участками был обеспечен 1 гражданин по данной категории, в течение 2015 года - 0 граждан, в течение 2016 года - 7 граждан, за 1-2 квартал 2017 года - 4 гражданина.

По категории «семьи, воспитывающие ребенка-инвалида» на учете состоит 51 граждан, не обеспеченных земельными участками, общее количество граждан, включенных в очередь по данной категории, на дата- 172 гражданина.

В течение 2014 года земельными участками было обеспечено 20 гражданина по данной категории, в течение 2015 года - 30 граждан, в течение 2016 года - 30 граждан, за 1-2 квартал 2017 года - 3 гражданина.

Исходя из изложенного, учитывая количество граждан, которые администрацией МР Уфимский район РБ приняты на учет в целях получения мер такой социальной    поддержки, однако в течение длительного периода времени не обеспечены земельными участками, судебная коллегия приходит к убеждению, что отсутствие на территории муниципального образования сформированных (образованных) и поставленных на кадастровый учет земельных участков создает угрозу нарушения прав лиц, состоящих на учете, предусмотренных Земельным кодексом РФ и Законом Республики Башкортостан от 05 января 2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан».

Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7).

Как неоднократно отмечал в своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.

Таким образом, обязанность органа муниципального управления сформировать перечень и поставить на кадастровый учет земельные участки, предназначенные для предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим право на данную меру социальной поддержки, не может реализоваться произвольно.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку административным ответчиком не представлены доказательств, что им принимались все необходимые и достаточные меры по формированию перечня земельных участков для целей последующего представления гражданам, нуждающимся в получении такой меры социальной поддержки как получение земельного участка в собственность бесплатно, предпринятые Администрацией МР Уфимский район РБ меры признаны исчерпывающими быть не могут, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении административных исковых требований прокурора Уфимского района РБ.

В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 310 КАС РФ ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

Руководствуясь ст.ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия

                        определила:

решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 18 июля 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования прокурора Уфимского района Республики Башкортостан удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков, в отношении которых определены технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, для целей бесплатного предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства.

Обязать Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан сформировать перечень земельных участков, в отношении которых определены технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, подлежащих предоставлению в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим такое право, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Председательствующий:                О.Ю. Кривцова

Судьи:                                Н.А. Александрова

         С.Р. Родионова

Справка: судья Мозжерина Г.Ю.

33а-23817/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Прокурор Уфимского района РБ
Ответчики
Администрация МР Уфимский район РБ
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Александрова Наталия Александровна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
13.11.2017[Адм.] Судебное заседание
17.11.2017[Адм.] Передано в экспедицию
17.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее