копия
Дело (номер обезличен)
(номер обезличен)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кстово 11 марта 2024 года
Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего Матвиенко М.А., при секретаре Бациной А.Н., с участием представителя истцов - ФИО16, ФИО1 ответчика ФИО1 муниципального округа - ФИО17, ФИО1 третьего лица ПАО «Россетти Центр и Приволжье» - ФИО18, помощника ФИО1 городского прокурора - ФИО19, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5; ФИО10; ФИО7, ФИО6, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО8 и ФИО9, к ФИО1 муниципального округа ФИО13 (адрес обезличен), Министерству социальной политики ФИО13 (адрес обезличен), ГКУ НО "Управление социальной защиты населения ФИО1 (адрес обезличен)" о признании факта нарушения условий жизнедеятельности, обязании включить в списки пострадавших в результате ЧС природного и техногенного характера, признании права на единовременную выплату и обязании произвести выплату,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с настоящим иском, с учетом уточненных исковых требований, в обоснование которых ссылаются на то, что в ноябре 2022 года, в связи с обрывом электропроводов, их жилые дома были обесточены в течение периоды времени, превышающего 24 часа, вследствие чего, они (истцы) имеют право на компенсационную выплату, в чем им было отказано. Дома истцов снабжены оборудованием для жизнедеятельности домовладения с электроподключением (являются энергозависимыми). При отключении электричества подача воды в дома истцов не осуществлялась по причине неработоспособности насоса, септик не работал, отопление отсутствовало. Аварийное отключение происходило в холодный период времени, что накладывало значительные трудности, связанные с тем, что жильцы (истцы) оказались в ситуации, при которой были вынуждены проживать с малолетними детьми в остывших домах, при отсутствии иных источников питания, нести дополнительные непредвиденные расходы для обеспечения минимального уровня жизнедеятельности: покупать воду для питания, дополнительные источники электроснабжения.
Прокурор в судебном заседании полагал требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании ФИО1 истцов требования поддержала.
ФИО1 муниципального округа ФИО13 (адрес обезличен) против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на то, что невключение истцов в списки лиц, пострадавших от ЧС связано с отсутствием информации от ресурсоснабжающей организации об отключении истцов от электричества на срок свыше 24 часов. Кроме того, по мнению, ФИО1 ответчика, истцы выбрали неверную форму защиты своих прав.
ФИО1 ПАО «Россетти Центр и Приволжье» против иска также возражал, ссылаясь на то, что электроснабжение было восстановлено в нормативные сроки.
Иные участники судопроизводства, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие. ГКУ НО "Управление социальной защиты населения ФИО1 (адрес обезличен)" прислало письменные возражения на иск.
Суд, с учетом мнения участвующих лиц, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, ФИО1 истца, ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон.
Принцип состязательности представляет собой правило, по которому заинтересованные в исходе дела лица вправе отстаивать свою правоту в споре путем представления доказательств, участия в исследовании доказательств, представленных другими лицами, путем высказывания своего мнения по всем вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании.
Сущность данного принципа состоит в том, что стороны состязаются перед судом, убеждая его при помощи различных доказательств в своей правоте в споре. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с суда обязанности по сбору доказательств.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Согласно ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ, граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно п. 1 ст. 9 ГК РФ, граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается (п. 3 ст. 10 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В соответствии со ст. 11 ГК РФ, суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Способы защиты гражданских прав приведены в ст. 12 ГК РФ.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 16 ФЗ РФ от (дата обезличена) № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального округа.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
На основании ст. 2 вышеуказанного закона, правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется данным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
В силу ст. 18 Закона РФ от (дата обезличена) № 68-ФЗ, граждане РФ имеют право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно п/п «л» п. 1 ст. 11 указанного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства ФИО13 (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) «О создании и использовании резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории ФИО13 (адрес обезличен)», утверждены Порядок создания и использования резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории ФИО13 (адрес обезличен) и Порядок назначения выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п/п. «в» п. 4 Порядка, размер выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, составляет 10000 рублей на человека, при этом, в силу п. 4.1, материальная помощь назначается при одновременном выполнении следующих условий: проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону ЧС; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате ЧС.
Судом установлено, что семьи ФИО20 и ФИО21 зарегистрированы и проживают на (адрес обезличен) в (адрес обезличен) ФИО1 (адрес обезличен) ФИО13 (адрес обезличен) в домах (номер обезличен) и (номер обезличен), соответственно.
ФИО2 (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории ФИО13 (адрес обезличен)» в целях ликвидации последствий, связанных с прохождением комплекса неблагоприятных погодных явлений (сильный снег, дождь, изморось, гололед) на территории ФИО13 (адрес обезличен) с (дата обезличена) до принятия соответствующего ФИО2 (адрес обезличен) о его снятии был введен режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера с региональным уровнем реагирования, зоной которой определены территории: г.о. (адрес обезличен), Богородский м.о., г.о. (адрес обезличен), Вачский г.о., Воротынский г.о., Д.Константиновский м.о., Краснооктябрьский м.о., Кстовский м.о., Лысковский м.о., Павловский м.о., Пильнинский м.о., Сергачский г.о., Сеченовский м.о., Сосновский м.о.
Постановлением ФИО1 муниципального округа от (дата обезличена) (номер обезличен) на территории ФИО1 муниципального округа ФИО13 (адрес обезличен) введен режим функционирования «чрезвычайная ситуация» с (дата обезличена), который отменен с (дата обезличена) постановлением ФИО1 муниципального округа ФИО13 (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен).(дата обезличена) по результатам заседания КЧС и ПБ ФИО1 муниципального округа ФИО13 (адрес обезличен) на территории округа введен режим повышенной готовности, а с (дата обезличена) режим чрезвычайной ситуации, что подтверждено постановлением ФИО1 муниципального округа ФИО13 (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен) «О введении режима «чрезвычайной ситуации» на территории ФИО1 муниципального округа».
По состоянию на 10:00 (дата обезличена) в результате прохождения ледяного дождя по территории вышеуказанных муниципальных образований ФИО13 (адрес обезличен) было нарушено электроснабжение в 314 населенных пунктах, 139 социально значимых объектах, что подтверждено сообщением Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ФИО13 (адрес обезличен).
Согласно сообщению, размещенному на сайте ГУ МЧС России, 23.112022 с 00:00 в ЦУКС ГУ МЧС по ФИО13 (адрес обезличен) поступали сообщения о том, что в результате прохождения комплекса неблагоприятных метеорологических явлений (сильный снег, сильные осадки (мокрый снег, дождь), гололёд в семи муниципальных образованиях ФИО13 (адрес обезличен): г.о. (адрес обезличен), Богородский м.о., Вачский м.о., Володарский м.о., Кстовский м.о., Павловский м.о., Сосновский м.о. произошло частичное нарушение электроснабжении.
Согласно данным сайта ПАО «Россети Центр и Приволжье», аварийное отключение электроэнергии имело место (дата обезличена) на всех улицах (адрес обезличен) ФИО1 (адрес обезличен) ФИО13 (адрес обезличен).
Электроснабжение жилых домов на (адрес обезличен) ФИО1 (адрес обезличен) ФИО13 (адрес обезличен) осуществляется по ВЛ 0,4 кВ от ТП-442, питающейся по ВЛ 6 кВ (номер обезличен) ПС Федяково» (резервное питание по ВЛ 6 кВ (номер обезличен) ПС «Федяково»). Период отключения ВЛ 6кВ ЛЭП-602 ПС «Федяково» - с 17:47 (дата обезличена) по 04:10 (дата обезличена). Нарушения электроснабжения Л-639 ПС «Федяково» зафиксированы с 06:15 (дата обезличена) по 06:05 (дата обезличена), с 23:17 (дата обезличена) по 23:59 (дата обезличена). Заявки на восстановление электроснабжения продолжали поступать от жителей (адрес обезличен) в период с 06:11 (дата обезличена) по 23:20 (дата обезличена) с интервалами в несколько минут, что также свидетельствует о том, что подача электроэнергии в (адрес обезличен) ФИО1 (адрес обезличен) ФИО13 (адрес обезличен) в указанный период не производилась.
Согласно представленной третьим лицом информации в ФИО1 муниципального округа, период отключения ВЛ 6 кВ ЛЭП-602 ПС «Федяково» составил с 17:47 (дата обезличена) по 04:10 (дата обезличена), то есть более суток.
Также, согласно информации, представленной третьим лицом, электроснабжение потребителей (адрес обезличен) также осуществляется от ТП-318 Л-639 ПС «Федяково», которая была отключена в период с 06:15 (дата обезличена) по 06:05 (дата обезличена), с 23:17 (дата обезличена) по 23:59 (дата обезличена).
Поскольку в домах истцов, являющихся их местом жительства, в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) отсутствовала подача электрической энергии, что послужило причиной прекращения работы индивидуального отопительного прибора и нарушения водоснабжения, а, следовательно, нарушением условий их жизнедеятельности, истцы обратились в ГКУ НО «УСЗН ФИО1 муниципального округа» с заявлением о назначении выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС природного и техногенного характера, что послужило основанием для направления о них сообщения в орган местного самоуправления (п. 3.1 Порядка формирования, согласования и утверждения списков граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, утвержденного постановлением Правительства ФИО13 (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен)) для установления фактов проживания в жилом помещении, находящемся в зоне ЧС и нарушения условий жизнедеятельности.
Факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от (дата обезличена) (номер обезличен).
При этом условия жизнедеятельности считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из следующих критериев: невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания); невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.
Прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий (п. 3, 4 Приказа (номер обезличен)).
Согласно п. 5 указанного приказа, критерий невозможности проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) оценивается по показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем: степень повреждения здания (помещения); состояние теплоснабжения здания (помещения); состояние водоснабжения здания (помещения); состояние электроснабжения здания (помещения); возможность использования лифта.
Степень повреждения здания (помещения) определяется визуально. Состояние теплоснабжения здания (помещения) определяется инструментально.
Состояние водоснабжения здания (помещения) определяется визуально. Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено водоснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте.
Состояние электроснабжения здания (помещения) определяется инструментально. Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено электроснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте.
Комиссией по обследованию имущества и условий жизнедеятельности граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории ФИО1 муниципального округа ФИО13 (адрес обезличен), созданной постановлением ФИО1 муниципального округа ФИО13 (адрес обезличен) (номер обезличен) от (дата обезличена) утверждены заключения, согласно которым, нарушений условий жизнедеятельности истцов не обнаружено, так как отсутствовали объективные данные, в том числе, от ресурсоснабжающих организаций. ��?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????
Согласно информации, представленной ПАО «Россети Центр и Приволжье», электроснабжение домов истцов осуществляется по ВЛ 0,4кВ, запитанной от Л-639 ПС «Федяково», находящихся в зоне эксплуатационной ответственности третьего лица.
Техническая оснащенность всех ТП 6-10/0,4 кВ в настоящее время не позволяет получать информацию о состоянии ЛЭП 0,4 кВ в режиме реального времени. Информация о повреждении в сети 0,4 кВ поступает в Филиал только из сторонних источников (потребители, очевидцы) напрямую в оперативно-технологические группы или через операторов call-центров. Указанная информация не дает возможности установления времени технологического нарушения.
Между тем, материалы гражданского дела содержат достаточно доказательств, объективно подтверждающих отсутствие у истцов-потребителей, проживающих по указанным выше адресам в д. Опалиха ФИО1 (адрес обезличен) ФИО13 (адрес обезличен), электрической энергии более суток.
Так, согласно мониторингу, проводимого Управлением по делам ГО и ЧС ФИО1 муниципального района, (дата обезличена) в 03:03 частично отключились от подачи электроэнергии (адрес обезличен) подача энергии полностью восстановлена в 22:30 (дата обезличена).
Согласно информации (отчет 23:40 (дата обезличена)), переданной указанным Управлением дежурному по управлению по делам ГО ЧС и ПБ ФИО13 (адрес обезличен), при отключении электроэнергии в (адрес обезличен) в 6:15 (дата обезличена) и нормативном времени подключения – 6:15 (дата обезличена), фактически, авария не устранена.
Судом установлено, что все действия по отключению/включению электроэнергии, производимым ремонтным работам и переключениях линий заносятся диспетчером в Оперативный журнал, копия которого представлена суду.
Судом дана оценка доводам ФИО1 ПАО «Россети Центр и Приволжье» о том, что период отключения не превысил 24 часа, поскольку происходило переключение на иную ЛЭП, о чем представлен Бланк переключений (номер обезличен)). С указанными доводами суд согласиться не может, поскольку в Оперативном журнале, представленном ФИО1 ПАО «Россети Центр и Приволжье» отсутствуют сведения о подаче энергии в жилые дома в спорный период.
Более того, составление данного бланка, который представлен в суд более чем через десять месяцев после подачи иска в суд, не свидетельствует, что переключение имело место в реалии, с учетом отсутствия сведений об этом в Оперативном журнале. Приведенное расхождение ФИО1 ПАО «Россети Центр и Приволжье» не сумел пояснить в судебном заседании.
Судом исследован оперативный журнал, и установлено, что в 06:15 (дата обезличена) ЛЭП (номер обезличен) ПС «Федяково» отключена от работы, в 06:17 (дата обезличена) данная ЛЭП нагрузку не приняла, - в 16:49 (дата обезличена) – очередная попытка введения в работу, 16:57 (дата обезличена) – нагрузку не приняла, - в 21:36 (дата обезличена) – разрешено на ПС «Федяково» ЛЭП (номер обезличен) ввести в работу, проверка включения ЛЭП (номер обезличен) ПС «Федяково», в 14:25 (дата обезличена) – принять работу по ремонту ЛЭП (номер обезличен); 22:46 (дата обезличена) – неотложный ремонт ЛЭП (номер обезличен) ПС «Федяково», 23:51 (дата обезличена) – введение в работу. Запись, сделанная (дата обезличена) в 04 часа 25 минут в журнале оперативной работы отсутствует.
В судебное заседание (дата обезличена) ФИО1 третьего лица предоставил прошитую копию Оперативного журнала, в котором имеются отметки об отключении ВЛ-639 в 6:15 (дата обезличена) и включении в 6:25 (дата обезличена), который, как полагал ФИО1 третьего лица, следует изучать в совокупности с Актом (номер обезличен) расследования причин аварии, представленном ФИО1 третьего лица в судебном заседании (дата обезличена), согласно которому. После отключения ВЛ-639 в 6:15 сразу же произведено неуспешное автоматическое ее (ВЛ) включение, а затем – успешное ручное включение. В дальнейшем, согласно Акту, в 9:30 (дата обезличена) ВЛ-639 снова отключена, а включена в 6:25 (дата обезличена).
Суд обращает внимание, что в представленном Оперативном журнале отсутствуют сведения об успешном ручном подключении ВЛ-639 в 6:15 (дата обезличена) и дальнейшем отключении ее в 9:30 (дата обезличена). То есть, даже с учетом, вновь представленной копии Журнала, период отключения ВЛ=639 превышает 24 часа.
Отсутствие данных сведений в предоставленной прошитой копии Оперативного журнала ФИО1 ПАО «Россетти Центр и Приволжье» объяснил человеческим фактором. При этом аудиозаписей, на которых, со слов ФИО1 третьего лица, составлен указанный Акт, суду не предоставлено.
Кроме того, суд, рассматривая настоящий гражданско-правовой спор, обращает внимание на следующее.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ПАО «Россети Центр и Приволжье – Нижновэнерго» в сети Интернет, в строке 689 в столбце 3 «Опорное предприятие» - имеется запись «филиал ПАО «Россети Центр и Приволжье – Нижновэнерго» Кстовский РЭС», в столбце 4 «Дата и время прекращения эл/снабжения потребителей» - (дата обезличена) 01:20» в столбце 5 «Время восстановления эл/снабжения потребителей» - «(дата обезличена) 04:10», в столбце 6 «Организационная причина» - «(дата обезличена).1.3, Прохождение атмосферного фронта по территории ФИО13 (адрес обезличен) с неблагоприятными погодными условиями: сильный снег, сильные осадки (мокрый снег, дождь), отложение мокрого снега, гололёд, метель и ледяной дождь, приведшее к образованию гололёдно-изморозевых отложений (ГИО) с толщиной стенки гололеда более 10 мм на элементах ВЛ (провода, изоляторы, опоры) и кронах деревьев, которые изгибались в сторону трасс ВЛ (в ряде случаев выпадали), из-за пределов границ охранных зон ВЛ, с последующим перекрытием проводов ВЛ. Ширина просеки соответствует требованиям ПУЭ (на момент постройки ВЛ), но меньше высоты деревьев в основном лесном массиве... в пролете опор №(номер обезличен). отпайка на ТП-80 Л-639 ПС Федяково... в пролете опор №(номер обезличен) магистраль Л-602 ПС Федяково...», в столбце 7 «Техническая причина» -«4.12, Короткие замыкания, возникшие вследствие падения деревьев и веток из-за пределов границ охранных зон ВЛ на провода ВЛ, по причине образования на кронах деревьев гололёдно-изморозевых отложений (ГИО)... в пролете опор №(номер обезличен). отпайка на ТП-80 Л-639 ПС Федяково... в пролете опор №(номер обезличен) магистраль Л-602 ПС Федяково... Признаки дефекта и дефект, приведшие к возникновению технической причины:... Схлест проводов на Л-639 ПС Федяково, отпайка на ТП-80,пролет опор №(номер обезличен) Нарушение электрической изоляции... Схлест проводов на ВЛ-бкВ Л-602 ПС Федяково пролет 20-21...», в столбце 8 «Карточка мероприятия» - «...Мероприятие: Техническое.
(дата обезличена) Государственной жилищной инспекцией проведена документарная проверка в отношении ПАО «ТНС Энерго НН». По результатам вынесено постановление по делу об административном правонарушении (номер обезличен) от (дата обезличена), которым ПАО «ТНС Энерго НН» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в 5000 рублей, в том числе за устранения повреждений на ВЛ-639 в срок 45 часов 55 минут (с 06:15 (дата обезличена) до 04:10 (дата обезличена)). Также в адрес ПАО «ТНС Энерго НН» направлено представление об устранении причин и условий административного правонарушения.
Суд приходит к выводу, что то обстоятельство, что отсутствие энергоснабжения не установлено инструментально, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований при наличии другого критерия нарушения условий жизнедеятельности, а также того, что сам факт отсутствие энергоснабжения домов истцов, расположенного в (адрес обезличен) ФИО1 (адрес обезличен) ФИО13 (адрес обезличен), в результате ЧС не оспаривается.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения условий жизнедеятельности истцов, поскольку продолжительность единоразового отключения электроснабжения в их жилых домах, расположенных в (адрес обезличен) ФИО1 (адрес обезличен) ФИО13 (адрес обезличен), в период ЧС, имела место с 06:15 (дата обезличена) по 04:10 (дата обезличена), то есть составила более 24 часов.
В виду того, что судом установлен факт нарушения условий жизнедеятельности истцов, а также факт их проживания в жилых помещениях, попавшем в зону ЧС, они имеют право на выплату им единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а отказы ГКУ НО «УСЗН ФИО1 муниципального округа» в назначении указанных выплат нарушили данное право.
В соответствии с п. 1.7 Порядка назначения выплаты единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вред здоровью, утвержденного постановлением Правительства ФИО13 (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен), назначение единовременного пособия осуществляет государственное казенное учреждение ФИО13 (адрес обезличен) «Управление социальной защиты населения», расположенное на территории муниципального образования, в границах которого введен режим ЧС, являющейся основанием для обращения за единовременным пособием, при условии включения гражданина, имеющего право на единовременное пособие, в список, доведенный Министерством до УСЗН. Единовременное пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 12 месяцев со дня введения режима ЧС.
Согласно п. 2.1 Порядка заявителями являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в п. 1.2 указанного Порядка, а также их законные ФИО1.
В соответствии с положениями п.п. 3.2 - 3.4, 4, 5 Порядка формирования, согласования и утверждения списков граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, утвержденного постановлением Правительства ФИО13 (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен), на основании собранной в отношении заявителей информации и заключений вышеуказанной комиссии формируются списки, подписываемые главой муниципального образования ФИО13 (адрес обезличен) и директором УСЗН, которые вместе с заключениями, направляются в департамент региональной безопасности ФИО13 (адрес обезличен) 1-го, 10-го, 20-го числа каждого месяца соответственно.
В связи с установлением судом факта нарушений условий жизнедеятельности истцов в период белее 24 часов, подлежат удовлетворению остальные заявленные требования о признании за истцами права на единовременную материальную помощь (выплату) как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, о возложении на ФИО1 муниципального округа ФИО13 (адрес обезличен) обязанности включить истцов в списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера для последующего направления данных сведений в департамент региональной безопасности ФИО13 (адрес обезличен), возложении на Министерство социальной политики ФИО13 (адрес обезличен) обязанности выделить денежные средства для осуществления выплаты истцам единовременной материальной помощи, как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в размере 10 000 рублей на каждого, возложении на государственное казенное учреждение ФИО13 (адрес обезличен) «Управление социальной защиты населения ФИО1 муниципального округа» обязанности выплатить истцам компенсацию, как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, в размере 10 000 рублей каждому.
Доводы ФИО1 муниципального округа о том, что вынесенные в отношении истцов заключения не оспорены, не признаны незаконными суд не может устанавливать факт нарушения жизнедеятельности, поскольку в противном случае произойдет вмешательство в деятельность органов местного самоуправления, так как факты проживания в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайных ситуаций, и нарушения жизнедеятельности, устанавливаются коллегиальным органом (созданной для этих целей комиссией) и являются исключительной компетенцией органов местного самоуправления, судом отклоняются, поскольку в соответствии с положениями ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Комиссией не был установлен факт нарушения жизнедеятельности истцов, в том числе, и по причине отсутствия у коллегиального органа необходимой для этого информации, добытой судом в ходе судебного разбирательства из совокупности доказательств, собранных по гражданскому делу. Устанавливая факт нарушения жизнедеятельности, имеющий для истцов юридическое значение, суд не подменяет собой орган местного самоуправления и не посягает на его исключительную компетенцию, а разрешает социальный спор, касающийся реализации его полномочий (полномочий комиссий), которые состоят в принятии решения на основе исследования фактических обстоятельств и их сопоставления с теми или иными нормативно закреплёнными критериями, предопределяющими наступление конкретных правовых последствий, защищая права граждан, являющихся наиболее слабыми участниками процесса.
Одновременно суд соглашается с доводами ФИО1 ответчика относительно необоснованности требования к ФИО11 КМО направить списки с включенными в них истцами в органы МВД и МЧС, поскольку действующим порядком такое направление не предусмотрено. В данной части в удовлетворении требований следует отказать.
При обращении в суд, совершеннолетние истцы уплатили госпошлину в размере 150 рублей каждый. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с каждого ответчика в пользу каждого истца подлежит уплата госпошлина в размере 50 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 6, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 ((дата обезличена) года рождения, уроженки (адрес обезличен), паспорт 2217757213 выдан ОУФМС России по ФИО13 (адрес обезличен) в ФИО13 (адрес обезличен) г.Н.Новгорода (дата обезличена)), действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5; ФИО10 ((дата обезличена) года рождения, уроженца (адрес обезличен), паспорт 9207(номер обезличен) выдан ОУФМС России по (адрес обезличен), в (адрес обезличен) (дата обезличена)); ФИО7 ((дата обезличена) года рождения, уроженца (адрес обезличен), Респ.Коми, паспорт 2208067982 выдан ОУФМС России по ФИО13 (адрес обезличен) в ФИО13 (адрес обезличен) г.Н.Новгорода (дата обезличена)), ФИО6 ((дата обезличена) года рождения, уроженки (адрес обезличен) паспорт 2213021591 выдан УФМС России по ФИО13 (адрес обезличен) (дата обезличена)), действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО8 и ФИО9, к ФИО1 муниципального округа ФИО13 (адрес обезличен), Министерству социальной политики ФИО13 (адрес обезличен), ГКУ НО "Управление социальной защиты населения ФИО1 (адрес обезличен)" о признании факта нарушения условий жизнедеятельности, обязании включить в списки пострадавших в результате ЧС природного и техногенного характера, признании права на единовременную выплату и обязании произвести выплату удовлетворить частично.
Признать факт нарушения условий жизнедеятельности ФИО3, ФИО4, ФИО5; ФИО10, ФИО7, ФИО6, ФИО8, ФИО9 в период времени с 06:15 (дата обезличена) по 04:10 (дата обезличена).
Признать за ФИО3, ФИО4, ФИО5; ФИО10, ФИО7, ФИО6, ФИО8, ФИО9 право на единовременную материальную помощь (выплату) как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
Возложить на ФИО1 муниципального округа ФИО13 (адрес обезличен) обязанность включить ФИО3, ФИО4, ФИО5; ФИО10; ФИО7, ФИО6, ФИО8, ФИО9 в списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера для последующего направления данных сведений в Департамент региональной безопасности Нижегородской области.
Возложить на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность выделить денежные средства для осуществления выплаты ФИО3, ФИО4, ФИО5; ФИО10; ФИО7, ФИО6, ФИО8, ФИО9 единовременной материальной помощи, как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в размере 10 000 рублей на каждого.
Возложить на государственное казенное учреждение ФИО13 (адрес обезличен) «Управление социальной защиты населения ФИО1 муниципального округа» обязанность выплатить ФИО3, ФИО4, ФИО5; ФИО10; ФИО7, ФИО6, ФИО8, ФИО9 компенсацию, как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, в размере 10 000 рублей каждому.
Взыскать с ФИО1 муниципального округа ФИО13 (адрес обезличен) в пользу ФИО3 госпошлину в размере 50 рублей.
Взыскать с ФИО1 муниципального округа ФИО13 (адрес обезличен) в пользу ФИО10 госпошлину в размере 50 рублей.
Взыскать с ФИО1 муниципального округа ФИО13 (адрес обезличен) в пользу ФИО7 госпошлину в размере 50 рублей.
Взыскать с ФИО1 муниципального округа ФИО13 (адрес обезличен) в пользу ФИО6 госпошлину в размере 50 рублей.
Взыскать с Государственного казенного учреждения ФИО13 (адрес обезличен) «Управление социальной защиты населения ФИО1 муниципального округа» в пользу ФИО3 госпошлину в размере 50 рублей.
Взыскать с Государственного казенного учреждения ФИО13 (адрес обезличен) «Управление социальной защиты населения ФИО1 муниципального округа» в пользу ФИО10 госпошлину в размере 50 рублей.
Взыскать с Государственного казенного учреждения ФИО13 (адрес обезличен) «Управление социальной защиты населения ФИО1 муниципального округа» в пользу ФИО7 госпошлину в размере 50 рублей.
Взыскать с Государственного казенного учреждения ФИО13 (адрес обезличен) «Управление социальной защиты населения ФИО1 муниципального округа» в пользу ФИО6 госпошлину в размере 50 рублей.
Взыскать с Министерства социальной политики ФИО13 (адрес обезличен) в пользу ФИО3 госпошлину в размере 50 рублей.
Взыскать с Министерства социальной политики ФИО13 (адрес обезличен) в пользу ФИО10 госпошлину в размере 50 рублей.
Взыскать с Министерства социальной политики ФИО13 (адрес обезличен) в пользу ФИО7 госпошлину в размере 50 рублей.
Взыскать с Министерства социальной политики ФИО13 (адрес обезличен) в пользу ФИО6 госпошлину в размере 50 рублей.
В удовлетворении требований в большем объеме отказать.
Решение суда может быть обжаловано в ФИО13 областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме (дата обезличена).
Судья (подпись) М.А.Матвиенко
копия верна: судья секретарь: