Дело № 2-3474/2020
Решение
именем Российской Федерации
26 августа 2020 года г. Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Зуева Н.В.,
при секретаре Королевой А.А.,
с участием помощника прокурора Новгородского района Сильченко А.В.,
представителя ответчика Администрации Новгородского муниципального района Кожинова В.В.,
представителя Администрации Савинского сельского поселения Сысоева А.В.,
представителя третьего лица ООО «Альянс-ВН» Глинского В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новгородского района к Администрации Новгородского муниципального района и Администрации Савинского сельского поселения об обязании выполнения работ по постановке на учет сетей ливневой канализации,
установил:
Прокурор Новгородского района обратился в Новгородский районный суд с заявлением к Администрации Новгородского муниципального района и Администрации Савинского сельского поселения об обязании выполнения работ по постановке на учет сетей ливневой канализации, в обосновании указав, что проведенной проверкой установлено заполнение водой сети ливневой канализации в <адрес>, что в свою очередь приводит к затоплению прилегающих территорий, в том числе подвальных помещений многоквартирных домов. Проверкой установлено, что указанные сети на чьем-либо балансовом учете не состоят. Согласно Правилам благоустройства, утвержденных Решением Совета депутатов Савинского сельского поселения от 27.10.2017 г. № 31, наружные инженерные коммуникации и централизованные ливневые системы водоотведения должны находиться в исправном состоянии, а прилегающая к ним территория содержаться в чистоте, при этом дождеприемные колодцы являются одним из объектов благоустройства. С учетом того, что невыполнение ответчиками действий по постановке сети на учет как бесхозяйной препятствует дальнейшему определению её балансовой принадлежности и надлежащему содержанию, истец просит обязать ответчиков выполнить работы по постановке на учет сетей ливневой канализации в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании 10.08.2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО «Новгородский бекон» и ООО «Альянс-ВН».
В судебном заседании истец поддержал требования в полном объеме.
Представитель Администрации Новгородского муниципального района требования не признал, пояснил, что сети ливневой канализации должны состоять на балансе Савинского сельского поселения.
Представитель Администрации Савинского сельского поселения требования не признал, пояснил, что спорные сети относятся к системе водоотведения, в связи с чем должны состоять на учете Новгородского района.
Представитель ООО «Альянс-ВН» требования считал обоснованными.
Представитель ООО «Новгородский бекон» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закон № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защита, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, распложенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 указанной статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии со ст. 2 Закона № 131-ФЗ под благоустройством территории поселения (городского округа) понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение повышения комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Из содержания приведенных выше норм следует, что органы местного самоуправления организуют водоотведение на территории муниципального образования путем развития коммунальной инфраструктуры, создания муниципальных предприятий, на обслуживание которых передаются соответствующие сети водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, и принимает меры к организации водоотведения в случае, если какая-либо организация отказалась от исполнения своих обязательств.
В рассматриваемом случае установлено, что спорные бесхозяйные сети ливневой канализации расположены на территории <адрес>, то есть на территории Савинского сельского поселения Новгородского района.
Согласно Правилам благоустройства территории Савинского сельского поселения, утвержденных решением Совета депутатов Савинского сельского поселения от 27.10.2017 г. № 31, дождеприемный колодец – сооружение на сети, предназначенное для приема и отвода дождевых и талых вод.
В судебном заседании установлено, что 22.10.2019 г. проведена проверка с участием представителей Администрации Новгородского муниципального района, Администрации Савинского сельского поселения, МУП «Коммунальное хозяйство Новгородского района», в ходе которой установлено, что дождеприемные колодцы заполнены водой.
Из материалов дела следует, что право собственности на сети ливневой канализации в <адрес> не зарегистрировано.
С учетом положений статьи 225 ГК РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, именно Администрация Савинского сельского поселения должна обратиться с заявлением о принятии на учет спорного объекта недвижимого имущества.
В связи с чем, требования к Администрации Новгородского муниципального района подлежат оставлению без удовлетворения.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В силу ч. 4 ст. 169 БК РФ проекты бюджетов сельского поселения и муниципального района составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальными правовыми актами соответствующих представительных органов.
Поскольку денежные средства по оформлению технической документации в бюджете Савинского сельского поселения на 2019 год не запланированы, учитывая, что непринятие мер по оформлению права собственности на сеть ливневой канализации, а также по ее надлежащему обслуживанию может привести к возникновению аварийных ситуаций, связанных с подтоплением жилых домов и других объектов, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Новгородского района к Администрации Новгородского муниципального района и Администрации Савинского сельского поселения об обязании выполнения работ по постановке на учет сетей ливневой канализации удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Савинского сельского поселения в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйных сетей ливневой канализации, расположенных на территории д. Божонка Новгородского района.
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 31.08.2020 г.
Председательствующий Зуев Н.В.
Мотивированное решение изготовлено 31.08.2020 г.