47RS0007-01-2024-000610-52
Дело № 2-501/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 апреля 2024 года г. Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Башковой О.В.,
при секретаре Павловой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
при участии представителя истца помощника Кингисеппского городского прокурора Манойленко С.В.,
гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ТСЖ «Ямбцрг» об обязании устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ Кингисеппский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с иском к ТСЖ «Ямбург» об обязании устранить нарушения, указав в обоснование заявленных требований, что Кингисеппской городской прокуратурой проведена проверка по вопросу соблюдения действующего законодательства в области водоснабжения граждан в <адрес>, в результате которой установлено, что ответчик осуществляет деятельность, связанную с управлением многоквартирным жилым домом <адрес> при этом ответчиком не согласована программа производственного контроля качества горячей воды, что является нарушением статьи 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», статьи 32 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Правительства Российской Федерации от 06 января 2015 года № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» и пункта 77 СанПиН 2.1.3684-2.
Просит обязать ТСЖ «Ямбург» разработать и согласовать в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области программу производственного контроля качества и безопасности горячей воды в многоквартирном доме, находящемся в управлении ТСЖ «Ямбург» по адресу: <адрес>, в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда (л.д. 2-8).
В судебном заседании представитель истца Кингисеппского городского прокурора Манойленко С.В. исковые требования по основаниям, изложенным в иске, поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ТСЖ «Ямбург» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 46,47).
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 названной статьи установлено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно подп. «а», «б» и «г» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с п. 15 и п. 16 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», организацией, осуществляющей холодное и горячее водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), признается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного и горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 19 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Разделом II пункта 1 Письма Роспотребнадзора от 23.10.2015 № 01/12950-15-32 «О порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывают рабочую Программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.
Согласно п. 77 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10.
Исходя из приведенных выше нормативных положений следует, что на управляющей организации, как на организации, осуществляющей холодное и горячее водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), а также эксплуатирующей такое водоснабжение и водоотведение, лежит императивно установленная обязанность в разработке соответствующей программы производственного контроля качества и безопасности горячей воды.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ТСЖ «Ямбург» управляет многоквартирным жилым домом <адрес> (л.д.20-37).
Из сообщения Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявлений о разработке и согласовании программ производственного контроля качества и безопасности горячей воды, подаваемой абонентам с использованием центральных систем водоснабжения в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время от ТСЖ «Ямбург» не поступало (л.д. 17).
Таким образом, ТСЖ «Ямбург» программу производственного контроля качества и безопасности горячей воды из внутридомовых распределительных систем горячего водоснабжения не разработало и не представило на согласование на ДД.ММ.ГГГГ в Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области в установленном законом порядке.
В то время как управляющая организация обязана обеспечивать надлежащее содержание общего имущества, осуществлять деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, то требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
В материалы дела доказательств, подтверждающих, что ответчиком разработана программа производственного контроля качества и безопасности горячей воды, не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что выявленные прокурором нарушения федерального законодательства со стороны ответчика, выразившееся в отсутствии программы контроля качества и безопасности горячей воды и фактического контроля качества горячей воды, подаваемой жильцам дома, свидетельствуют о том, что ТСЖ «Ямбург» не обеспечивает условия, необходимые для организации подачи горячей воды, соответствующие установленным требованиям, выявленные нарушения должны быть ответчиком устранены.
Круг лиц, прав которых в результате могут быть нарушены, не может быть определен, в связи с чем у Кингисеппского городского прокурора имелись основания для обращения в суд с иском на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения, суд, учитывая объем действий, необходимых для устранения выявленных нарушений, характер устраняемых нарушений, считает возможным установить срок для устранения выявленных недостатков в срок в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина, от которой истец был освобожден, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Статьей 61.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.
Таким образом, с ответчика ТСЖ «Ямбург» в доход МО «Кингисеппский муниципальный район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ТСЖ «Ямбург» об обязании устранить нарушения – удовлетворить.
Обязать ТСЖ «Ямбург» (ИНН 4707030127) разработать и согласовать в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области программу производственного контроля качества и безопасности горячей воды в многоквартирном <адрес>, находящегося в его управлении, в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с ТСЖ «Ямбург» в доход бюджета МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.
Судья
Решение суда в окончательной форме принято 11 апреля 2024 года.