РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сочи                             «07» декабря 2022 года

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского карая в составе:

председательствующего судьи Ефанова В.А.,

при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело №2-6177/2022 по исковому заявлению заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к Прокопчук Д. П. о признании отсутствующим право собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор города Сочи обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к Прокопчук Д.П., в котором просит признать отсутствующим право собственности Прокопчук Д. П., зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты>, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, <адрес>, жилищно-строительное товарищество «Подснежник» в районе участка -А; снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, жилищно-строительное товарищество «Подснежник» в районе участка -А; указать, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записи о нраве Прокопчук Д. П. на земельный участок с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты>, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, жилищно-строительное товарищество «Подснежник» в районе участка -А; указать, что решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты>, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, жилищно-строительное товарищество «Подснежник» в районе участка -А.

В иске указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования города-курорта Сочи, в ходе которого установлено, что у ответчика незаконно возникло право владения на земельный участок с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты>, поскольку полностью образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.

В силу статьи 209 ГК РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.

Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается.

Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 23:49:0306001:2928, частично расположен в границах земель Верхне-Сочинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.

    Право собственности на данный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за Алексеевой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи перешло к Прокопчук Д.П., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, вопреки названным требованиям и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и <адрес>, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты>

Спорный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> основанием государственной регистрации права собственности на который послужили постановление администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельного участка ЖСТ «Подснежник» по <адрес> в Центральном районе», постановление администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «О переоформлении прав на землю 46 участков площадью 3,2 га. ЖСТ «Подснежник» по <адрес>», постановление администрации Центрального района г. Сочи от 26.07.1994 №499 «О проектировании и строительстве индивидуальных жилых домов ЖСТ «Подснежник» и выписка от 2008 года из списка ЖСТ «Подснежник» расположенного но <адрес> о том, что за Соколовой В.В. закреплен земельный участок -А.

Вместе с тем установлено, что, согласно предоставленному МКУ «Архив г. Сочи» списку членов ЖСТ «Подснежник» по <адрес>, который является приложением к постановлению администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ и постановления администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ , Соколова В.В. членом товарищества не значится, земельный участок -А отсутствует.

Кроме того, в ходе анализа информации из государственного фонда данных, полученной в результате проведения землеустройства в отношении ЖСТ «Подснежник» и предоставленной в прокуратуру Центральным отделом г. Сочи Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Соколова В.В. и земельный участок -А также не значатся в списке членов ЖСТ «Подснежник», утвержденном ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Центрального района г. Сочи, который является приложением к постановлению администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ и постановлению администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ .

Вместе с тем у Соколовой В.В. отсутствуют документы, удостоверяющие права на землю (государственные акты, свидетельства и др.) выдаваемые гражданам до 1998 года и имеющие равную юридическую силу с записями в ЕГРП.

Согласно протоколу общего собрания ЖСНТ «Подснежник» Соколова В.В. включена в члены товарищества лишь в 2006 году.

Ранее земельный участок -А не предоставлялся и не формировался, что подтверждается списками, являющимися приложениями к постановлению администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ , постановлению администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ , постановлению администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ .

Исходя из вышеизложенного следует, что участок не принадлежал Соколовой В.В. на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования и мог быть предоставлен в собственность только на основании решения органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления такого земельного участка.

Таким образом, предусмотренные законом условия приобретения Соколовой В.В. права собственности на спорный земельный участок в данном случае отсутствуют.

Кроме того, указанный участок подлежал постановке на государственный кадастровый учет исключительно в пределах территории названного товарищества.

Однако земельный участок 23:49:<данные изъяты>который в дальнейшем разделен на 23:<данные изъяты>) сформирован за счет земель Верхне-Сочинского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона №33-ФЗ, абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.

Следовательно, при межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план Верхне-Сочинского лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.

Таким образом, вопреки названным требованиям и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и <адрес>, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:<данные изъяты> (который в дальнейшем разделен на <данные изъяты>) с видом разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки».

Изложенное указывает на незаконность возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты>

Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок пе огорожен, свободен от строений, лесопокрыт, фактически не осваивается.

Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения Прокопчук Д.П. и иными лицами указанным участком.

Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц.

Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.

Прокурор, участвующий в судебном заседании, настаивал на удовлетворении требований, поддержал правовую позицию, изложенную в иске.

    Ответчик в судебное заседание не явилась, в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ было направлено извещение о времени и месте судебного заседания, которое поступило в отделение почты ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками почты была предпринята попытка вручения письма, в виду неудачной попытки вручения ДД.ММ.ГГГГ письмо с извещением возвращено адресату из-за истечения срока хранения ().

    Для ответчика, как и для других участников гражданского судопроизводства, судебное извещение является обязательным. Ответчик, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия (п. 1 ч. 2 ст. 117 ГПК РФ).

    Применительно к правилам ч. 2 ст. 117 ГПК РФ, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

    Таким образом, суд полагает, что ответчик извещен о времени и месте судебного заседания надлежаще, причины неявки суду неизвестны.

Представители МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и <адрес>, ФГБУ «Сочинский национальный парк», администрации г. Сочи и УФСГРКиК по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте, которого были извещены надлежаще, причины неявки суду неизвестны.

    Суд, изучив представленные суду письменные доказательства, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0306001:2928 незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.

Так, на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 05.05.1983 №214 «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.

В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08.08.1978, далее - ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу 06.03.1993) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.

Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 06.03.1993 №4613-1, которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.

Статьями 7, 19, 5 6 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.01.1997 №22-ФЗ, далее - ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред. от 28.12.2013) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.

Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ, далее - ЗК РФ).

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 17.04.2006) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.

Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.

На основании ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.

Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ), п. 14 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 №122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.

Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года, п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 №265.

В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.

В частности, на основании плана лесоустройства Верхне-Сочинского участкового лесничества Сочинского национального парка 03.10.2005 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:19, категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 19.09.2005.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В соответствии с вышеназванной нормой Конституционном Судом Российской Федерации в определении от 11.02.2021 №186-О установлено, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на

которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.

Сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.

Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 116 ЛК РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается.

Более того, в силу п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст. 11 ЛК РФ, п. 3 ст. 3, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации.

Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 23:49:0306001:2928 частично расположен в границах земель Верхне-Сочинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.

Право собственности на данный участок ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за Алексеевой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи перешло к Прокопчук Д.П., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Спорный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0306001:596, основанием государственной регистрации права собственности на который послужили постановление администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельного участка ЖСТ «Подснежник» по <адрес> в Центральном районе», постановление администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «О переоформлении прав на землю 46 участков площадью 3,2 га. ЖСТ «Подснежник» по <адрес>», постановление администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «О проектировании и строительстве индивидуальных жилых ломов ЖСТ «Подснежник» и выписка от 2008 года из списка ЖСТ «Подснежник» расположенного по <адрес> о том, что за Соколовой В.В. закреплен земельный участок -А.

Вместе с тем установлено, что согласно предоставленному МКУ «Архив г. Сочи» списку членов ЖСТ «Подснежник» по <адрес>, который является приложением к постановлению администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ и постановлению администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ , Соколова В.В. членом товарищества не значится, земельный участок -А отсутствует.

Кроме того, в ходе анализа информации из государственного фонда данных, полученной в результате проведения землеустройства в отношении ЖСТ «Подснежник» и предоставленной в прокуратуру Центральным отделом г. Сочи Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Соколова В.В. и земельный участок -А также не значатся в списке членов ЖСТ «Подснежник», утвержденном ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Центрального района г. Сочи, который является приложением к постановлению администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ и постановлению администрации Центрального района r. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ .

Пунктом 91 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации нрав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Таким образом, вышеуказанные положения закона распространяются на случаи предоставления земельных участков до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, при этом условием регистрации права собственности на землю является наличие документа, устанавливающего или удостоверяющего право гражданина на данный земельный участок, на что указывают также положения пункта 2 статьи 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации врав на недвижимое имущество и сделок с ним» о документах, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, указанный в пункте 1 этой статьи.

Вместе с тем у Соколовой В.В. отсутствуют документы, удостоверяющие права на землю (государственные акты, свидетельства и др.) выдаваемые гражданам до 1998 года и имеющие равную юридическую силу с записями в ЕГРП.

Согласно протоколу общего собрания ЖСНТ «Подснежник» Соколова В.В. включена в члены товарищества лишь в 2006 году.

Ранее земельный участок -А не предоставлялся и не формировался, что подтверждается списками, являющимися приложениями к постановлению администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ , постановлению администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ , постановлению администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ .

Исходя из вышеизложенного следует, что участок не принадлежал Соколовой В.В. на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования и мог быть предоставлен в собственность только на основании решения органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления такого земельного участка.

Таким образом, предусмотренные законом условия приобретения Соколовой В.В. права собственности на спорный земельный участок в данном случае отсутствуют.

Кроме того, указанный участок подлежал постановке на государственный кадастровый учет исключительно в пределах территории названного товарищества.

Однако земельный участок 23:49:<данные изъяты> (который в дальнейшем разделен на 23:49<данные изъяты>) сформирован за счет земель Верхне-Сочинского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. l ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона №33-ФЗ, абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.

Пунктами 1.1, 2, 5 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ (далее - Инструкция по межеванию), предусмотрено, что межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежовываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежовываемых земельных участков.

Из пунктов 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию следует, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежовываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежовываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

Указанные требования Инструкции по межеванию действуют в настоящее время.

Аналогичные положения предусмотрены действующими нормами п. 3 ст. 6 ЗК РФ, ч.ч. 2, 4 ст. 8, ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ, ч.ч. 3, 11 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», п. 24 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 №П/0241.

Данными положениями законодательства также предусмотрено, что согласование местоположения границ земельных участков проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.

При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей; обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности.

Пунктом 2 ст. 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

В силу п.п. 4, 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432, Росимущество через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью.

Аналогичные положения предусматривались п.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.17 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утверждённого приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ .

В настоящее время указанные полномочия, предусмотренные п.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, ДД.ММ.ГГГГ Положения о межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и <адрес>, утвержденного приказом Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ , осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и <адрес>.

    Следовательно, полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом.

Однако в кадастровом деле по межеванию земельного участка 23:49:0306001:596 согласование границ участка с территориальным органом Росимущества не имеется, что следует из содержащегося в кадастровом деле акта согласования местоположения границ земельного участка, в котором отсутствует соответствующая отметка.

При этом ранее действовали положения п. 2 ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (в ред. от 04.12.2006), устанавливающие, что сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов лесоустройства.

Аналогичные нормы содержались в пп. 6 п. 22, п. 68 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.1 1.2008 , действовавших с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время в пп. 6 п. 22, п. 71 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что при составлении межевого плана для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка используется лесоустроительная документация.

Таким образом, при межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установления площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков, за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием.

Следовательно, при межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план Верхне-Сочинского лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.

Таким образом, вопреки названным требованиям и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и <адрес>, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:49:<данные изъяты> (который в дальнейшем разделен на 23:<данные изъяты>) с видом разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки».

Изложенное указывает на незаконность возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23<данные изъяты>

Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок пе огорожен, свободен от строений, лесопокрыт, фактически не осваивается.

Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения Прокопчук Д.П. и иными лицами указанным участком.

Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц.

Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.

В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим. Исковая давность на такие требования не распространяется (статья 208 ГК РФ).

При вынесении решения суда, суд принимает во внимание разъяснения данные Верховным Судом Российской Федерации, а именно, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно, только при наличии у истца права собственности, владении этим имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от 10.04.2018 № 117-КГl 8-15, № 117-КГl 8-17 и др.).

Ст. 12 ГК РФ закреплено то, что защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Учитывая изложенное, восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим и признания права собственности на земельный участок за РФ.

В силу п. 2 ч. 5 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, поскольку суд удовлетворил требования прокурора, настоящее решение суда является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН в отношении спорного земельного участка.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ 60 <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 23:49:<░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ -░.

░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 23:49:<░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ -░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 23:49<░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ -░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 23:49:<░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ -░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08.12.2022.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░:

2-6177/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора КК прокурор г. Сочи
Ответчики
Прокопчук Дарья Павловна
Другие
Управление Росреестра в Краснодарском крае
администрация города Сочи
ФГБУ "Сочинский национальный парк"
Росимущество в Краснодарском крае
Суд
Центральный районный суд г. Сочи
Судья
Ефанов Владимир Александрович
Дело на сайте суда
sochi-centralny.krd.sudrf.ru
20.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2022Передача материалов судье
20.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2022Подготовка дела (собеседование)
25.10.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.11.2022Предварительное судебное заседание
07.12.2022Судебное заседание
08.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее