Решение по делу № 2-7275/2023 от 30.10.2023

Дело

УИД: 64RS0-52

Решение †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† Именем Российской Федерации 04 декабря 2023 г. г. ФИО3      Энгельсский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Шестаковой С. В.,

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО3

    

Энгельсский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи ФИО12

при секретаре судебного заседания ФИО8,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело иску ФИО1 к ФИО2 района <адрес> о признании права на предоставление жилого помещения по договору социального найма, о предоставлении по договору социального найма отдельного благоустроенного жилого помещения

,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО2 района <адрес> (далее по тексту - ФИО5), третье лицо Комитет ЖКХ, ТЭК, Транспорта и ФИО5 ФИО2 <адрес> с требованиями о признании права на предоставление жилого помещения по договору социального найма, об обязании предоставить по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение.

Требования мотивирует тем, что истец с 1987 года проживал и зарегистрирован в квартире по адресу: г. ФИО3, <адрес>. Данная квартира была предоставлена его родителям от предприятия «Строительно-монтажный поезд- 517» (далее по тексту - СМП-517) структурного подразделения ОАО «Саратовтрансстрой», где отец работал транспортным рабочим. СМП-517. ОАО «Саратовтрансстрой» ликвидированы в ФИО5 с банкротством. Спорная квартира находилась в ведении ОАО «Саратовтрансстрой», после смерти родителей истец остался проживать в указанной квартире, на его имя был открыт лицевой, он оплачивал коммунальные платежи. В 2018 году ФИО5 ЭМР были направлены уведомления в адрес всех жителей жилого по адресу: г. ФИО3, <адрес> об отселении жителей из дома. При обращении в ФИО5 истцу указали на отсутствие документов подтверждающих право пользование жилым помещением, в ФИО5 с чем истец вынужден был обратиться в суд.

ДД.ММ.ГГГГ Энгельсский районный суд <адрес> вынес решение, которым за истцом было признано право пользования жилым помещением, квартирой по адресу: г. ФИО3, <адрес>, состоящей из двух комнат. После вынесенного решения суда истец проживал в указанной квартире, но договор социального найма на указанное жилое помещение с Комитетом ЖКХ, ТЭК, Транспорта и ФИО5 ФИО2 <адрес> не заключил. Указанный жилой дом находился на территории ФИО3 кого ФИО7 района, и был включен в реестр ФИО7 собственности, однако квартира по адресу г. ФИО3, <адрес> реестре ФИО7 собственности не числилась.

ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара был огнем уничтожен жилой дом по адресу: г. ФИО3, <адрес>. После пожара указанный жилой дом был снят с кадастрового учета, поскольку полностью был уничтожен огнем. После пожара истец обратился в Комитет ЖКХ, ТЭК, Транспорта и ФИО5 ФИО2 <адрес> с заявлением по вопросу признания жилого помещения в многоквартирном доме, по адресу: <адрес>, г. ФИО3, <адрес> непригодным для проживания. На обращение истца был ДД.ММ.ГГГГ ответ, что вопрос о признании жилого помещения в многоквартирном доме, о по адресу: <адрес>, г. ФИО3, <адрес> аварийным и подлежащим сносу будет вынесен на рассмотрение межведомственной комиссии. Согласно заключения межведомственной комиссии ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в удовлетворении заявления о признании жилого помещения в многоквартирном доме, по адресу: <адрес>, г. ФИО3, <адрес> аварийным и подлежащим сносу, в ФИО5 с тем, что квартира не числилась в реестре ФИО7 собственности, что целый дом по адресу: <адрес>, г. ФИО3, <адрес> снят с учета, т. к. сгорел полностью. Согласно заключения эксперта сектора судебных экспертиз определить место возникновения пожара не представляется возможным.

Также истец обращался с заявлением в ФИО5 ЭМР в котором просил принять его на учет в качестве малоимущего и нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из ФИО7 жилищного фонда ФИО7 образования город ФИО3 района <адрес>. Обращение истца было рассмотрено на жилищной комиссии, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ (протокол ), принято решение, утвержденное постановлением ФИО2 района от ДД.ММ.ГГГГ , которым было постановлено отказать ФИО1 в принятии на учет в качестве малоимущего и нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из ФИО7 жилищного фонда ФИО7 образования город ФИО3 района <адрес>, на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно по причине того что истец не представил документы о технических характеристиках жилого помещения по адресу: г. ФИО3, <адрес>, а также документы о признании указанного жилого помещения в установленном законом порядке непригодным для проживания, разъяснено, что после предоставления документов о технических характеристиках жилого помещения по адресу: г. ФИО3, <адрес>, а также документа о признании указанного жилого помещения в установленном законом порядке непригодным для проживания, вопрос принятия ФИО1 на учет в качестве нуждающегося будет повторно рассмотрен на заседании жилищной комиссии при ФИО2 района. Представить указанные документы истец не имеет возможности, в ФИО5 с тем что указанный жилой дом сгорел, соответственно технические документы получить на него невозможно и признать сгоревший дом непригодным для проживания ФИО5 ЭМР также отказала, по причине того что дом сгорел. Данная информация известна была комиссии, однако последовал отказ.

Поскольку право истца на предоставление жилого помещения не возможно реализовать во внесудебном порядке, поэтому он вынужден обратиться в суд с данным исковым заявлением, в котором просит ответчика предоставить ему вне очереди по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, отвечающего санитарным и техническим требованиям в границах г. ФИО3.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель третьего лица Комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и ФИО5 ФИО2 района <адрес> (далее по тексту - Комитет) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель истца по ордеру адвокат ФИО9 в судебном заседании поддержала исковые требования, просила суд удовлетворить требования истца по доводам указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО5 по доверенности ФИО10 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, по доводам изложенным в возражениях.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец с 1987 года проживал и зарегистрирован в квартире по адресу: г. ФИО3, <адрес>.

Решением ФИО6 районного суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было поставлено признать за истцом право пользования жилым помещением, квартирой по адресу: г. ФИО3, <адрес>.

Согласно представленной справки ОАО ЕРКЦ от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира по адресу: г. ФИО3, <адрес>, состояла из двух комнат.

Из сведений содержащихся в техническом паспорте, изготовленном ООО «Саратовское бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ на жилой многоквартирный дом по адресу г. ФИО3, <адрес>, указанная <адрес> имеет общую площадь 42,6 кв.м.

Согласно справки МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ за № , жилой дом по адресу: г. ФИО3, <адрес>, площадью 150 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара огнем был уничтожен.

Согласно справки ППК «Роскадастр» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: г. ФИО3, <адрес>, был снят с кадастрового учета, поскольку полностью сгорел и процент износа конструктивных элементов составляет 100 % Согласно заключению экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ выполненной ФГБУ «Судебное экспертное учреждение федеральной противопожарной службы» испытательная пожарная лаборатория» по <адрес> строения отсутствуют.

Согласно справки Военного комиссариат г.ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит на воинском учете в военном комиссариате города (ФИО3, Ровенского и ФИО6 <адрес>ов <адрес>), призван на военную службу по мобилизации ДД.ММ.ГГГГ.

Решением межведомственной комиссии при ФИО5 ЭМР от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в удовлетворении заявления о признании жилого помещения в многоквартирном доме, по адресу: <адрес>, г. ФИО3, <адрес> аварийным и подлежащим сносу по причине отсутствия квартиры в реестре ФИО7 собственности; также целый дом по адресу: <адрес>, г. ФИО3, <адрес> снят с кадастрового учета, т. к. сгорел полностью; согласно заключения эксперта сектора судебных экспертиз определить место возникновения пожара не представляется возможным.

Согласно ответа Управления по жилищным вопросам ФИО5 ЭМР, жилищной комиссией, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ (протокол ), принято решение, утвержденное постановлением ФИО2 района от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1 было отказано в принятии на учет в качестве малоимущего и нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из ФИО7 жилищного фонда ФИО7 образования город ФИО3 района <адрес>, на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно по причине того что ФИО1 не представил документы о технических характеристиках жилого помещения по адресу: г. ФИО3, <адрес>, а также документы о признании указанного жилого помещения непригодным для проживания.

Частью 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, являющиеся являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы( 13,5 кв.м. по ФИО4 району).

При сложившейся ситуации, очевидно, что реализация права истца на предоставление жилого помещения не возможна во внесудебном порядке, потому истец вынуждено обратился в суд с данным исковым заявлением, в котором просит ответчика предоставить ему вне очереди по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, отвечающего санитарным и техническим требованиям в границах г. ФИО3.

Часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, вместе с тем, не устанавливает условия и порядок приобретения права пользования тем или иным жилым помещением.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч.1 ст.14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления относится учет ФИО7 жилищного фонда, осуществление ФИО7 жилищного контроля и признание жилых помещений ФИО7 жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.49).

Отсутствие правоустанавливающих документов на сгоревшее жилое помещение и факт того, что оно не было включено в реестр ФИО7 собственности не может лишать истца права на получение жилого помещения вне очереди. Отсутствие договора социального найма не свидетельствует об отсутствии у истца права пользования жилым помещением, тем более что это право пользования сгоревшим жилым помещением за истцом было признано судебным решением ФИО6 районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, где ответчиком выступала ФИО2 района как собственник жилого дома.

Часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Отсутствие жилого помещения по причине возникновения чрезвычайных обстоятельств ( пожар ) является основанием для предоставления гражданину другого жилого помещения вне очереди, поскольку данная норма применяется и в том случае, когда жилище вообще перестало существовать (уничтожено).

В соответствии со статьей 85ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии со ст.ст.87,89 Жилищного кодекса РФ взамен непригодного жилого помещения гражданам вне очереди (п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ) предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, которое должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

С учетом данных правовых норм, предоставляемое истцу жилое помещение должно отвечать требованиям части 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, в том числе должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», предоставление гражданам другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2статьи 57ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1статьи 52ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Ни из ст. 57ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно властной деятельности.

По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования п. 1 ч. 2ст. 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. При этом решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье в указанных случаях относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции.

Сам факт отсутствия нахождения истца в очереди нуждающихся в жилье, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования о внеочередном предоставлении жилья.

Поскольку истец не состоял на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, по независящим от него причинам, не мог быть поставлен на очередь в качестве нуждающегося, поэтому суд, при разрешении настоящего спора вправе установить объективную нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2ст. 49 ЖК РФ.

Согласно п.2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения ФИО7 жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно п. 3.6 Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений ФИО7 жилищного фонда по договорам социального найма», утвержденных Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Министерства регионального развития РФ, указано что в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем порядок признания граждан малоимущими, целесообразно указать, что при расчете дохода, приходящегося на каждого члена семьи, рекомендуется не учитывать доходы следующих лиц, получаемых по месту их нахождения: - военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключивших контракта о прохождении военной службы.

Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1933 установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, установленной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", не учитываются доходы, предусмотренные пунктом 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", а также доходы и суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников гражданам, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации".

Суд признает, что истец является малоимущим, у истца имеется объективная нуждаемость в предоставлении жилья, поскольку единственное жилье истца сгорело, истец не имеет в собственности и пользовании другого жилого помещения, право на приватизацию им реализовано не было, достаточных денежных средств для приобретения нового жилья у него не имеется.

ФИО1 состоит на воинском учете в военном комиссариате города (ФИО3, Ровенского и ФИО6 <адрес>ов <адрес>), призван на военную службу по мобилизации с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно имеются достаточные основания для удовлетворения требования истца о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения и возложении на ответчика обязанности предоставления мне жилого помещения по договору социального найма по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на территории г. ФИО3 <адрес>, общей площадью не менее 42,6 кв.м., состоящую из двух комнат, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Обязать ФИО5 г. ФИО3 предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории г. ФИО3 <адрес>, общей площадью не менее 42,6 кв.м., состоящую из двух комнат, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.

Председательствующий (подпись).

Верно.

Судья ФИО13.

2-7275/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Земцов Дмитрий Александрович
Ответчики
Администрация Энгельсского Муниципального района
Другие
Комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального района
Суд
Энгельсский районный суд Саратовской области
Судья
Шестакова Светлана Валентиновна
Дело на странице суда
engelsky.sar.sudrf.ru
30.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2023Передача материалов судье
07.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.11.2023Предварительное судебное заседание
04.12.2023Судебное заседание
11.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2023Дело оформлено
12.01.2024Дело передано в архив
04.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее