Решение по делу № 2-2144/2019 от 06.03.2019

Дело

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

28 мая 2019 года <адрес>

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Кочага Б.Ш-К., при секретаре Ондар Т.Э., с участием истца ФИО4, представителя истца ФИО9, представителя третьего лица ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва об обязании предоставить на условиях договора специализированного найма жилого помещения жилое помещение на территории <адрес> Республики Тыва, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва об обязании предоставить на условиях договора специализированного найма жилого помещения жилое помещение на территории <адрес> Республики Тыва, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, указывая на то, что является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения, так как с двухмесячного возраста ее воспитанием занимался дедушка ФИО1. В марте ДД.ММ.ГГГГ года ее мать ФИО2 трагически погибла а отец ФИО3 участия в ее воспитании не принимал. Ее дедушка ФИО1 после смерти матери обратился в Администрацию <адрес> об установлении попечительства над ней, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановления о назначении попечителем. ДД.ММ.ГГГГ решением Кызылского городского суда ФИО3 лишен родительских прав в отношении истца. После смерти опекуна ФИО1, истец являясь сиротой обратилась в Администрацию <адрес> за постановкой на чет и включении в список на получение жилого помещения, так как к тому времени она достигла возраста совершеннолетия, в связи с чем ею была получена контрольная карточка. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения на получение жилого помещения. Ранее выданная карточка была заменена ДД.ММ.ГГГГ на регистрационно-контрольную карточку, выданную Агентством по делам семьи и детей РТ за номером . ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с просьбой выделить ей жилье и рассмотреть вопрос денежной компенсации на покупку жилого помещения, так как она проживает в съемной квартире. ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен ответ о невозможности предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда. Истец состоит в очереди 15 лет, однако жилое помещение ей не предоставлено. Просит обязать Министерству труда и социальной политики Республики Тыва предоставить на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории <адрес> Республики Тыва, общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям со дня вступления решения суда в законную силу.

Истец ФИО4 и ее представитель по устному ходатайству ФИО9 в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме, просили удовлетворить.

Представитель ответчика Министерству труда и социальной политики Республики Тыва в суд не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва ФИО10 в судебном заседании просила отказать в иске, так как жилые помещения своевременно не строятся.

Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отношении не явившегося представителя ответчика, извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подпунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее — Федеральный закон N 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.

Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон Республики Тыва N918 ВХ-1) также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.

В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N159-03 детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке,

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ) с ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до ДД.ММ.ГГГГ дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке статьи 8 Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

С ДД.ММ.ГГГГ такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Каждый из перечисленных в этой норме юридических фактов имеет самостоятельное значение.

Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Тыва N918 ВХ-1. Согласно части 2.1 статьи 8.1 Закона Республики Тыва N918 ВХ-1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список исходя из даты постановки их на учет в органах местного самоуправления. Сведения о лицах, указанных в абзаце первом настоящей части, предоставляются органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва (часть 2.1 введена Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 2268 ВХ-1).

Согласно свидетельству о рождении серии II-БП от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Украина, о чем ФИО5 горисполкома ДД.ММ.ГГГГ составлена запись о рождении , в графе мать указана ФИО6, отцом указан ФИО3.

Из пояснений истца, а также представленных ею документов, ее мать ФИО6 заключила брак с ФИО11, после чего ей присвоена фамилия ФИО17.

Согласно паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Украина, зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Из свидетельства о смерти 1-ЛЖ от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись о смерти от ДД.ММ.ГГГГ в ОЗАГС Администрации <адрес>.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней ФИО4 установлено попечительство ФИО1

Решением Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, иск ФИО1 к ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения о лишении родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО4 удовлетворен, в связи со смертью матери ФИО2

Из регистрационно-контрольной карточке от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 постановлена на учет в списке детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в Агентстве по делам семьи и детей Республики Тыва с ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлением ОФМС России по РТ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения снята с регистрационного учета из квартиры по адресу: <адрес>, в связи со смертью.

Уведомлением ОФМС России по РТ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в регистрационном учете не значится.

Согласно справкам ГУП БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 в собственности жилое помещение не имеет.

Из справки Комитета по управлению муниципальным имуществом Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 с заявлением о предоставлении земельного участка не обращалась.

Согласно справке МКУ ДСП Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 зарегистрирована по адресу: <адрес>, имеет следующий состав семьи: муж - ФИО12, дочери - ФИО13, 2006 года рождения, ФИО14, 2013 года рождения.

Из справки Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 с заявлением о предоставлении земельного участка не обращалась.

Из договора дарения ДД.ММ.ГГГГ, ФИО15, ФИО16 подарили ФИО1 жилое помещение по адресу: <адрес>, которая далее была переименована на <адрес>.

Согласно техническому паспорту указанный жило дом состоит из жилой площади 40,4 кв.м., из 3-х комнат.

Согласно справке ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 не имеет статус индивидуального предпринимателя, главы крестьянско-фермерского хозяйства.

Из уведомления Управления Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о правах на имеющиеся объекты недвижимого имущества ФИО4

ДД.ММ.ГГГГ ранее предоставлялась справка об отсутствии сведений в ЕГРП жилого помещения на ФИО4

Из уведомления Управления Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о правах на имеющиеся объекты недвижимого имущества ФИО4

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обращалась директору Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва о предоставлении ей жилого помещения либо о выплате денежной компенсации в размере стоимости, причитающегося в соответствии ЖК РФ.

Ответом Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ отказано в обращении о разрешении вопроса выплаты денежной компенсации в размере стоимости жилья ФИО4, разъяснив ей о праве получения жилого помещения из специализированного жилого фонда по договору найма.

Согласно уведомлению Управления Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО4 отсутствуют сведения в ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся у нее объекты недвижимости.

Указанные обстоятельства также подтверждены личным делом ФИО4, представленным Агентством по делам семьи и детей РТ.

Исходя из изложенного, ФИО4 относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на дополнительные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ для детей.

Следует учесть, что в настоящее время Федеральный закон N159-ФЗ, ни Жилищный кодекс (статья 109.1), ни законодательство Республики Тыва, регулирующее вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.

Целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам, действующим федеральным и региональным законодательством не поставлено в зависимость от условий, указанных в ответе Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, поскольку факт учета лиц указанной категории в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения. Положения перечисленных выше норм не содержат указания и на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилье данной категории граждан по договорам найма специализированного жилищного фонда, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

Обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не реализовавшим свое право на получение жилого помещения в соответствии с изменениями, внесенными Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРТ «О внесении изменений в ст.8.3 Закона Республики Тыва «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложена на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей, предусматривающей порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма.

Согласно данной статье, с учетом внесенных изменений, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 настоящего Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в течение 10 дней со дня принятия решения уведомляет заявителя о принятом решении.

На основании решения, указанного в части 1 настоящего Порядка, орган исполнительной власти Республики Тыва, по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи заявления о предоставлении гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, на территории соответствующего городского округа или муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, в предоставляемые специализированные жилые помещения.

Указом Главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва присоединено к Министерству труда и социальной политике Республики Тыва.

Таким образом, поскольку истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированного найма жилых помещений, жильем не обеспечен, поставлен на очередь в установленном порядке, то требование о предоставлении ей жилого помещения на условиях договора специализированного найма подлежит удовлетворению.

Определяя размер жилого помещения, суд исходит из нормы, установленной постановлением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа <адрес>», а именно: не менее 12,5 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям.

В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Министерство руда и социальной политики Республики Тыва является органом, наделённым отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в силу чего освобождено от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО4 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва предоставить ФИО4 на условиях договора найма специализированное жилое помещение на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва», соответствующее санитарным нормам и техническим требованиям.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированное решения через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2019 года.

Судья Б.Ш-К. Кочага

2-2144/2019

Категория:
Гражданские
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Дело на странице суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее