Дело № 2-1463/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Машкалевой О.А.,
при секретаре Ухановой М.С.,
с участием:
представителя прокуратуры Загидуллиной Л.В.,
представителя ответчика Печорского управления Ростехнадзора Бебякиной Л.М.,
представителя соответчика Жидких В.В. – Рожицына Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
21 февраля 2019 г. гражданское дело по иску Прокуратуры города Ухта Республики Коми в интересах Российской Федерации к Печорскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Жидких В.В. о признании недействительным протокола комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура города Ухта Республики Коми в интересах Российской Федерации обратилась в суд с иском к Печорскому управлению Ростехнадзора, Жидких В.В. о признании недействительным протокола заседания аттестационной комиссии №... от ** ** ** по проверке знаний правил промышленной безопасности в отношении Жидких В.В. В обоснование указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции и о промышленной безопасности опасных производственных объектов при проведении аттестации в Ухтинском территориальном отделе Печорского управления Ростехнадзора. При проверке было установлено, что Жидких В.В. аттестацию в Ухтинском территориальном отделе Печорского управления Ростехнадзора не проходил. Поскольку ведомственными правовыми актами Управления Ростехнадзора контроль знаний аттестуемых при прохождении аттестации в территориальной аттестационной комиссии осуществляется в очной форме, что предполагает обязательное присутствие аттестуемого, то протокол заседания аттестационной комиссии по проверке знаний промышленной безопасности в отношении Жидких В.В. является недействительным.
Определением суда от 14.02.2019 в качестве представителя Жидких В.В. назначен адвокат.
В судебном заседании представитель истца поддержала требования в полном объеме.
Представители ответчика и соответчика с требованиями не согласились.
Соответчик в судебном заседании отсутствует, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом по последнему известному месту жительства.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что 27.07.2016 ЗАО <данные изъяты> направило в адрес Ухтинского территориального отдела ПУ Ростехнадзора обращение с просьбой провести аттестацию руководителей и специалистов организации, в том числе <данные изъяты> Жидких В.В.
02.08.2016 <данные изъяты> направлено уведомление о проведении аттестации 04.08.2016.
Протоколом заседания Территориальной аттестационной комиссии №... от ** ** ** был удостоверен факт проверки знаний руководителей и специалистов <данные изъяты>, в том числе Жидких В.В. Данный протокол был подписан членами комиссии, в том числе заместителем председателя аттестационной комиссии ФИО9 Р.Ю.
Однако в ходе рассмотрения уголовного дела № 1-12/2018 в отношении ФИО10 Р.Ю., который являлся <данные изъяты> Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора и заместителем председателя территориальной аттестационной комиссии, было установлено, что Жидких В.В. аттестацию в Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора не проходил.
Так, согласно протоколу допроса <данные изъяты> Жидких В.В. показал, что аттестацию на базе Ухтинского отдела Ростехнадзора никогда не проходил, так как его должность не предусматривает обращения с опасными производственными объектами. В Республике Коми и в г.Ухте он никогда не был. <данные изъяты> Ухтинского отдела Ростехнадзора ФИО11 Р.Ю. он не знает. Никакой аттестации, где-то еще, он никогда не проходил.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" утверждено Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Данное Положение устанавливает порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта, объекта энергетики, объекта, на котором эксплуатируются тепловые-, электроустановки и сети, гидротехнического сооружения (далее - объекты) их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности.
В соответствии с Положением подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям (п. 3).
При аттестации по вопросам безопасности проводится проверка знаний:
- общих требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- требований промышленной безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемого, установленным в нормативных правовых актах и нормативно-технических документах;
- требований энергетической безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно-техническими документами;
- требований безопасности гидротехнических сооружений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно-техническими документами.
При формировании экзаменационных билетов в них включаются не менее пяти вопросов (тестовых заданий) по каждой из областей аттестации (п. 4).
Аттестации специалистов по вопросам безопасности предшествует их подготовка по учебным программам, разработанным с учетом типовых программ, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (п. 5).
Аттестация специалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работают аттестуемые, а также в аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральная аттестационная комиссия, территориальные аттестационные комиссии). Специалисты подрядных и других привлекаемых организаций могут проходить аттестацию в аттестационных комиссиях организации-заказчика (п. 11).
Аттестация специалистов по вопросам безопасности в организациях осуществляется по графику, утверждаемому руководителем организации. Лица, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с графиком и местом проведения аттестации. График аттестации направляется в соответствующие территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в порядке информирования (п. 19).
В территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию, в том числе специалисты организаций, осуществляющих подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности (п. 20).
Результаты проверки знаний оформляются протоколом в двух экземплярах согласно приложению N 1 к настоящему Положению. Один экземпляр протокола направляется в организацию по месту работы специалиста, проходившего проверку знаний (п. 24).
Документы, подтверждающие прохождение аттестации в Центральной аттестационной комиссии или в одной из территориальных аттестационных комиссий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, действительны на всей территории Российской Федерации (п. 25).
Вопросы проведения аттестации в Печорском управлении Ростехнадзора регулируются также приказом от 09.12.2014 № 601 «О территориальной аттестационной комиссии Печорского управления Ростехнадзора». Согласно пунктам 7, 8 приказа подразделения территориальной аттестационной комиссии, созданные в отделах Управления, проводят аттестацию на территориях субъектов Российской Федерации по месту нахождения производственных объектов поднадзорных организаций, в которых работают аттестуемые. Контроль знаний аттестуемых осуществляется в подразделениях территориальной аттестационной комиссии в очной форме, в помещениях, занимаемых Управлением, с применением обучающе-контролирующей системы «Олимпокс».
Как установлено, в ходе рассмотрения уголовного дела № 1-12/2018 Жидких В.В., предупрежденный об уголовной ответственности по ст. 307, 308 УК РФ, подтвердил, что он аттестацию ни в Ухтинском территориальном отделе Печорского управления Ростехнадзора, ни в другом месте никогда не проходил.
В связи с этим, доводы представителей ответчиков о том, что прохождение Жидких В.В. аттестации установлено протоколом, заверенным подписями членов комиссии, судом не принимаются.
На основании изложенного, требования истца о признании недействительным протокола заседания аттестационной комиссии № 25-16-0922 от 04.08.2016 по проверке знаний правил промышленной безопасности в отношении Жидких В.В. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Прокуратуры города Ухта Республики Коми удовлетворить.
Признать недействительным протокол заседания аттестационной комиссии Печорского управления Ростехнадзора № 25-16-0922 от 04.08.2016 по проверке знаний правил промышленной безопасности в отношении Жидких В.В..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.А. Машкалева
...