Председательствующий: Каменькова И.А. Дело № 33а-2402/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 05 марта 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.,
судей Кураповой З.И. и Тимошенко Е.Г.,
при секретаре Могильной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Панченко ФИО8 к администрации г. Евпатории Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Евпатории Республики Крым об оспаривании решения, по апелляционной жалобе Панченко ФИО9 на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 12 декабря 2018 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., пояснения Панченко С.В. поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Панченко ФИО10 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит: признать незаконным постановление администрации г. Евпатории Республики Крым от 21 сентября 2018 года № 1971 в части отказа Панченко ФИО11 в постановке в льготную очередь и включении в список очередности на получение в собственность земельного участка; признать Панченко ФИО12 относящегося к льготной категории граждан, имеющих право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; возложить обязанность на административного ответчика включить Панченко ФИО13 в льготную очередь граждан, имеющих право на приобретение земельных участков на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики ФИО2 и включить в список очередности на бесплатное получение в собственность земельного участка. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в отношении него не принимались решения о передаче земельного участка для строительства жилого дома, супруги и несовершеннолетних детей не имеет, в связи с чем оспариваемое постановление является незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 12 декабря 2018 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
Панченко ФИО14., не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 12 декабря 2018 года и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы ссылается на нарушения судом первой инстанции норм материального права. Также указывает на то, что им были соблюдены все условия предоставления земельных участков льготным категориям граждан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено судом, 25 июля 2015 года Панченко ФИО15 обратился в администрацию г. Евпатории с заявлением о постановке в очередь и предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.
Постановлением администрация г. Евпатории от 21 сентября 2018 года № 1971-п, Панченко ФИО16 отказано в постановке в очередь и включении в список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, в связи с несоответствием заявителя требованиям п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015.
Административным истцом оспаривается законность указанного постановления.
Отказывая в удовлетворении административного иска Панченко ФИО17 суд первой инстанции указал на то, что при переходе права частной собственности на долю в жилом домовладении, Панченко ФИО18 приобрел право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для его использования по назначению, в связи с чем административный истец в силу действующего законодательства не подпадает под льготное получение земельного участка в собственность или аренду.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым не соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», урегулирован Законом Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».
При этом, возможность установления нормативными правовыми актами Республики Крым особенностей регулирования имущественных отношений на территориях Республики Крым, предоставлена ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 к льготной категории граждан, имеющих право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся совершеннолетние граждане Российской Федерации из числа: 1) ветеранов Великой Отечественной войны; 2) инвалидов Великой Отечественной войны; 3) ветеранов боевых действий; 4) инвалидов боевых действий; 5) лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации либо пострадавших от политических репрессий; 6) бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанными инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий); 8) инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы; 9) лиц, воспитывающих трёх и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновлённых и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет; 10) лиц, имеющих обеспеченность общей площадью жилых помещений не более 10 квадратных метров в расчёте на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина; 11) лиц, воспитывающих ребёнка-инвалида, включая усыновлённых и принятых под опеку (попечительство).
Административный ответчик, принимая оспариваемое постановление об отказе Панченко ФИО19 в постановке в очередь и включении в список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, указал на несоответствие заявителем требованиям п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015.
В суде первой инстанции, представитель административного ответчика пояснил, что истцу было отказано в постановке на учёт, поскольку у него имеется в собственности доля в праве общей долевой собственности на дом, в связи с чем он имеет право на земельный участок, расположенный под домом.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015, предоставление земельных участков гражданам, указанным в статье 4 настоящего Закона, осуществляется однократно по выбору заявителя в собственность бесплатно или в аренду при соблюдении следующих условий, в том числе если гражданин, его супруг(а) и несовершеннолетние дети не имеют иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома, ведения дачного хозяйства, садоводства или ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, и в отношении указанных граждан не принималось решение о предоставлении (передаче) земельного участка для строительства жилого дома, ведения дачного хозяйства, садоводства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта и решение, в соответствии с которым возможно завершение оформления права на земельный участок для строительства жилого дома, ведения дачного хозяйства, садоводства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в соответствии с законодательством.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 10 мая 2016 года Панченко ФИО20 принадлежит на праве частной собственности 3/48 доли недвижимого имущества – жилого дома и хозяйственных строений, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>
Земельный участок под вышеуказанным жилым домом находится в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
Государственной регистрации в силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
При этом, материалы дела не содержат сведений о том, что за Панченко ФИО21 зарегистрирован вышеуказанный земельный участок на праве собственности.
Учитывая указанные обстоятельства, выводы суда не могут быть признаны обоснованными.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности постановления администрации г. Евпатории от 21 сентября 2018 года № 1971-п.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
С учетом данных требований закона, в целях восстановления нарушенных прав истца необходимо возложить обязанность на административного ответчика повторно рассмотреть заявление Панченко С.В. о постановке в очередь и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.
В силу п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Учитывая указанные обстоятельства, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционную жалобу Панченко ФИО22 на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 12 декабря 2018 года удовлетворить частично.
Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 12 декабря 2018 года отменить и принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Панченко ФИО23 к администрации г. Евпатории Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации г. Евпатории Республики Крым об оспаривании решения, удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление администрации г. Евпатории Республики Крым от 21 сентября 2018 года № 1971-п «Об отказе Панченко ФИО24 в постановке в очередь и включении в список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым».
Возложить обязанность на администрацию г. Евпатории Республики Крым повторно рассмотреть заявление Панченко ФИО25 от 25 июля 2018 года о постановке в очередь и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: З.И. Курапова
Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>