88-5756/2024
2-310/2023
28RS0021-01-2023-000359-37
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июня 2024 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.,
судей Панфиловой Л.Ю., Старовойт Р.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галуцких А.С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии, возложении обязанности назначить пенсию,
по кассационной жалобе ОСФР по Амурской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю., пояснения Галуцких А.С., его представителя Бондаревой Е.В., поддержавших доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия
установила:
Галуцких А.С. обратился в суд с данным иском, указав, что 31.03.2023, полагая, что у него имеется достаточный стаж для назначения досрочной пенсии по п.п.7 п.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при достижении возраста 55 лет, он обратился в орган Социального фонда России с заявлением о назначения пенсии.
Решением от 06.04.2023 № ответчик отказал в назначении досрочной пенсии со ссылкой на отсутствие специального стажа необходимой продолжительности.
В специальный стаж, учитываемый при назначении досрочной пенсии, не были включены периоды работы истца: с 26.01.1989 по 01.11.1998 в должности водителя лесовозочного автомобиля Ерофеевского леспромхоза (09 лет 09 месяцев 06 дней); с 02.11.1998 по 30.03.2000 в должности водителя лесовозочного автомобиля ОАО «Талданский леспромхоз» (01 год 04 месяца 29 дней); с 05.01.2002 по 31.12.2002 (11 месяцев 27 дней).
Считает, что ему отказано в назначении досрочной пенсии незаконно, поскольку специальный стаж для назначения досрочной пенсии подтверждается его трудовой книжкой, в которой имеются сведения о работе на соответствующих должностях в течение периода, необходимого для назначения пенсии.
С учетом уточнений, просил признать незаконным решение от 06.042023 № в части не включения в специальный стаж для назначения досрочной пенсии периодов с 26.01.1989 по 01.11.1998, с 02.11.1998 по 30.03.2000, с 05.01.2002 по 31.12.2002; возложить на ответчика обязанность назначить страховую пенсию досрочно с момента достижения возраста 55 лет, а именно - с 16.04.2023.
Решением Сковородинского районного суда Амурской области от 20 октября 2023 года исковые требования удовлетворены частично. Постановлено Решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области № от 06.04.2023 признано незаконным в части. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области возложена обязанность включить в специальный стаж Галуцких А.С. периоды работы: с 26.01.1989 по 31.05.1989, с 01.08.1989 по 31.05.1990, с 01.09.1990 по 30.04.1991, с 24.07.1991 по 30.04.1992, с 01.07.1992 по 30.07.1992, с 01.12.1992 по 31.03.1993, с 24.07.1993 по 31.03.1994, с 24.07.1994 по 30.09.1994, с 01.12.1994 по 31.03.1995, с 05.05.1995 по 30.06.1995, с 01.10.1995 по 15.06.1996, с 01.08.1996 по 31.05.1997, с 03.07.1997 по 20.01.1998, с 27.02.1998 по 31.05.1998, в должности водителя лесовозного автомобиля «Ерофеевского леспромхоза», с 02.11.1998 по 30.03.2000, в должности водителя лесовозного автомобиля ОАО «Талданский леспромхоз», с 05.01.2002 по 31.12.2002, в должности мастера лесозаготовок ОАО «Талданский леспромхоз».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 января 2024 года, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований отменено, принято новое решение об удовлетворении исковых требований.
Резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области от 06.04.2023 № в части отказа во включении в стаж работы Галуцких А.С., дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов:
с 26.01.1989 по 01.11.1998 включительно в должности водителя лесовозного автомобиля Ерофеевского леспромхоза;
с 02.11.1998 по 30.03.2000 включительно в должности водителя лесовозного автомобиля ОАО «Талданский леспромхоз»;
с 05.01.2002 по 31.12.2002 в должности мастера лесозаготовок ОАО «Талданский леспромхоз».
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области назначить Галуцких А.С. страховую пенсию по старости досрочно, с 16.04.2023.
В кассационной жалобе ОСФР по Амурской области просит об отмене апелляционного определения. Настаивает на том, что истцом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих его работу в спорные периода на должности, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости. Отсутствие записей в лицевых счетах о начислении заработной платы за осуществление трудовой деятельности в должности, дающей право на досрочное назначение пенсии, скорее всего, указывает на отсутствие указанной деятельности, чем обратное. Считает, показаниями одного свидетеля не доказан факт работы истца в течение полного рабочего дня.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Галуцких А.С. – Бондарева Е.В., указала на отсутствие оснований для отмены судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, выслушав истца и его представителя, путем видеоконференцсвязи, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Такие нарушения при разрешении гражданского дела судом апелляционной инстанции допущено не были.
С 01.01.2015 пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ). В соответствии с ч.3 ст.36 настоящего закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В силу п. п.2 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 06 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с п.7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 06 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации ( ч.2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии ( ч.2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Частью 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». Подпунктом «д» пункта 1 указанного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии со статьей 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 №273 «Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее - Список № 273).
Согласно примечанию Списка №273 указанный перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.
До Списка №273 для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992, действовал Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173 (далее - Список N 2 от 1956 года).
Пунктом 4 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 01.04.2003 №15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком №273 тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком №2 от 1956 года.
В Списке №2 от 1956 года в разделе XXII «Лесозаготовки» предусмотрена должность шофера лесовозных автомобилей, работа в которой дает право на льготное пенсионное обеспечение.
Списком №273 предусмотрена должность водителя автомобилей на вывозке леса.
Согласно примечанию к Списку №273 указанный в Списке Перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется, в том числе,- с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п.5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 №29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
Аналогичные положения содержались и в разъяснениях Министерства труда Российской Федерации от 08.01.1992 №1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР №3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 №235 (п.2).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона № 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 31.03.2023 Галуцких А.С., 16.04.1968 года рождения, обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Амурской области с заявлением о назначении страховой пенсии досрочно по п.п. 7 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением от 06.04.2023 № ответчик отказал в назначении пенсии, ссылаясь на отсутствие у Галуцких А.С. необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ для назначения досрочной пенсии, указав на то, что продолжительность специального стажа Галуцких А.С. составляет 07 месяцев 11 дней при требуемом стаже 12 лет 06 месяцев. Общий страховой стаж истца составляет 36 лет 03 месяца 14 дней.
В специальный стаж для назначения досрочной пенсии истцу не были включены периоды работы: с 26.01.1989 по 01.11.1998 в должности водителя лесовозочного автомобиля Ерофеевского леспромхоза ( 09 лет 09 месяцев 06 дней); с 02.11.1998 по 30.03.2000 в должности водителя лесовозочного автомобиля ОАО «Талданский леспромхоз» ( 01 год 04 месяца 29 дней); с 05.01.2002 по 31.12.2002 (11 месяцев 27 дней). Основанием для не включения в специальный стаж указанных периодов являлись выводы о неподтверждении занятости Галуцких А.С. в едином технологическом процессе лесозаготовок, наличии в лицевых счетах по заработной плате Галуцких А.С. за 1989-1998 годы сведений о начислениях по видам работ, которые не дают право на досрочное назначение пенсии (подвозка дров, ремонт а/м, перевозка дров, сторож и т.д.).
Отказывая в удовлетворении части заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлены допустимые доказательства, подтверждающие, что в спорные периоды им выполнялись работы, дающие право на досрочное назначение пенсии, в указанные периоды истцом выполнялись иные виды работ, что подтверждается заключением судебной экспертизы условий труда.
Отменяя решение суда в части отказа истцу в исковых требованиях, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в системе индивидуального персонифицированного учета истец зарегистрирован 06.10.1999 (выписка из ИДЦ застрахованного). Актом проверки от 21.03.2023 №, проведенной Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области в отношении Галуцких А.С. выявлен факт неполных/недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав за период с 01.01.1999 по 30.03.2000, с 05.01.2002 по 31.12.2002, не подтверждена занятость в едином технологическом процессе лесозаготовок, требуется корректировка ИЛС ЗЛ за данный период.
Спорным является период работы истца, имевшей место до 06.10.1999.
Кроме того, судебная коллегия указала, что разъяснения о необходимости выполнения работы в соответствующих условиях не менее 80% рабочего времени даны в период после 07.01.1992, поэтому к периоду работы истца в должности водителя лесовозного автомобиля до 08.01.1992 они не могут быть применены, поскольку проверка постоянной занятости работника в течение полного рабочего дня на работах с условиями труда, предусмотренными списками для досрочного назначения пенсии до 08.01.1992 не требовалось.
Принимая во внимание, что основным видом производственной деятельности организаций, в которых работал истец в спорные периоды, являлась деятельность по заготовке леса, с осуществлением единого технологического процесса лесозаготовок, о чем свидетельствуют организационная структура данных организаций, цель их создания, отчетные документы по выполнению планов лесозаготовок и подтверждается заключением судебной экспертизы условий труда, судебная коллегия пришла к выводу, что оснований для выводов о том, что кроме деятельности по лесозаготовкам с соответствующим единым технологическим процессом, данные организации фактически осуществляли иные виды производственной деятельности, не имеется.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что факт работы истца на должностях, предусмотренных Списками, в спорные периоды подтверждается трудовой книжкой и карточками учета формы Т-2, в спорные периоды истец на другие должности не переводился. При этом заключением судебной экспертизы не исключается, выполнения истцом работы по должности, указанной в трудовой книжке. Доводы истца о том, что помимо основной работы он привлекался к выполнению вспомогательных работ, необходимых для технологического процесса лесозаготовок, за которые ему начислялась оплата, материалами дела не опровергаются.
При установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что само по себе отсутствие в представленных в деле лицевых счетах по заработной плате за отдельные периоды указаний на начисление оплаты за вывоз леса и наличие в этих счетах сведений о начислении заработка за вспомогательные работы, не свидетельствует о том, что данные периоды не подлежат включению в специальный стаж для назначения пенсии. Кроме того, представленные в материалах дела лицевые счета по заработной плате оформлены небрежно, имеют многочисленные исправления, неясные сокращения текста, при этом допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО7, работавшая бухгалтером леспромхоза «Ерофеевский», пояснила, что водители лесовозов привлекались к другим работам в связи с производственной необходимостью только в свободное от основной работы время.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции основанными на представленных в дело доказательствах и соответствующими нормам права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии в деле доказательств, подтверждающих работу истца, дающую право на досрочное назначение пенсии, опровергаются материалами дела и выводами суда апелляционной инстанции, по фактически направлены на восполнение и переоценку судом кассационной инстанции доказательств по делу, что не входит в компетенцию такого суда согласно предписаниям части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
В остальной части доводы кассационной жалобы применительно к части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ не содержат оснований для отмены или изменения кассационным судом общей юрисдикции обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 января 2024 года оставить без изменений, кассационную жалобу ОСФР по Амурской области - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи