Решение от 21.03.2024 по делу № 2-497/2024 (2-4396/2023;) от 07.11.2023

Гражданское дело № 2-497/2024

УИД 68RS0001-01-2023-005647-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2024 года                      г. Тамбов

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Заболотниковой О. А.,

при секретаре Карташове А. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО "Тамбовская областная сбытовая компания" к Ермакову Александру Игоревичу о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

АО "Тамбовская областная сбытовая компания" обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию за апрель 2023г. в размере 64319,04 руб., госпошлины в размере 2130 руб.

В обоснование иска указано, что ФИО1 является потребителем электрической энергии, лицевой счет по договору энергоснабжения.

В соответствии с данным договором АО «Тамбовская областная сбытовая компания» обязуется обеспечивать поставку электрической энергии в точку поставки ответчика, находящуюся по адресу: <адрес>, а ответчик обязуется оплачивать фактически принятое количество электроэнергии.

Часть 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ гласит, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор энергоснабжения считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Особенность заключения договора энергоснабжения с гражданином - потребителем также предусмотрена пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ), где закреплено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Расчетный период для оплаты коммунальных услуг установлен равным календарному месяцу (п. 37 Правил ).

Согласно ч.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ и п. 66 Правил плата за коммунальные услуги должна вноситься ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным.

Статьей 544 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Истец на протяжении действия договора надлежащим образом исполнял взятые на себя обязательства по поставке электроэнергии, а ответчиком, напротив, нарушались принятые на себя по договору обязательства по оплате потребленной электрической энергии.

20.04.2023г. представителем управляющей организации ООО «Жилищное Управление » были сняты фактические показания 039017. До этого момента в связи с тем, что потребитель не передавал показания прибора учета, начисление размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению производилось исходя из норматива потребления электрической энергии, затем - из среднемесячного объема потребления, который в данном случае также равен нормативу потребления в количестве 168 кВт.ч. (подп. «г» п. 59 Правил ). При расчете таким образом объема потребления расчетные показания прибора учета электроэнергии на конец марта 2023 года достигли значений 021371.

В соответствии с п. 61 Правил , если в ходе проводимой исполнителем проверки состояния индивидуальных приборов учета исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.

Таким образом, объем электрической энергии 17646 кВт.ч., рассчитанный исходя из разницы показаний (021371 и 0390171) на сумму 64937,28 руб. выставлен к оплате в платежном документе на оплату жилищно-коммунальных услуг за апрель 2023 года. Причина возникновения такого объема заключается в том, что, как уже было указано выше, потребителем не представлялись показания, в связи с чем объем 17646 кВт.ч. был фактически потреблен не за один месяц, а за более длительный период, временные рамки которого определить не представляется возможным.

Задолженность за апрель 2023 года в размере 64 937,28 руб. была частично оплачена и на данный момент составляет 64 319,04 руб.

Мировым судьей судебного участка № <адрес> был вынесен судебный приказ , который был отменен определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 и ФИО5 исковые требования поддержали по вышеуказанным основаниям.

Ответчик иск не признал, указав, что до проведения комиссионного обследования 21.04.2023г. на приборе учета была установлена пломба, которую впоследствии сорвали и выбросили. В нарушение п. 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 442, Гарантирующим поставщиком - АО «ТОСК» не был обеспечен коммерческий учет электрической энергии на розничном рынке, в том числе в принадлежащем ему жилом помещении в многоквартирном <адрес> в <адрес> не был допущен в эксплуатацию прибор учета электрической энергии и обеспечена последующая его эксплуатация в период с декабря 2021 года по май 2023 года при наличии прямого договора электроснабжения между потребителем и гарантирующим поставщиком в указанном периоде.

Несмотря на данные обстоятельства, в нарушение п.59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. N 354, по лицевому счету N 471005817700 АО «ТОСК» начислена плата в сумме 64937,28 руб. за апрель 2023 года за электроэнергию в количестве 17646 кВт.ч, которые, он не имеет возможности потребить в таком количестве за указанный период.

Ранее им было подано соответствующее обращение в АО «ТОСК» по факту отсутствия надлежащей пломбы на приборе учета, так как на основании п.80(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354, именно гарантирующие поставщики обязаны обеспечить сохранность и целостность индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии (иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленных ими в отношении жилых и нежилых помещений и находящихся вне границ таких помещений многоквартирного дома (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах), электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества в многоквартирном доме, в том числе пломб.

Пломба на приборе учета была установлена АО «ТОСК» только в мае 2023 года.

На его обращение о пересчете платы за электроэнергию за апрель 2023 года Тамбовское отделение АО «ТОСК» ответило отказом.

До настоящего времени АО «ТОСК» не представлены акт допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию по состоянию на апрель 2023 года с указанием установленной пломбы на таком приборе; акты контрольного снятия показаний приборов учета электрической энергии за период с декабря 2021 года по май 2023 года. Таким образом, доначисление платы за электроэнергию, исходя из показаний не введенного в эксплуатацию прибора учета, является незаконным.

Представитель истца ФИО5 указал, что 02.05.202г. был составлен акт проверки прибора учета , которым зафиксирована пригодность прибора учета к расчету и отсутствие нарушений. Ответчик поставил свою подпись в данном документе без замечаний, подтвердив свое согласие с актом.

3-е лицо представитель ООО «Жилищное Управление », привлеченное протокольным определением суда от 30.01.2024г, ФИО6 просила удовлетворить исковые требования АО «ТОСК».

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ФИО1 является потребителем электрической энергии, лицевой счет по договору энергоснабжения.

В соответствии с данным договором АО «Тамбовская областная сбытовая компания» обязуется обеспечивать поставку электрической энергии в точку поставки ответчика, находящуюся по адресу: <адрес>, а ответчик обязуется оплачивать фактически принятое количество электроэнергии.

Согласно ч. 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор энергоснабжения считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Особенность заключения договора энергоснабжения с гражданином - потребителем также предусмотрена пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ), где закреплено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Расчетный период для оплаты коммунальных услуг установлен равным календарному месяцу (п. 37 Правил ).

Согласно ч.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ и п. 66 Правил плата за коммунальные услуги должна вноситься ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным.

Статьей 544 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

01.12.2021г. произошел переход на прямые договоры, и истец стал исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению по спорному адресу. Показания прибора учета на тот момент составляли 18851. Первые показания спорного прибора учета были переданы раньше: 30.06.2020г. от ТОГУП «ЕРЦ», которое до сентября 2020 года осуществляло расчеты за коммунальные услуги, после - этим стало заниматься АО «ТОСК». Переданные показания за тот период составили 15659, также переданы более ранние показания - с ДД.ММ.ГГГГ (14819), что подтверждается показаниями прибора учета Информационно-вычислительной базы ТОГУП «ЕРЦ».

20.04.2023г. представителем управляющей организации ООО «Жилищное Управление » были сняты фактические показания 039017, что подтверждается ведомостью снятия показаний приборов учета.

21.04.2023г. представителем управляющей организации ООО «Жилищное Управление » были сняты фактические показания 039026, что подтверждается актом от 21.04.2023г. Показания прибора учета, указанные в акте, подтверждаются фотографией, содержащей реквизиты прибора учета и идентичные показания.

До этого момента в связи с тем, что потребитель не передавал показания прибора учета, начисление размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению производилось исходя из норматива потребления электрической энергии, затем - из среднемесячного объема потребления, который в данном случае также равен нормативу потребления в количестве 168 кВт.ч. (подп. «г» п. 59 Правил ). При расчете таким образом объема потребления расчетные показания прибора учета электроэнергии на конец марта 2023 года достигли значений 021371, что подтверждается Таблицей показаний прибора учета по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 61 Правил , если в ходе проводимой исполнителем проверки состояния индивидуальных приборов учета исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.

Таким образом, объем электрической энергии 17646 кВт.ч., рассчитанный исходя из разницы показаний (21371 и 39017) на сумму 64937,28 руб. выставлен к оплате в платежном документе на оплату жилищно-коммунальных услуг за апрель 2023 года.

Задолженность за апрель 2023 года в размере 64 937,28 руб. была частично оплачена ответчиком и на данный момент составляет 64 319,04 руб.

Оценивая доводы ответчика о том, что АО «ТОСК» не обеспечена эксплуатация прибора учета в период с декабря 2021 года по май 2023 года и отклоняя его, суд исходит из следующего

Согласно п. 80.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ) гарантирующие поставщики обязаны обеспечить сохранность и целостность индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии (иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленных ими в отношении жилых и нежилых помещений и находящихся вне границ таких помещений многоквартирного дома (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах), электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества в многоквартирном доме.

Однако данная норма была введена Постановлением Правительства РФ от 29.06.2020г. и начала действовать только с 01.07.2020г. До этого времени обязанность по обеспечению сохранности прибора учета была закреплена в п. 81 Правил , который гласил следующим образом: оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещении. При этом ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого помещения, поданной исполнителю.

Таким образом, до 01.07.2020г. обязанность обеспечить сохранность прибора учета лежала на потребителе без всяких исключений, касающихся местонахождения прибора, после — на гарантирующем поставщике. Прибор учета НЕВА 103 1S0 заводской , выпущен в 2013 году. На основании реестра из ТОГУП «ЕРЦ» можно сделать вывод, что в 2019 году он уже был установлен. При этом его сохранность подтверждается актом от 02.05.2023г., имеющимся в материалах дела, согласно которому прибор учета является пригодным к расчету.

Что касается доводов ответчика о том, что до проведения комиссионного обследования 21.04.2023г. на приборе учета была установлена пломба, которую впоследствии сорвали и выбросили, то документального подтверждения своим словам он не представил.

До 01.07.2020г. потребитель также должен был обеспечить оснащение жилого помещения прибором учета и ввод установленного прибора учета в эксплуатацию. Поскольку спорный прибор учета 2013 года выпуска, то именно ответчик должен был обеспечить его ввод в эксплуатацию.

Согласно абз. 2 п. 81 Правил (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ) ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Ссылка ответчика на то, что установку и ввод в эксплуатацию прибора учета должен обеспечить гарантирующий поставщик, не обоснована, поскольку действующее в тот момент времени законодательство возлагало данную обязанность на собственника помещения. Только с 01.07.2020г. был введен абз. 3 п. 81 Правил , согласно которому в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, ввод прибора учета электрической энергии в эксплуатацию осуществляется гарантирующим поставщиком, при этом потребитель и исполнитель вправе принять участие во вводе такого прибора учета электрической энергии в эксплуатацию по их желанию. В случае установки прибора учета электрической энергии вне жилых помещений либо нежилых помещений потребитель вправе принять участие во вводе прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.

Ввиду того, что на 01.07.2020г. спорный прибор учета уже был установлен, повторная установка не обоснована.

Документы о приборе учета и установленных пломбах не были переданы управляющей компанией истцу, однако отсутствие отдельного акта ввода прибора учета в эксплуатацию в соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ) не является основанием для признания прибора учета не введенным в эксплуатацию и не пригодным для принятия его показаний к расчету.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, является приоритетным. Расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушении сроков представления показаний.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П из содержания анализируемых судом норм права следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается, прежде всего, исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Пунктом 81.12 Правил установлен исчерпывающий перечень случаев, когда прибор учета считается вышедшим из строя и, соответственно, не пригодным к расчетам:

а)    неотображения приборами учета результатов измерений;

б)    нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в)    механического повреждения прибора учета;

г)    превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д)    истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

Согласно п. 153 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , по окончании допуска в эксплуатацию прибора учета в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба и (или) знаки визуального контроля. Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются организацией, осуществляющей допуск в эксплуатацию прибора учета. Процедура установки и допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.

Сам по себе факт отсутствия актов ввода в эксплуатацию прибора учета не свидетельствует о том, что этот прибор не может быть использован для расчетов за поставленный ресурс. Так, не имеется доказательств неисправности прибора учета, нарушений в его работе в спорный период, неправильного определения им объема поставленного ресурса.

Несоблюдение исполнителем положений п. 84 Правил , согласно которому он обязан провести проверку показаний индивидуального прибора учета и снять показания в случае, если потребитель в течение 6 месяцев не передает показания счетчика, не лишает исполнителя права производить начисления платы в соответствии с п. п. 59, 60 Правил (расчетный способ). Данные положения истцом нарушены не были. При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка (п. 61 Правил ).

Возможность осуществления расчетов по индивидуальным приборам учета не поставлена в зависимость ог факта проведения либо непроведения такой проверки. Пунктом 81.12 Правил N 354 установлен исчерпывающий перечень случаев, когда прибор учета считается вышедшим из строя и, соответственно, не пригодным к расчетам.

02.05.202г. был составлен акт проверки прибора учета , которым зафиксирована пригодность прибора учета к расчету и отсутствие нарушений. Ответчик поставил свою подпись в данном документе без замечаний, подтвердив свое согласие с актом.

На основании изложенного суд находит требования истца законными и обоснованными, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию в пользу АО "Тамбовская областная сбытовая компания" задолженность за потребленную электроэнергию за апрель 2023г. в размере 64319,04 руб., а также на основании ст. 98 ГПК РФ госпошлина в размере 2130 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░" ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 2023░. ░ ░░░░░░░ 64319,04 ░░░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2130 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░ 2024░.

░░░░░                             ░.░. ░░░░░░░░░░░░░    

2-497/2024 (2-4396/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
АО "Тамбовская областная сбытовая компания"
Ответчики
Ермаков Александр Игоревич
Другие
ООО "Жилищное управление № 1"
Суд
Октябрьский районный суд г. Тамбов
Судья
Заболотникова Оксана Анатольевна
Дело на сайте суда
sud23.tmb.sudrf.ru
07.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2023Передача материалов судье
10.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.12.2023Предварительное судебное заседание
30.01.2024Судебное заседание
29.02.2024Судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
28.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее