14 февраля 2019 года г.Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.
судей Песецкой С.В., Малаевой В.Г.
по докладу судьи Песецкой С.В.
РїСЂРё секретаре Бондаренко Р”.Р.
рассмотрела РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Ткаченко < Р¤.Р.Рћ. >11 Рє РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ таможне, Федеральной Таможенной службе Р РѕСЃСЃРёРё Рѕ признании незаконными действий РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ таможенного поста РїРѕ исчислению таможенной пошлины РїРѕ пассажирской таможенной декларации в„– <...>, СЃ апелляционной жалобой Ткаченко < Р¤.Р.Рћ. >12. РЅР° решение Октябрьского районного СЃСѓРґР° Рі. РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєР° Краснодарского края РѕС‚ 26 октября 2018 РіРѕРґР°.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
Установила:
Ткаченко < Р¤.Р.Рћ. >13. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ таможне, Федеральной Таможенной службе Р РѕСЃСЃРёРё Рѕ признании незаконными действий РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ таможенного поста РїРѕ исчислению таможенной пошлины РїРѕ пассажирской таможенной декларации в„–<...>; Рѕ взыскании РІ его пользу СЃ Федеральной таможенной службы Р РѕСЃСЃРёРё Р·Р° счёт средств казны Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации: излишне уплаченной СЃСѓРјРјС‹ таможенных платежей РІ размере <...> рублей, расходов РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ подачей настоящего РёСЃРєР° РІ размере <...> рублей, расходов РїРѕ оплате государственной пошлины РІ размере <...> рублей.
Р’ обоснование заявленных требований Ткаченко < Р¤.Р.Рћ. >14 указано, что <...> РіРѕРґР° РЅР° РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ автотранспортный таможенный РїРѕСЃС‚ РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ таможни РёРј была представлена таможенная декларация РЅР° транспортное средство мотоцикл – <...>, 2016 РіРѕРґР° выпуска. Данное транспортное средство приобреталось РёРј для личного пользования. Стоимость указанного транспортного средства составила 2500 долларов РЎРЁРђ без учета расходов РїР° доставку Рё комиссионных, что подтверждается РёРЅРІРѕР№СЃРѕРј РѕС‚ 01.03.2018 РіРѕРґР°. Однако, РїСЂРё таможенном оформлении сотрудником РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ таможенного поста РЅРµ была принята РІРѕ внимание фактически оплаченная стоимость мотоцикла. Более того, работник таможни РІР·СЏР» стоимость <...> РїРѕ электронному /РїРѕ сети Рнтернет/ каталогу N.A.D.Рђ., которая является более высокой РїРѕ отношению Рє конкретному ввезенному мотоциклу, ссылаясь РЅР° Методические рекомендации, направленные РїРёСЃСЊРјРѕРј ФТС Р Р¤ РѕС‚ <...> РіРѕРґР° <...> «О направлении Методических рекомендаций РїРѕ работе СЃ автомобильными справочниками», Рё положения части 3 статьи 267 Таможенного кодекса. Считает такие действия необоснованными Рё незаконными, так как приобретенный РёРј мотоцикл имел повреждения Рё РЅРµ РјРѕРі оцениваться сотрудником таможни РїРѕ рыночной стоимости. Указанные действия привели Рє принятию административным ответчиком решения Рѕ расчете Рё уплате РёРј таможенной пошлины РІ завышенном размере, что РЅРµ отвечает целям таможенного законодательства.
Обжалуемым решением Октябрьского районного СЃСѓРґР° Рі.РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєР° РѕС‚ <...> РіРѕРґР° РІ удовлетворении административного РёСЃРєР° Ткаченко < Р¤.Р.Рћ. >15. отказано.
Р’ апелляционной жалобе Ткаченко < Р¤.Р.Рћ. >16 РїСЂРѕСЃРёС‚ решение СЃСѓРґР° первой инстанции отменить, принять РїРѕ делу РЅРѕРІРѕРµ решение РѕР± удовлетворении заявленных требований РІ полном объеме, указав, что данное решение является незаконным, поскольку СЃСѓРґ РїСЂРё рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил РЅРѕСЂРјС‹ материального Рё процессуального права.
Р’ судебное заседание судебной коллегии РїРѕ административным делам Краснодарского краевого СЃСѓРґР° административный истец Ткаченко < Р¤.Р.Рћ. >17 РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ткаченко < Р¤.Р.Рћ. >18 РѕС‚ получения заказной корреспонденции уклонился, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело РІ отсутствие административного истца.
Рсследовав материалы дела, проверив Рё РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, возражения РЅР° нее, выслушав пояснения представителей РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ таможни Рё Федеральной Таможенной службы Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ доверенностям Васильевой < Р¤.Р.Рћ. >19 Рё Петецкой < Р¤.Р.Рћ. >20 судебная коллегия РЅРµ находит оснований для отмены решения СЃСѓРґР° первой инстанции РїРѕ доводам, изложенным РІ жалобе.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Судом при рассмотрении вышеуказанного заявления не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела.
РР· материалов дела следует, что <...> РіРѕРґР° РІ отдел специальных таможенных процедур РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ автотранспортного таможенного поста была подана пассажирская таможенная декларация /далее РџРўР”/ РЅР° товар - мотоцикл <...>, 2016 РіРѕРґР° выпуска, идентификационный номер /<...>, владелец - Ткаченко < Р¤.Р.Рћ. >21., адрес регистрации: <...> которой был присвоен регистрационный номер в„– <...> Декларант - Ткаченко < Р¤.Р.Рћ. >22
Одновременно СЃ РџРўР” Ткаченко < Р¤.Р.Рћ. >23 РІ соответствии СЃ требованиями статьи 261 Таможенного кодекса Евразийского экономического СЃРѕСЋР·Р°, были представлены документы, подтверждающие заявленные РІ ней сведения: РєРѕРїРёСЏ паспорта <...> РѕС‚ <...> РіРѕРґР°, РёРЅРІРѕР№СЃ Р±/РЅ РѕС‚ <...> РіРѕРґР°, коносамент в„–<...>, документ учета в„– <...>, РґРѕРіРѕРІРѕСЂ транспортной экспедиции РѕС‚ <...> РіРѕРґР°, акт таможенного наблюдения в„– <...> РѕС‚ <...> РіРѕРґР°, иностранный техпаспорт <...> РѕС‚ <...> РіРѕРґР°, экспертное заключение в„– <...> РѕС‚ <...> РіРѕРґР°, заявляемые технические характеристики РўРЎ, свидетельство <...> серия RU в„– <...>.
Должностным лицом РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ таможенного поста проведен анализ документов Рё сведений, представленных Ткаченко < Р¤.Р.Рћ. >24. одновременно СЃ РџРўР” <...>. Ткаченко < Р¤.Р.Рћ. >25 заявлена таможенная стоимость товара - <...> долларов РЎРЁРђ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 267 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза /далее - <...>/ стоимость товаров для личного пользования заявляется в ПТД при таможенном декларировании товаров для личного пользования на основании стоимости, указанной в чеках, счетах, на бирках и ярлыках или в иных документах о приобретении таких товаров, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в отношении которых в качестве пассажирской таможенной декларации используются документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления. Для подтверждения стоимости товаров для личного пользования физическим лицом представляются оригиналы документов, на основании которых заявлена стоимость товаров для личного пользования, а в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком, - оригиналы документов либо их копии.
Физическое лицо вправе доказать достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных в подтверждение стоимости товаров для личного пользования.
Дополнительно физическим лицом могут быть представлены прайс- листы, каталоги, рекламные проспекты и буклеты иностранных организаций, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что декларантом вместе с ПТД № <...> в качестве документов, подтверждающих таможенную стоимость, были представлены: инвойс б/н от <...> года /стоимость - <...> $/ и экспертное заключение № <...> от <...> года ООО «Таможенные технологии» /стоимость – <...> $/.
Вместе СЃ тем, Ткаченко < Р¤.Р.Рћ. >26. РІ РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ таможенный РїРѕСЃС‚ РЅРµ было представлено каких-либо документов, подтверждающих оплату РёРЅРІРѕР№СЃР° Р±/РЅ РѕС‚ <...> РіРѕРґР° /чеки, счета, банковские переводы Рё иные документы, содержащие сведения Рѕ стоимости мотоцикла/. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, должностным лицом применена форма таможенного контроля - получено объяснения декларанта.
РР· объяснений Ткаченко < Р¤.Р.Рћ. >27 следует, что РїРѕРєСѓРїРєСѓ мотоцикла РѕРЅ РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёР» через своего РґСЂСѓРіР° Жданова < Р¤.Р.Рћ. >28, который оплатил стоимость товара СЃРѕ своего валютного счета непосредственно РЅР° счет компании <...> /РЎРЁРђ/. Однако, банковские выписки Рѕ переводе денежных средств, иные подтверждающие оплату товара документы, предоставлены РЅРµ были.
Должностным лицом таможенного поста был проведен анализ рыночной стоимости транспортных средств, аналогичных заявленному в ПТД № <...> на рынке приобретения товара - США с использованием оценочного каталога автомобилей, мото- и водной техники рынка США «N.А.D.А.» /рекомендованному Федеральной Таможенной службе России к использованию при оценке и таможенном оформлении транспортных средств/, согласно которому средняя розничная цена аналогичных товаров на рынке приобретения составила <...> $.
В дальнейшем, декларантом добровольно были уплачены таможенные платежи в виде совокупного таможенного платежа по ТПО <...> из расчета стоимости товара <...> $, при поступлении денежных средств товар - мотоцикл <...>, 2016 года выпуска, идентификационный номер /VIN/ - <...>, выпущен в свободное обращение.
28.05.2018 РіРѕРґР° РѕС‚ Ткаченко < Р¤.Р.Рћ. >29 поступило заявление РЅР° выдачу паспорта транспортного средства /далее – РџРўРЎ/ РЅР° мотоцикл <...>, 2016 РіРѕРґР° выпуска, идентификационный номер /VIN/ - <...>.
29.05.2018 РіРѕРґР° РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ Ткаченко < Р¤.Р.Рћ. >30 РїРѕРґ СЂРѕСЃРїРёСЃСЊ выдан <...>.
Согласно пункту 3 статьи 267 РўРљ ЕАРРЎ таможенный орган определяет стоимость товаров для личного пользования РЅР° основании имеющейся РІ его распоряжении информации Рѕ цене РЅР° аналогичные товары РІ следующих случаях: отсутствие Сѓ физического лица необходимых документов, содержащих сведения Рѕ стоимости товаров для личного пользования, указанных РІ пункте 1 статьи 267; наличие обоснованных причин полагать, что представленные физическим лицом документы, указанные РІ пункте 1 статьи 267, или документы, предусмотренные актами Всемирного почтового СЃРѕСЋР·Р°, сопровождающие международные почтовые отправления, содержат недостоверные сведения, если физическое лицо РІ соответствии СЃ пунктом 2 статьи 267 РЅРµ докажет достоверность сведений, содержащихся РІ документах, представленных РІ подтверждение стоимости товаров для личного пользования; несоответствие заявленной стоимости товаров для личного пользования рыночной стоимости аналогичных товаров РІ стране приобретения, РїРѕ которой такие аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи РїСЂРё обычных /рыночных/ условиях торговли.
Р’ соответствии СЃ пунктом 4 статьи 267 РўРљ ЕАРРЎ РІ качестве информации Рѕ стоимости товаров для личного пользования таможенный орган может использовать, РІ том числе сведения, указанные РІ каталогах Рё РЅР° сайтах иностранных организаций, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров, СЃ учетом сведений, представленных физическим лицом.
РЎСѓРґРѕРј первой инстанции обоснованно указано, что поскольку декларантом РІ РџРўР” в„– <...> была заявлена стоимость мотоцикла - <...>, 2016 РіРѕРґР° выпуска, идентификационный номер /VIN/ - <...> - <...> РЎРЁРђ, однако, РЅРµ было представлено письменных доказательств понесенных Ткаченко < Р¤.Р.Рћ. >31 расходов РЅР° приобретение данного транспортного средства РІ указанной СЃСѓРјРјРµ, Р° также было представлено экспертное заключение РћРћРћ «Таможенные технологии» в„– <...> РѕС‚ <...> РіРѕРґР°, согласно которому, рыночная стоимость объекта оценки РІ стране вывоза /РЎРЁРђ/ РЅР° 2018 РіРѕРґ РїРѕ состоянию РЅР° 2018 РіРѕРґ составила <...> $, должностным лицом РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ таможенного поста правомерно был применен РїСѓРЅРєС‚ 3 статьи 267 РўРљ ЕАРРЎ, Рё проведён анализ рыночной стоимости товаров, аналогичных заявленному РІ РџРўР” в„–<...>, РЅР° рынке приобретения товара - РЎРЁРђ СЃ использованием оценочного каталога автомобилей, мотто- Рё РІРѕРґРЅРѕР№ техники рынка РЎРЁРђ N.Рђ.D.Рђ., рекомендованному Федеральной Таможенной службе Р РѕСЃСЃРёРё Рє использованию РїСЂРё оценке Рё таможенном оформлении транспортных средств.
РќР° основании подпункта 7 пункта 1 статьи 2 РўРљ ЕАРРЎ декларант - лицо, которое декларирует товары либо РѕС‚ имени которого декларируются товары.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 84 РўРљ ЕАРРЎ, декларант обязан уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины Рё /или/ обеспечить исполнение обязанности РїРѕ РёС… уплате.
Р’ силу пункта 2 статьи 270 РўРљ ЕАРРЎ обязанность РїРѕ уплате таможенных пошлин, налогов РІ отношении товаров для личного пользования исполняется путем РёС… уплаты.
РќР° основании вышеизложенного, СЃСѓРґРѕРј первой инстанции правомерно указано, что уплата административным истцом таможенных платежей РІ СЃСѓРјРјРµ <...> рублей РїРѕ пассажирской таможенной декларации в„–<...> является исполнением публично-правовой обязанности, следствием вступления РІ таможенные правоотношения путем подачи пассажирской таможенной декларации, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, действия РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ таможенного поста РїРѕ исчислению Ткаченко < Р¤.Р.Рћ. >32 таможенной пошлины РїРѕ пассажирской таможенной декларации в„–<...> являются законными Рё обоснованными.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия /бездействия/ органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1. нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2. соблюдены ли сроки обращения в суд; 3. соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия /бездействия/; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия /бездействия/ в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия /бездействия/, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия /бездействия/ нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд /часть 11 статьи 226/.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия /бездействия/ органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями является нарушение прав и свобод заявителя, а также не соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
При этом, для вывода о наличии такого нарушения прав и законных интересов заявителя, которое было бы юридически значимым для результата рассмотрения административного искового заявления недостаточно ссылки на то, что, поскольку оспариваемые действия /бездействие/ незаконны, то, тем самым нарушены права и законные интересы подателя такого заявления.
Для заявителя такое нарушение прав и законных интересов должно быть реальным, выражаться в виде определенных и вещественных неблагоприятных конкретно для него последствий от такого нарушения закона. То есть последствием такого нарушения закона должно быть либо нарушение прав и свобод гражданина, создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Вместе с тем, судом установлено, что, обратившись в суд с настоящим административным исковым заявлением, административным истцом не представлено доказательств в обоснование заявленных требований о нарушении его прав и свобод обжалуемыми действиями административного ответчика.
Не подлежат удовлетворению и требования административного истца о взыскании с административного ответчика излишне уплаченной суммы таможенных платежей в размере <...> рублей, поскольку данные требования не основаны на законе.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика /его правопреемника/. Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров.
Таким образом, законодательством Российской Федерации о таможенном деле предусмотрен специальный порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Указанный возврат осуществляет таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров /в рассматриваемом случае Новороссийская таможня/. При этом законодатель не определяет излишне уплаченные таможенные платежи как убытки.
Вместе с тем, судом установлено, что административный истец в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров с соответствующим заявлением не обращался.
Принимая РІРѕ внимание, что Ткаченко < Р¤.Р.Рћ. >33 отказано РІ удовлетворении РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ требования административного РёСЃРєР°, СЃСѓРґРѕРј первой инстанции обоснованно отказано РІ удовлетворении вытекающего РёР· него требования Рѕ взыскании СЃ Федеральной таможенной службы Р РѕСЃСЃРёРё Р·Р° счёт средств казны Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ пользу Ткаченко < Р¤.Р.Рћ. >34 судебных расходов РІ размере <...> рублей.
При рассмотрении дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего административного дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, отвергаются, как необоснованные.
Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, поскольку существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению вышеуказанного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 310 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
Решение Октябрьского районного СЃСѓРґР° Рі.РќРѕРІРѕСЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєР° Краснодарского края РѕС‚ 26.10.2018 РіРѕРґР° оставить без изменения, апелляционную жалобу Ткаченко < Р¤.Р.Рћ. >35 - без удовлетворения.
Председательствующий:
РЎСѓРґСЊРё:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 февраля 2019 года.