Решение по делу № 33-1714/2024 от 21.02.2024

                                             БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

31RS0016-01-2023-008501-51                                         33-1714/2024

                                              АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«02» апреля 2024 года                                                                              г.Белгород

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

- председательствующего              Переверзевой Ю.А.,

- судей                                             Фурмановой Л.Г., Нессоновой С.В.,

- при секретаре                                Сердюковой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дударева Юрия Петровича к Прокуратуре Белгородской области о включении периодов работы в выслугу лет

по апелляционной жалобе Дударева Юрия Петровича

на решение Октябрьского районного суда г.Белгорода от 27 декабря 2023 года.

Заслушав доклад судьи Фурмановой Л.Г., выслушав объяснения представителей ответчика Манохиной О.С., Кирилловой М.А., судебная коллегия

                                                    у с т а н о в и л а:

Дударев Ю.П. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просил возложить на прокуратуру Белгородской области обязанность по включению в выслугу лет для назначения пенсии период его обучения в Харьковском юридическом институте имени Ф.Э. Дзержинского с 01.09.1986 г. по 28.06.1990 г. с применением коэффициента 1 и период его работы в органах прокуратуры Республики Молдова с 01.01.1992 г. по 18.10.2001 г. В обоснование заявленных требований указал на следующие обстоятельства: 10.10.2022 г. он был освобожден от должности заместителя прокурора Яковлевского района Белгородской области в соответствии со ст.44 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» по выслуге лет. На дату увольнения выслуга лет для назначения пенсии составила 26 лет 27 дней, из которых: - 1 год 11 месяцев 5 дней - служба в армии по призыву с 29.06.1983 г. по 03.06.1985 г., 1 год 10 месяцев 29 дней - обучение в Харьковском юридическом институте с 01.09.1986 г. по 28.06.1990 г. с применением коэффициента 0,5, из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы, 1 год 5 месяцев 1 день - служба в прокуратуре Республики Молдова с 01.08.1990 г. по 31.12.1991 г., 20 лет 9 месяцев 22 дня - служба в прокуратуре Белгородской области с 18.12.2021 г. по 10.10.2023 г. При этом, в соответствии с п.3.1 Положения о порядке и сроках выплаты доплат за выслугу лет работникам органов прокуратуры, утвержденного Генеральным прокурором Российской Федерации от 09.06.1992 г. весь период учебы в высших учебных заведениях подлежит включению в срок выслуги лет в органах прокуратуры. Также в соответствии с Соглашением стран СНГ от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» подлежит зачету в выслугу лет период его работы в органах прокуратуры Республики Молдова после 01.01.1992 г.

Решением Октябрьского районного суда г.Белгорода от 27.12.2023 г. в удовлетворении заявленных Дударевым Ю.П. исковых требований отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное при неправильном применении норм материального права и несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы приведены доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание истец, будучи надлежащим образом извещенным о дате, месте и времени слушания дела (согласно детализации смс-рассылки судебное извещение доставлено абоненту Дудареву Ю.П. 05.03.2024 г.), не явился, о причине неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении дела слушанием при наличии на то уважительных причин, не представил.

При таком положении с учетом надлежащего извещения истца о слушании дела, судебная коллегия, руководствуясь ч.3 ст.167 ГПК РФ не усматривает процессуальных препятствий для рассмотрения дела.

Представители ответчика Манохина О.С., Кириллова М.А. указали на необоснованность доводов апелляционной жалобы истца по приведенным в письменных возражениях основаниям.

Проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: - неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; - недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; - несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; - нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы истца, исходя из изученных материалов дела, не имеется.

Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела, Дударев Ю.П. является пенсионером органов прокуратуры, состоит на пенсионном учете с 10.10.2022 г., получает пенсию за выслугу лет.

Из листа расчета выслуги лет для выплаты доплаты прокурорскому работнику по состоянию на 10.10.2022 г. следует, что истцу в выслугу лет для выплаты доплаты за выслугу лет был зачтен период службы в армии по призыву с 29.06.1983 г. по 03.06.1985 г. период обучения в Харьковском юридическом институте имени Ф.Э. Дзержинского с 01.09.1986 г. по 28.06.1990 г. с применением коэффициента 0,5 период службы в прокуратуре Республики Молдова с 01.08.1990 г. по 31.12.1991 г.

В соответствии с ч.2 ст.44 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей(за исключением положений ч.2 ст.43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, законодатель в абз.1 п.2 ст.44 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определил, что пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности, является Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1, согласно положениям ст.18 которого в выслугу лет для назначения пенсии названным лицам может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (ч.1); порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации (ч.3).

Таким образом, положения Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 при разрешении вопросов, связанных с пенсионным обеспечением сотрудников прокуратуры, применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 17.01.1992 г. № 2202-1.

В целях реализации права граждан, проходивших службу в органах и учреждениях прокуратуры, на пенсионное обеспечение постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям» утверждено Положение «Об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям». Этим Положением определен порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий, в том числе порядок включения в выслугу лет времени обучения для получения юридического образования с учетом специфики этого вида службы применительно к указанной категории лиц.

Возможность включения в выслугу лет периода обучения в образовательных организациях по программе высшего образования предусмотрена п.1.2 вышеуказанного Положения об исчислении выслуги лет.

Согласно данному пункту в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п.«а» ст.13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 засчитывается также время обучения для получения юридического образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, имеющим государственную аккредитацию, или по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), при условии завершения освоения этих образовательных программ, прохождения государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации) и получения документа об образовании и квалификации, подтверждающего соответствующий уровень и квалификацию (или иного высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, имеющим государственную аккредитацию, или по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), соответствующего замещаемой должности, если это предусмотрено федеральным законом), в общей сложности в пределах 5 лет из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы.

Спорные вопросы назначения и выплаты пенсий, в том числе вопрос о зачете в выслугу лет отдельных периодов службы (работы, учебы), решаются комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации, положение о которой утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации (п.1.5 Положения об исчислении выслуги лет).

В соответствии с п.1.1 Положения от 12.08.1994 г. № 942 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п.«а» Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 засчитываются периоды службы (работы, учебы) на день увольнения из системы органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, учтенные до 24.12.1993 г. в установленном для прокуроров и следователей, научных и педагогических работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации порядке при начислении доплаты за выслугу лет.

Дата 24.12.1993 г. связана с Указом Президента Российской Федерации № 2291 от 24.12.1993 г. «О пенсионном обеспечении работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семей», которым распространен порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, на работников органов прокуратуры.

Во исполнение данного Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации было принято вышеуказанное постановление от 12.08.1994 г. № 942, пунктом 1 которого установлено: распространить на прокуроров и следователей, научных и педагогических работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющих классные чины, и их семьи с учетом особенностей прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры действие постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации»; утвердить прилагаемое Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям от 12.08.1994 г. № 942; Министерству финансов Российской Федерации обеспечить с 01.07.1994 г. финансирование расходов на выплату пенсий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. № 2281, за счет прочих расходов федерального бюджета на 1994 год.

Впервые доплата за выслугу лет в органах прокуратуры была установлена с 01.07.1991 г. Положением о порядке выплаты в процентах надбавок за выслугу лет к должностным окладам работников органов прокуратуры, имеющих классные чины, утвержденным постановлением Министерства труда и социальных вопросов СССР от 03.09.1991 г. № 49.

В период до 24.12.1993 г. действовало Положение о порядке и сроках выплаты доплат за выслугу лет работникам органов прокуратуры, утвержденное Генеральным прокурором Российской Федерации 09.06.1992 г.

Данным Положением с 01.01.1992 г. работникам органов прокуратуры, имеющим классные чины, установлена доплата за выслугу лет в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР «О единой системе оплаты труда работников правоохранительных органов в РСФСР» от 18.11.1991 г. № 1897-1.

Пунктом 3.1 данного Положения предусматривалось включение в календарном порядке в стаж работы, дающий право на получение доплаты за выслугу лет времени учебы на дневных отделениях высших юридических учебных заведений, если перерыв между окончанием учебного заведения и приемом на работу в органы прокуратуры не превысил двух месяцев.

При этом, в указанный период действия Положение о порядке и сроках выплаты доплат за выслугу лет работникам органов прокуратуры, утвержденное Генеральным прокурором Российской Федерации 09.06.1992 г., которое распространялось на прокурорских работников, проходивших службу в органах или учреждениях прокуратуры Российской Федерации, Дударев Ю.П. службу в органах прокуратуры Российской Федерации не проходил, классного чина и права на получение доплаты за выслугу лет в соответствии с этим Положением не имел. Службу в органах прокуратуры Российской Федерации истец проходил с 18.12.2001 г., приказом прокурора Белгородской области № 831-к от 18.12.2001 г. был назначен на должность старшего помощника прокурора Яковлевского района Белгородской области, с 04.05.2007 г. ему установлена ежегодная доплата в размере 70%, включая доплату за классный чин.

При таком положении суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при исчислении выслуги лет для назначения пенсии истцу ответчик правомерно руководствовался п.1.2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. № 942, в соответствии с которым время обучения по юридической специальности в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, засчитывается в пределах 5 лет из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы.

Также является правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в выслугу лет истца периода его работы в органах прокуратуры Республики Молдова с 01.01.1992 г. по 18.10.2001 г.

13.03.1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

В силу ст.1 указанного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Российской Федерацией признается, что при назначении пенсий гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный ими на территории бывшего Советского Союза за время до принятия указанного Соглашения, а также приобретенный на территории государств - участников Соглашения после его принятия.

Как следует из содержания п.2 ст.6 названного Соглашения, при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР до 13.03.1992 г.

Таким образом, из содержания названной нормы следует, что речь идет о зачете именно трудового стажа, приобретенного на территории государств - участников Соглашения.

Согласно ст.2 Соглашения о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах - участниках СНГ от 25.11.1998 г. трудовой стаж и выслуга лет в качестве прокуроров и следователей органов прокуратуры, научных и педагогических работников научных и образовательных учреждений прокуратуры, в том числе исчисленные в льготном порядке, приобретенные в связи с трудовой деятельностью на территориях государств - участников СНГ, взаимно признаются Сторонами для выплаты надбавок (доплат) в размере, предусмотренном внутренним законодательством за выслугу лет к заработной плате (денежному содержанию), и не подлежат изменению в одностороннем порядке.

Данное Соглашение имеет специальное значение и предусматривает взаимное признание государствами - участниками Соглашения трудового стажа и выслуги лет в качестве прокуроров и следователей органов прокуратуры, научных и педагогических работников научных и образовательных учреждений прокуратуры исключительно для выплаты соответствующих надбавок (доплат) прокурорским работникам.

При этом в силу ст.4 этого Соглашения стороны считают первым этапом всестороннего сотрудничества в области социальной защиты трудовой деятельности работников органов и учреждений прокуратуры и предполагают рассмотреть вопрос о разработке взаимосогласованного акта о социальном обеспечении указанных работников.

До настоящего времени взаимосогласованного акта по вопросу пенсионного обеспечения работников прокуратуры не подписано.

Учитывая изложенное, служба в качестве прокуроров и следователей в органах прокуратуры государств - участников СНГ не может быть зачтена в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.

Из совокупного анализа приведенных норм, следует, что служба в качестве прокуроров и следователей в органах прокуратуры государств - участников СНГ не может быть зачтена в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Данный вывод суда согласуется с правовой позицией, выраженной Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 г., утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2010 г. (в редакции от 29.12.2010 г.). Требования истца подлежали бы удовлетворению, если бы он обратился о зачете трудового стажа в период работы в прокуратуре Республики Молдова для назначения пенсии по Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Между тем, требования истца основаны на пенсионном обеспечении как прокурорского работника, которое регулируется специальным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и другими правовыми актами.

Также следует отметить, что Федеральным законом от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ«О системе государственной службы Российской Федерации» установлено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Согласно п.п.1, 3 ст.40 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются названным Федеральным законом. Порядок прохождения службы военными прокурорами регулируется настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Пунктом 1 ст.48 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 предусмотрено, что военными прокурорами назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям ст.40 настоящего Федерального закона.

Исходя из положений ст.44 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1, доплата или процентная надбавка за выслугу лет производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу (окладу по должности) и доплате за классный чин (окладу по воинскому званию) прокурорского работника в следующих размерах: от 2 до 5 лет - 20 процентов; от 5 до 10 лет - 35 процентов; от 10 до 15 лет - 45 процентов; от 15 до 20 лет - 55 процентов; свыше 20 лет - 70 процентов. Прокурорам, научным и педагогическим работникам, имеющим право на пенсионное обеспечение, предусмотренное настоящим пунктом, выслугу не менее 20 лет и не получающим какую-либо пенсию, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.

Исходя из положений Постановления Совета министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941, Приказа Генпрокуратуры России от 21.05.2012 г. № 213 «Об утверждении Положения о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации», с учетом коэффициента 1, исходя из места прохождения службы в указанный период, включение периода работы истца в органах прокуратуры Республики Молдова с 01.01.1992 г. по 13.03.1992 г. не приводит к увеличению его расчетного стажа для увеличения пенсионных выплат и размера надбавки.

При таком положении нарушений прав истца не установлено, правовых оснований для удовлетворения требований Дударева Ю.П. о зачете в выслугу лет для назначения пенсии спорных периодов его обучения и службы в органах прокуратуры Республики Молдова с 01.01.1992 г., что необходимо истцу для перерасчета размера пенсии с учетом этих периодов, не имеется. Пенсия за выслугу лет назначена Дудуреву Ю.П. с учетом его выслуги в соответствии с действующим законодательством.

С учетом указанных обстоятельств и приведенных положений закона судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены, имеющие значение для дела, обстоятельства и применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда подтверждаются фактически установленными обстоятельствами и, исследованными в ходе судебного разбирательства, доказательствами.

Нарушений норм процессуального права, в том числе, предусмотренных ч.4 ст.330 ГПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены принятого по делу решения, судом первой инстанции не допущено.

Доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией истца, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

В связи с чем оснований для отмены оспариваемого решения по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

                                                               о п р е д е л и л а:

решение Октябрьского районного суда г.Белгорода от 27 декабря 2023 года по делу по иску Дударева Юрия Петровича (СНИЛС ) к Прокуратуре Белгородской области (ИНН ) о включении периодов работы в выслугу лет оставить без изменения, апелляционную жалобу Дударева Ю.П. - без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Октябрьский районный суд г.Белгорода.

    Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 08.04.2024 г.

Председательствующий

Судьи

33-1714/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Дударев Юрий Петрович
Ответчики
Прокуратура Белгородской области
Другие
Алтынникова Анастасия Александровна
Манохина Ольга Сослановна
Мелихова Наталья Николаевна
Суд
Белгородский областной суд
Судья
Фурманова Лариса Григорьевна
Дело на сайте суда
oblsud.blg.sudrf.ru
21.02.2024Передача дела судье
02.04.2024Судебное заседание
09.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2024Передано в экспедицию
02.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее