Решение по делу № 2а-273/2019 от 24.07.2019

№2а-273/2019

80RS0003-01-2019-000351-39

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Дульдурга                                                               01 октября    2019 года

Дульдургинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Замиеновой О.В.,

с участием    помощника прокурора Дульдургинского района Быканова В.А.,

представителя административного ответчика администрации муниципального района «Дульдургинский район» Дашиевой Д.Б.,

при секретаре Суюшкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное гражданское дело № 2а –273/ 2019 по административному исковому заявлению    прокурора Дульдургинского района Иванова А.Г. в интересах неопределенного круга лиц к Совету муниципального района «Дульдургинский район» о признании отдельных норм соглашений №1,2,4,5,6,7,8,10 утвержденного решением Совета муниципального района «Дульдургинский район» от 26 декабря 2018 года №104 недействующими с момента принятия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Дульдургинского района Иванов А.Г. обратился в суд, с вышеуказанным иском мотивируя следующим:

Прокуратурой района проведена проверка на соответствие законодательству «Об отходах производства и потребления», а также законодательству «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» соглашений о передаче полномочий муниципальным районом «Дульдургинский район» администрациям сельских поселений района, утвержденных решением Совета муниципального района «Дульдургинский район» от 26.12.2018 №104, в ходе которой установлено следующее.

Согласно п. 1 решения Совета муниципального района «Дульдургинский район» от 26.12.2018 №104 (Далее по тексту - Решение) утверждены прилагаемые Соглашения между администрацией муниципального района «Дульдургинский район» и десятью администрациями сельских поселений муниципального района «Дульдургинский район» о передаче осуществления части своих полномочий на 2019 год.

П.п. 1 п. 1.2 соглашения №1 между администрацией муниципального района «Дульдургинский район» и администрацией сельского поселения «Алханай» о передаче осуществления части своих полномочий на 2019 год от 26.12.2018 от администрации муниципального района «Дульдургинский район» передано полномочие администрации сельского поселения «Алханай» в частиучастия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, который не соответствует требованиям действующего законодательства.

Аналогичное полномочие передано по соглашениям №2 (п.п. 2 п. 1.2 соглашения), 4 (п.п. 1 п. 1.2 соглашения), 5 (п.п. 2 п. 1.2 соглашения), 6 (п.п. 1 п. 1.2 соглашения), 7 (п.п. 2 п. 1.2 соглашения), 8 (п.п. 2 п. 1.2 соглашения), 9, 10 (п.п. 2 п. 1.2 соглашения), от 26.12.2018 администрациям сельских поселений «Ара-Иля», «Дульдурга», «Зуткулей», «Таптанай», «Токчин», «Узон», «Чиндалей» и «Иля».

Вместе с тем, указанное является нарушением ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», т.к. данные полномочия относятся к исключительной компетенции муниципального района, и передаваться сельским поселениям не могут.

В связи с чем, прокуратурой района 22.05.2019г. принесен протест на отдельные нормы соглашений №1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 утвержденных решением Совета муниципального района «Дульдургинский район» от 26.12.2018, в удовлетворении которого 27.06.2019г. Советом муниципального района «Дульдургинский район» отказано.

Таким образом, данный нормативный правовой акт в части передачи полномочий от муниципального района «Дульдургинский район» сельским поселениям района по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов является незаконным, и подлежит отмене в судебном порядке.

Решение Совета муниципального района «Дульдургинский район» от 26.12.2018 №104 «Об утверждении Соглашений с органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района «Дульдургинский район», о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района «Дульдургинский район» в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ на 2019 год», является нормативноправовым актом, т.к. издан в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления (Советом МР «Дульдургинский район»), в нем закреплены правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.

Данное решение 29.12.2018 было обнародовано на официальном сайте муниципального района «Дульдургинский район» в сети Интернет, после чего вступило в законную силу.

В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов имусора к вопросам местного значения сельского поселения не относится, поскольку данное полномочие не закреплено за сельскими поселениями законом субъекта Российской Федерации.

Напротив, согласно п. п. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района. Указанные вопросы на территориях сельских поселений решаются также органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Законом Забайкальского края от 23.12.2009 №327 «Об отходах производства и потребления» не предусмотрена возможность передачи полномочий по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов сельским поселениям от муниципального района. Из положений ст. 4 данного закона следует, что органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. Таким образом, правом на закрепление вышеуказанных полномочий за сельскими поселениями.наделен исключительно представительный орган субъекта РФ.

Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче имосуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашения.

Согласно п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 №13-П Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула). К общим принципам организации местного самоуправления, получившим закрепление в этом Федеральном законе, относятся и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по видам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов и их прав, связанных с решением вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, а также определение порядка и условий наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

В числе вопросов местного значения муниципального района Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции указывал организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 14 части 1 статьи 15), а в нынешней редакции - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; среди вопросов местного значения городского поселения до 1 января 2015 года называлась организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а после указанной даты - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14), при этом на межселенных территориях и территориях сельских поселений данный вопрос, по смыслу взаимосвязанных положений частей 3 и 4 статьи 14 и части 2 статьи 15 данного Федерального закона, подлежит разрешению органами местного самоуправления соответствующего муниципального района.

В действующей редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" данноеполномочие указано как, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Учитывая изложенное решение о передачи вышеуказанных вопросов местного значения, путем заключении соответствующего соглашения, принято за пределами компетенции, что может повлечь необоснованное принятие решений со стороны органа местного самоуправления сельского поселения и нецелевого расходования бюджетных средств муниципального района.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Как следует из положений ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, неисполнение требований природоохранного законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде., в результате незаконно переданных полномочий от администрации муниципального района «Дульдургинский район» администрациям сельских поселений муниципального района «Дульдургинский район» в части участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В силу изложенного следует, что п.п. 2 п. 1.2 соглашения № 1 с администрацией сельского поселения «Алханай», п.п. 2 п. 1.2 соглашения № 2 с администрацией сельского поселения «Ара-Иля», п.п. 1.2 п. 1.2 соглашения № 4 с администрацией сельского поселения «Дульдурга», п.п. 2 п. 1.2 соглашения № 5 с администрацией сельского поселения «Зуткулей», п.п. 1 п. 1.2 соглашения № 6с администрацией сельского поселения «Таптанай», п.п. 2 п.1.2 соглашения № 7 с администрацией сельского поселения «Токчин», п.п. 2 п. 1.2 соглашения № 8 с администрацией сельского поселения «Узон», п.п. 2 п. 1.2 соглашения № 9 с администрацией сельского поселения «Чиндалей», п.п. 2 п. 1.2 соглашения № 10 с администрацией сельского поселения «Иля»утвержденных решением Совета муниципального района «Дульдургинский район» от 26.12.2018 №104 не соответствуют положениям Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, положениям Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также положениям Закона Забайкальского края от 23.12.2009 №327 «Об отходах производства и потребления», и подлежат отмене.

Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установлено следующее, в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Прокурор имеет право на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Согласно ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

просит суд:

Признать недействующими с момента принятия п.п. 2 п. 1.2 соглашения № 1 с администрацией сельского поселения «Алханай», п.п. 2 п. 1.2 соглашения № 2 с администрацией сельского поселения «Ара-Иля», п.п. 1.2 п. 1.2 соглашения № 4 с администрацией сельского поселения «Дульдурга», п.п. 2 п. 1.2 соглашения № 5 с администрацией сельского поселения «Зуткулей», п.п. 1 п. 1.2 соглашения № 6с администрацией сельского поселения «Таптанай», п.п. 2 п. 1.2 соглашения № 7 с администрацией сельского поселения «Токчин», п.п. 2 п. 1.2 соглашения 8 с администрацией-сельского поселения «Узон», п.п. 2 п. 1.2 соглашения № 9 с администрацией сельского поселения «Чиндалей», п.п. 2 п. 1.2 соглашения № 10 с администрацией сельского поселения «Иля» утвержденных решением Совета муниципального района «Дульдургинский район» от 26.12.2018 №104.

В своем возражении на заявленные административные исковые требования административный ответчик администрация муниципального района «Дульдургинский район» указала, что согласно статьи 15 Федерального Закона Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В административном исковом заявлении указано, что п.п. I п. 1.2 соглашений от администрации муниципального района «Дульдургинский район» передано администрацией муниципального района «Дульдургинский район» администрации сельского поселения полномочие в части участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, который как указано в административном исковом заявлении, не соответствует требованиям действующего законодательства.

Также указано, что это является нарушением статьи 14 Федерального Закона Российской Федерации от 06.10.2003 года № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 8 Федерального Закона Российской Федерации от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», т.к. данные полномочия относятся к исключительной компетенции муниципального района, и передаваться сельским поселениям не могут.

С указанными доводами не согласны, так как в статье 17 Федерального Закона Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - 131-Ф3) перечислены все полномочия отнесенные к исключительнойкомпетенции. Это, принятие устава муниципального района, установление официальных символов муниципального района, осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами и т.д. К исключительной компетенции не относится полномочие - «участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов», оно отнесено к вопросам местного значения муниципального района (ст. 15 Закона № 131-Ф3).

Касаемо переданного полномочия, то Советом муниципального района «Дульдургинский район» (далее - Совет района) не опровергается, а напротив подтверждается, что полномочие по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к полномочиям муниципального района. Однако, как уже ранее было отмечено, согласно 131-Ф3 муниципальный район вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений,

входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.

Совет муниципального района «Дульдургинский район» при рассмотрении проектов решений Совета руководствуется законодательством Российской Федерации, Забайкальского края и муниципальными нормативными правовыми актами Дульдургинского района.

Так, согласно Федерального Закона Российской Федерации от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» 24 декабря 2018 года специалистами Совета района проект Решения Совета муниципального района «Дульдургинский район» «Об утверждении Соглашений с органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района «Дульдургинский район», о передаче им осуществления части своих полномочий, но решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района «Дульдургинский район» в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на 2019 год» направлялся в прокуратуру Дульдургинского района для проведения антикоррупционной экспертизы. Скриншоты прилагаются.

Замечаний и протестов со стороны прокуратуры Дульдургинского района на данный проект не поступали. Также, на заседании Совета района,

где рассматривался данный проект, принимала участие заместитель прокурора Дульдургинского района. В ходе рассмотрения проекта также замечаний и предложений не поступало.

В административном исковом заявлении указано, что «согласно ч. 2 ст. 8 Федерального Закона Российской Федерации от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов н территориях соответствующих районов.»

Однако, в действительности часть 2 статьи 8 Федерального Закона Российской Федерации от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) значится следующим образом:

«2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердыхкоммунальных

отходов,заисключением установленныхзаконодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

      Организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.».

      Полагают, что административный истец, указывая «неверную трактовку» данного пункта вышеуказанной статьи в административном исковом заявлении заводит в заблуждение суд, тем самым препятствуя для принятия мотивированного решения по данному административному исковому заявлению.

Также, согласно решения Дульдургинского района Забайкальского края от 21.05.2012 года были удовлетворены исковые требования прокурора Дульдургинского района об обязании принять меры по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления. Правовым основанием для удовлетворения искового заявления явилось в том числе, подписанное соглашение о передаче администрацией района ряда своих полномочии администрации сельского поселения «Бальзино». Данный довод и приводился прокуратурой Дульдургинского района в исковом заявлении.

На основании изложенного считают, что для признания недействующим с момента принятия п.п. 2 п. 1.2 соглашений № 1,2,4,5,6,7,8,9,10 утвержденного решением Совета муниципального района «Дульдургинский район» от 26 декабря 2018 Года № 104 уадминистративного истца отсутствуют правовые основания.

просит суд:

Вудовлетворении административных исковыхтребованийпрокурора Дульдургинского района в интересах неопределенного круга лиц к Совету муниципального района «Дульдургинский район» о признании отдельных норм соглашений № 1,2,4,5,6,7,8,9,10 утвержденного решением Совета муниципального района «Дульдургинский район» от 26 декабря 2018 года № 104 недействующим с момента принятия отказать в полном объеме.

Определением суда от 15.08.2019г. к участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц    были привлечены администрация СП «Алханай», администрация СП «Ара-Иля», администрация СП «Дульдурга», администрация СП «Зуткулей», администрация СП «Таптанай», администрация СП «Токчин», администрация СП «Узон», администрация СП «Чиндалей», администрация СП «Иля».

Представители третьих лиц администрации СП «Алханай», администрации СП «Ара-Иля», администрации СП «Дульдурга», администрации СП «Зуткулей», администрации СП «Таптанай», администрации СП «Токчин», администрации СП «Узон», администрации СП «Чиндалей», администрации СП «Иля», извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда не явились.

От представителя третьего лица администрации СП «Иля» в суд поступило заявление о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие, в связи с занятостью на работе.

         На основании ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.

Помощник прокурора Дульдургинского района Быканов В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в административном исковом и просит суд заявленные требования удовлетворить. Также суду пояснил, что уточняет свои заявленные требования, так как в исковом заявлении ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» изложена неверно.

Представитель    административного ответчика администрации МР «Дульдургинский район» Дашиева Д.Б. исковые требования не признала в полном объеме по основаниям изложенным в возражении на заявленные административные исковые требования и суду пояснила, что решение о передачи части полномочии сельским поселениям вынесено законно и обоснованно. Просит суд отказать в удовлетворении административного искового заявления.

         Выслушав    стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Как указано в ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что Советом муниципального района «Дульдургинский район» от 26.12.2018г. было вынесено решение №104 «Об утверждении Соглашений с органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района «Дульдургинский район», о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района «Дульдургинский район» в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на 2019 год. Решение вступило в силу с момента его официального опубликования обнародования.

      В частности администрациям сельских поселении были переданы полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных услуг.

Соглашение было составлено с администрациями СП «Алханай», СП «Ара-Иля», СП «Дульдурга», СП «Зуткулей», СП «Таптанай», СП «Токчин», СП «Узон», СП «Чиндалей», СП «Иля».

В силу ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Пунктом 5 ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах" организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в пределах полномочий обеспечивает осуществление вопросами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Данная норма права регламентирована и п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Частью 2 ст. 16 ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в числе прочего размещение отходов производства и потребления.

В силу требований п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории, а именно:

-создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

-определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

-организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с требованиями частей 1, 2 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными званиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4 и часть 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в редакции от 30 декабря 2008 года) определяют, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с пунктами 1, 2, 6, 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов, осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается.

Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 апреля 2016 года N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район", в числе вопросов местного значения муниципального районаФедеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции указывал организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 14 части 1 статьи 15), а в нынешней редакции - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов;среди вопросов местного значения городского поселения до 1 января 2015 года называлась организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а после указанной даты - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14), при этом на межселенных территориях и территориях сельских поселений данный вопрос, по смыслу взаимосвязанных положений частей 3 и 4 статьи 14 и части 2 статьи 15 данного Федерального закона, подлежит разрешению органами местного самоуправления соответствующего муниципального района.

    В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных районов отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

     К вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ). При этом указанный вопрос местного значения может быть закреплен за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений (ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ).

В силу статьи 8.1. Федерального закона N 89-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

В силу п. 1 ст. 59 КАС РФ доказательств принятия закона, на основании которого осуществлено перераспределение полномочий между органами местного самоуправления, в данном случае администрацией муниципального района и администрацией сельского поселения, не имеется.

Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами в силу п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" с 01.01.2016 относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.Сама организация деятельности по обращению с отходами ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ, оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Факт заключения между субъектом Российской Федерации (Забайкальский край) и региональным оператором по осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, в частности на территории Дульдургинского района, также суду не представлен.

        Таким образом,    вынесенное Советом МР «Дульдургинский район» решение в части передачи полномочии по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, твердых коммунальных отходов не соответствует требованиям законодательства и вышеуказанное        решение в этой части нельзя признать законным. При таких обстоятельствах, оценив представленные материалы в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования    административного истца законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

          Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Дульдургинского района, удовлетворить.

Признать недействующими с момента принятия п.п. 2 п. 1.2 соглашения № 1 с администрацией сельского поселения «Алханай», п.п. 2 п. 1.2 соглашения № 2 с администрацией сельского поселения «Ара-Иля», п.п. 1.2 п. 1.2 соглашения № 4 с администрацией сельского поселения «Дульдурга», п.п. 2 п. 1.2 соглашения № 5 с администрацией сельского поселения «Зуткулей», п.п. 1 п. 1.2 соглашения № 6с администрацией сельского поселения «Таптанай», п.п. 2 п. 1.2 соглашения № 7 с администрацией сельского поселения «Токчин», п.п. 2 п. 1.2 соглашения 8 с администрацией-сельского поселения «Узон», п.п. 2 п. 1.2 соглашения № 9 с администрацией сельского поселения «Чиндалей», п.п. 2 п. 1.2 соглашения № 10 с администрацией сельского поселения «Иля» утвержденных решением Совета муниципального района «Дульдургинский район» от 26.12.2018 №104.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы в Дульдургинский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме 01 ноября 2019 года.

Судья Замиенова О.В.

Подлинник решения    находится в Дульдургинском районном суде в гражданском деле №2а-273/2019.

2а-273/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Дульдургинского района Иванов А.Г.
Ответчики
Совет муниципального района "Дульдургинский район"
Другие
Администрация СП "Алханай"
Администрация СП "Дульдурга"
Администрация СП "Зуткулей"
Администрация СП "Таптанай"
администрация СП "Иля"
Администрация СП "Ара-Иля"
администрация СП "Чиндалей"
Администрация СП "Узон"
Администрация СП "Токчин"
Суд
Дульдургинский районный суд Забайкальский края
Судья
Замиенова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
duldurginsky.abao.sudrf.ru
24.07.2019Регистрация административного искового заявления
25.07.2019Передача материалов судье
26.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
26.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2019Судебное заседание
01.10.2019Судебное заседание
09.04.2020Регистрация административного искового заявления
09.04.2020Передача материалов судье
09.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее