Решение по делу № 2-475/2021 от 25.08.2021

Дело № 2-475/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Бреды                                                                               21сентября 2021 года

Брединский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи Сысуева С.В.

при секретаре Бородиной А.В.

с участием прокурора Кешина А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брединского района Челябинской области к МКОУ «Комсомольская СОШ», Управлению образования Брединского муниципального района Челябинской области, Администрации Брединского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности обеспечить охрану здания, контрольно-пропускным пунктом

                                                  У С Т А Н О В И Л :

          Прокурор Брединского района Челябинской области обратился в Брединский районный суд с иском к МКОУ «Комсомольская СОШ», Управлению образования Брединского муниципального района Челябинской области, Администрации Брединского муниципального района о возложении обязанности по обеспечению здания школы охраной объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями внемедоственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудованию основных входов в здание контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), а при недостаточности денежных средств у МКОУ «Комсомольская СОШ» денежных средств возложить обязанности на Администрацию Брединского муниципального района обязанность по финансированию выполнения данных мероприятий, обосновав свои требования тем, что отсутствие в здании школы данного оборудования и пунктов влияет на безопасность учащихся школы – несовершеннолетних детей, их родителей и работников учреждения и противоречит требованиям законодательства.

В судебном заседании прокурор Кешин А.П. исковые требования поддержал, пояснив, что не выполнение данных требований противоречит требованиям нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

Представитель ответчика - МКОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа » в суд не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, возражений против иска не представил.

Представитель ответчика Управления образования Брединского муниципального района Челябинской области в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав в отзыве на иск о необходимости предоставления периода для устранения данных нарушений до конца 2022года.

Представитель ответчика Администрации Брединского муниципального района Челябинской области в суд не    явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в отзыве указал, что школа является самостоятельным юридическим лицом, Управление образования также включено в реестр юридических лиц, в деятельность которого Администрация как учредитель не вмешивается, для осуществления данных действий управлением образования должны быть поданы заявки для включения таких расходов в бюджет района. В случае удовлетворения иска просят установить срок для исполнения решения до 31.12.2022года.

          Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились в связи с чем, суд считает возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела полагает исковые требования прокурора удовлетворить в силу следующих оснований:

Согласно ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 23 указанного Федерального закона предусмотрено, что, общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

В соответствии п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с пп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009, а также Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Пункт 13 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009, предусматривает, что предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям:

а) создание системы противодействия идеологии терроризма;

б) осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

в) усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов.

В соответствии с пп. «е» п.21 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009, к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относится организационно-технические меры (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

На основании п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Согласно п. 4.18, 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утверждены приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, здания дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных учреждений, домов-интернатов для инвалидов и престарелых, домов для детей-инвалидов, лечебных учреждений должны быть оборудованы каналом передачи информации на пульт центрального наблюдения. Для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Согласно ч. 1, 3, 6 и 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: - материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; - создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Пункт 8 части 1 ст.41 указанного закона предусматривает, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    В судебном заседании установлено, что согласно п.п. 1.4, 1.5, 1.6 Устава, МКОУ Комсомольская СОШ является муниципальным казенным общеобразовательным учреждением, а учредителем и собственником имущества МКОУ является администрация Брединского муниципального района. Финансовое обеспечение деятельности МКОУ осуществляется учредителем за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы. От имени учредителя его определенные функции осуществляет Управление образования администрации Брединского муниципального района.

Прокуратурой района на основании п. 2.3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 17.05.2018 № 295 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму» проведена проверка исполнения законов об антитеррористической защищенности объектов образования.

В ходе проверки установлено, что МКОУ «Комсомольская СОШ» допущены нарушения п. 25 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»: - отсутствует оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); - не оборудованы основные входы в здание контрольно-пропускными пунктами (постами охраны.

В силу п. 6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 4 ст. 3, п. 3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями

Часть 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности образовательного учреждения является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Наличие вышеуказанных недостатков в МКОУ «Комсомольская СОШ» влечет значительное снижение уровня антитеррористической защищенности образовательного учреждения и в случае совершения на его территории (в его помещениях) преступления террористической направленности (террористический акт, захват заложника и др.) может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.

По фактам выявленных нарушений прокурором района ранее в адрес главы Брединского муниципального района внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений и решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.

Согласно ответа главы Брединского муниципального района на представление прокурора района, администрацией района проводится сбор информации о необходимом объеме финансирования для выполнения требований Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Однако до настоящего времени выявленные нарушения закона не устранены.

Выполнение обязанности по выполнению требований Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 направлено на обеспечение безопасности несовершеннолетних воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности и укрепление антитеррористической защищенности здания образовательного учреждения. Посредством безопасности личности обеспечиваются в конечном счете интересы гражданского общества, правового государства и национальной безопасности.

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное наличие в образовательных учреждении    охраны, контрольно-пропускных пунктов, помещения для охраны с установкой системы видеонаблюдения, стационарных или ручных металлоискателей.

Доказательств исполнения данных мероприятий    и наличия соответствующего оборудования в здании школы, ответчиками суду, в нарушение положений статьи 56 ГПК Российской Федерации, не представлено.

Согласно пунктов 1.1,1.2.,1.4,5.8 Устава МКОУ «Комсомольская СОШ» школа является некоммерческой организацией, по своей организационно-правовой форме относится к муниципальным казенным учреждениям. Учредителем школ является муниципальное образование Брединский муниципальный район Челябинской области в лице администрации Брединского муниципального района Челябинской области. Собственником имущества каждой школы является администрация Брединского муниципального района Челябинской области. Финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств областного и муниципального бюджета, средств, получаемых от учредителя.

В силу статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

Пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 05 мая 2014 года N 99-ФЗ) установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В силу приведенных правовых норм, являясь учредителем и собственником имущества каждой из школ, администрация Брединского муниципального района Челябинской области несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданных им общеобразовательных учреждений.

В силу пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Из Устава школы следует, что по организационно-правовой форме школа является муниципальным учреждением, по типу – казенным образовательным учреждением.

Согласно Устава Комсомольская СОШ, учредителем школы является муниципальное образование Брединский муниципальный район в лице администрации Брединского муниципального района. За школой учредитель на праве оперативного управления закрепляет имущество, принадлежащее учредителю на праве собственности, которым владеет, пользуется и распоряжается школа в пределах, установленных законом, в соответствии с уставными целями деятельности, заданиями учредителя, назначением.

В соответствии с Положением об Управлении образования администрации Брединского муниципального района Управление образования является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к подведомственным муниципальным казенным образовательным учреждениям, находящимся на территории Брединского муниципального района. (п.1.15.) Через централизованную бухгалтерию Управления образования осуществляется финансирование расходов на предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а так же дополнительного образования в образовательных учреждениях в пределах бюджетных ассигнований. (п. 1.14,п.1.15.) К функциям Управления образования отнесено обеспечение выполнения администрацией района полномочий по решению вопросов местного значения в области организации предоставления образования, определение условий, порядка формирования и финансового обеспечения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципальными образовательными организациями ; осуществление контроля за соблюдением условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья учащихся, выполнением санитарных норм и правил в муниципальных образовательных организациях. Кроме того, Управление образования администрации Брединского района является главным распорядителем бюджетных средств по разделу «Образование».

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической безопасности является обязанностью администрации Брединского муниципального района, самого образовательного учреждения, а также отраслевого органа администрации -Управления образования, осуществляющего в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения в области образования и управления муниципальным имуществом.

Отсутствие в здании общеобразовательного учреждения охраны, контрольно-пропускных пунктов нарушает требования Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» о безопасности обучающихся, работников учреждения во время образовательного процесса свидетельствует о непринятии образовательным учреждением всех мер, направленных на предупреждение антитеррористической защищенности и технической укрепленности здания образовательного учреждения, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости возложения на МКОУ «Комсомольская СОШ», а при недостаточности собственных средств обязанность по финансированию указанных мероприятий    возложить на администрацию Брединского муниципального района Челябинской области и Управление образования Брединского муниципального района, что соответствует требованиям п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления".

При определении срока для    устранения имеющегося нарушения действующего законодательства в части обеспечения безопасности учащихся и работников общеобразовательных учреждений     суд принимает во внимание    те обстоятельства, что разрешение заявленных    требований хотя не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств и не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий вообще,    однако учитывает         реальную возможность ответчиков совершить указанные в судебном решении действия, а также наличие особенностей при формировании бюджета муниципального образования, количество      школ в районе, что требования предъявлены по каждому    образовательному учреждению, возможность приобретения соответствующего оборудования, его монтаж с использованием установленных законом процедур закупок (аукциона), в связи с чем, полагает установить срок девять месяцев со дня вступления решения в законную силу, что отвечает требованиям разумности и реальной возможности исполнить судебное решение.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Брединского района Челябинской области удовлетворить.

Обязать МКОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа », расположенное по адресу <адрес> «А», в срок 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану здания образовательного учреждения, находящегося по адресу <адрес> «А»    сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать основные входы в здание контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).

При недостаточности денежных средств у муниципального казенного общеобразовательного учреждения МКОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа » возложить на его учредителя Администрацию Брединского муниципального района Челябинской области и Управление образования Брединского муниципального района Челябинской области обязанность по финансированию из средств местного бюджета мероприятий по обеспечению охраны здания образовательного учреждения, расположенного в <адрес> «А»» »    сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать основные входы в здание контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Брединский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

              Судья                                                                         Сысуева С.В.

Мотивированное решение

изготовлено 24.09.2021г

2-475/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Брединского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Управление образования администрации Брединского муниципального района,
МКОУ Комсомольская СОШ
Администрация Брединского Муниципального района Челябинской области
Суд
Брединский районный суд Челябинской области
Судья
Сысуева С.В.
Дело на сайте суда
bred.chel.sudrf.ru
25.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.08.2021Передача материалов судье
25.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2021Судебное заседание
24.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2021Дело оформлено
03.11.2021Дело передано в архив
21.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее