РЕШЕНИЕ дело №2-253/2020
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Грахово Удмуртской Республики 16 марта 2020 года
Кизнерский районный суд Удмуртской Республики в составе
председательствующего судьи Ильиной Е.В.
при помощнике судьи Савиных С.А.,
с участием истца - помощника прокурора Граховского района Удмуртской Республики Леконцевой И.А.,
представителя ответчика - Администрации муниципального образования «Граховский район» Удмуртской Республики Крестьянинова Е.Г., действующего на основании доверенности № 19-29 от 25.09.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Граховского района Удмуртской Республики к Администрации муниципального образования «Новогорское» Граховского района Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования «Граховский район» Удмуртской Республики о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения,
установил:
Прокурор Граховского района Удмуртской Республики обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МО «Новогорское» Граховского района Удмуртской Республики, Администрации МО «Граховский район» Удмуртской Республики о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по ул.Быковская д.Кокшан Граховского района Удмуртской Республики, свои требования мотивирует следующими обстоятельствами.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения Администрацией МО «Новогорское» законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории Граховского района.
В результате проведенной проверки установлено, что автомобильная дорога, расположенная по ул.Быковская д.Кокшан Граховского района Удмуртской Республики, протяженностью 2 км (идентификационный № ОП МП 013), входящая в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Новогорское», утвержденного постановлением Администрации МО «Новогорское» от ДД.ММ.ГГГГ, не паспортизирована.
Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения.
Отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог, что находится в причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения МО «Новогорское».
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с данным заявлением с целью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, публично-правовых образований.
Прокурор района просит обязать Администрацию МО «Новогорское» и Администрацию МО «Граховский район» в срок до 01.02.2021 года произвести паспортизацию вышеуказанной автомобильной дороги.
В судебном заседании помощник прокурора района исковое заявление поддержала по тем же основаниям, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации МО «Новогорское» в судебное заседание не явился. В своем заявлении от 16.03.2020г. Глава Администрации МО «Новогорское» Кулаков С.А. просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по иску не представил, выразил письменное согласие с иском.
Представитель ответчика Администрации МО «Граховский район» Крестьянинов Е.Г. с исковыми требованиями прокурора согласен полностью.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие ответчика Администрации МО «Новогорское», надлежащим образом уведомленном о времени судебного заседания.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При удовлетворении исковых требований прокурора суд принимает во внимание следующие правовые нормы.
В силу положений ст.17 Федерального закона РФ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Частями 1, 8 ст.6 Закона № 257-ФЗ установлено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 утверждена «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в силу п.п.4 п.9 классификации в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Согласно строительным нормам ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Минавтодором РСФСР 05.02.1982г., все автомобильные дороги общего пользования подлежат техническому учету и паспортизации. Учет и паспортизацию проводят по каждой дороге в отдельности. Паспортизация автомобильных дорог проводится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.В соответствии с п.7 ст.3 Закона № 257-ФЗ владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ст.3 Закона № 257-ФЗ дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Частью 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 № 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится: в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
Исходя из взаимосвязанных положений ч.3 ст.14 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона УР от 13.07.2005 № 42-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике», ч.2 ст.13 Закона № 257-ФЗ, вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно п. 5.1 ст. 7.2 Устава МО «Граховский район» к числу полномочий органов местного самоуправления района отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В соответствии с ч.4 ст.15 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и соглашения от 19.12.2019г. полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них переданы Администрации МО «Новогорское».
Указанная в исковом заявлении автомобильная дорога отнесена к дорогам общего пользования местного значения, не состоит в перечне автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения.
Из материалов проверки следует, что автомобильная дорога, расположенная по ул.Быковская д.Кокшан Граховского района Удмуртской Республики, протяженностью 2км, не паспортизирована.
Ответчики не оспаривают утверждение прокурора, что отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог, что находится в причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, затрагивает интересы граждан, проживающих на территории данного поселения.
Доводы прокурора подтверждены материалами дела, в том числе информацией МО «Новогорское» от 30.01.2020г. в адрес прокурора района, что паспортизация упомянутой дороги не проведена, вышеназванным соглашением МО «Новогорское» с Администрацией МО «Граховский район» и актом приема-передачи дорог к нему, признанием ответчиками иска.
В силу приведенных норм исполнение требований нормативно-правовых актов по паспортизации дороги является обязанностью ответчиков - органа местного самоуправления поселения и района. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности как граждан, проживающих на территории поселения и района, так и неопределенного круга лиц, пользующихся дорогой.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Граховского района Удмуртской Республики к Администрации муниципального образования «Новогорское» Граховского района Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования «Граховский район» Удмуртской Республики о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Граховский район» Удмуртской Республики, Администрацию муниципального образования «Новогорское» Граховского района Удмуртской Республики в срок до 01.02.2021г. произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по ул.Быковская д.Кокшан Граховского района Удмуртской Республики, протяженностью 2 км.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики УР в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Кизнерский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 21.03.2020г.
Судья Е.В. Ильина