Дело № 2а-233/2021
75 RS 0006-01-2021-000528-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Акша 16 декабря 2021 года
Акшинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Страмиловой Н.В., при секретаре Елистратовой Ж.А., с участием помощника прокурора Акшинского района Солтановой С.Р., представителя администрации муниципального района «Акшинский район» Бутылкиной Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Акшинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Акшинский район», МБОУ «СОШ с.Нарасун» о возложении обязанности по проведению технического обследования здания,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Акшинского района Гладченко И.С. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя его следующим.
Прокуратурой Акшинского района проведена проверка исполнения законодательства об образовании, обеспечении безопасности детей в период образовательного процесса в деятельности МБОУ «СОШ с.Нарасун».
В результате проверки установлено, что в нарушение п.п.4.1, 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» МБОУ «СОШ с.Нарасун», не проведено обследование основного и дополнительного зданий школы, расположенных по адресу: с.Нарасун, ул.Комсомольская, 9 с использованием современных средств технической диагностики и привлечением специализированных организаций. В технических паспортах основного и дополнительного зданий МБОУ «СОШ с.Нарасун» от 21.05.2012 г. и 15.01.2012г. отсутствуют сведения об обследованиях указанных зданий с даты составления паспортов.
Собственником здания образовательной организации является администрация МР «Акшинский район».
Просит обязать МБОУ «СОШ с.Нарасун» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести техническое обследование состояния основного и дополнительного зданий школы, расположенных по адресу: Забайкальский край, Акшинский район, с.Нарасун, ул.Комсомольская, 9 в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
При недостаточности денежных средств у МБОУ «СОШ с.Нарасун» возложить на Администрацию МР «Акшинский район» обязанность профинансировать выполнение требований о проведении технического обследования состояния основного и дополнительного зданий школы, расположенных по адресу: Забайкальский край, Акшинский район, с.Нарасун, ул.Комсомольская, 9 в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Акшинского района Солтанова С.Р. административные исковые требования по существу поддержала по основания, приведенным в административном иске, уточнила требования в части срока исполнения решения суда, просила установить срок административным ответчикам для исполнения решения суда – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика администрации МР «Акшинский район» Бутылкина Г.В. с учетом уточнений требований административного иска, признала требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика МБОУ «СОШ с.Нарасун» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в т.ч. обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий (п.п. 8,10 ст.41 вышеуказанного Закона).
Согласно статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов (ч.5).
В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (ч.6).
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации (ч.7).
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (ч.8).
Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения (ч.9).
Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 утверждено "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", включающее в себя правила и нормы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Пунктом 3 указанного Положения установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов.
Техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории (п.3.1).
Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики (п.3.2).
Плановые осмотры должны подразделяться на общие и частичные. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах - техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства (п.3.3.).
Общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью (п.3.5).
Общие осмотры жилых зданий должны осуществляться комиссиями в составе представителей жилищно-эксплуатационных организаций и домовых комитетов (представителей правлений жилищно-строительных кооперативов). Общие осмотры объектов коммунального и социально-культурного назначения должны производиться комиссией в составе главного инженера (инженера по эксплуатации) учреждения или предприятия, ведающего эксплуатацией здания, техника-смотрителя (коменданта). В необходимых случаях в комиссии могут включаться специалисты-эксперты и представители ремонтно-строительных организаций (п.3.7).
Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.
Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте (п.3.9).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (ст.36 вышеуказанного Закона).
Для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений, Приказом Росстандарта от 27.12.2012 N 1984-ст утвержден "ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния".
Согласно пунктам 4.1., 4.3., вышеуказанного ГОСТа, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (п.4.3).
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции (п. 5.1.1).
При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; стены, колонны, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); - балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания (п. 5.1.3).
По результатам обследования технического состояния здания (сооружения) составляют паспорт конкретного здания (сооружения), если он не был составлен ранее, или проводят уточнение паспорта, если он был составлен ранее (п. 5.1.19).
В результате проведенной прокуратурой Акшинского района проверки установлено, что в МБОУ «СОШ с.Нарасун» не проведено техническое обследование состояния основного и дополнительного зданий школы, расположенных по адресу: с.Нарасун, ул.Комсомольская, 9 с использованием современных средств технической диагностики с привлечением специализированных организаций. В технических паспортах от 15.01.2012года и 21.05.2012года отсутствуют сведения об обследованиях указанных зданий с даты составления паспортов.
Указанное нарушает права обучающихся на безопасные условия обучения, может повлечь существенное нарушение прав учащихся образовательной организации, причинить вред их жизни и здоровью.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Акшинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Нарасун» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу провести техническое обследование состояния основного и дополнительного зданий школы, расположенных по адресу: Забайкальский край, Акшинский район, с.Нарасун, ул.Комсомольская, 9 в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
При недостаточности денежных средств у «МБОУ СОШ с. Нарасун» возложить на администрацию муниципального района «Акшинский район» обязанность профинансировать проведение технического обследования состояния основного и дополнительного зданий школы, расположенных по адресу: Забайкальский край, Акшинский район, с.Нарасун, ул.Комсомольская, 9 в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Акшинский районный суд.
Судья Н.В. Страмилова
Решение в окончательной форме изготовлено 16.12.2021 года