Дело № 2а-254/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2020 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Солдатковой Р.А.,
при секретаре Плужниковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области к Шмакову Сергею Сергеевичу о взыскании недоимки и пени по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
административный истец МИФНС России №7 по Оренбургской облает обратился в суд с административным исковым заявлением к Шмакову С.С. о взыскании недоимки по налогам и пени.
В обосновании заявленных требований указал, административный ответчик Шмаков С.С. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщик Шмаков С.С. имеет в собственности:
- жилой дом, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>;
- жилой дом, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>;
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>;
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>Г;
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес> <адрес>;
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>;
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>, в восточной части кадастрового квартала <данные изъяты>;
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>, в восточной части кадастрового квартала <данные изъяты>;
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>, <адрес>
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>;
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>;
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>;
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>, в восточной части кадастрового квартала <данные изъяты>;
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>, в восточной части кадастрового квартала <данные изъяты>
Межрайонной ИФНС России № 7 по Оренбургской области было направлено налогоплательщику налоговое уведомление № 2382493 от 29 августа 2018 года о необходимости уплаты за 2015-2017 года имущественных налогов. Задолженность погашена не была.
В связи с наличием недоимки по налогу налогоплательщику по почте были направлены требования:
- № 22344 по состоянию на 26 ноября 2017 года об уплате налога и (или) пени по сроку исполнения до 19 января 2018 года;
- № 28709 но состоянию на 21 июня 2018 года об уплате налога и (или) пени по сроку исполнения до 09 августа 2018 года;
- № 20877 по состоянию па 22 июня 2018 года об уплате налога и (или) пени по сроку исполнения до 10 августа 2018 года;
- № 4056 по состоянию на 30 января 2019 года об уплате налога и (или) пени по сроку исполнения до 18 марта 2019 года;
- № 15258 по состоянию на 11 декабря 2018 года об уплате налога и (или) пени по сроку исполнения до 08 января 2019 года.
Указанные требования налогоплательщиком не исполнены.
В связи с чем инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей был вынесен судебный приказ от 08 мая 2019 года № 2а-4-0029/2019 о взыскании сумм налога и пени. От должника поступили возражения, в связи с чем судебный приказ отменен определением от 15 июля 2019 года.
Просят суд взыскать со Шмакова С.С. недоимку за 2015-2017 гг.:
- налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 12 рублей за 2016 год;
- налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 122 рубля и пени в размере 4,28 рубля за 2016-2017 гг.;
- пени по транспортному налогу в размере 890,50 рублей;
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 2452 рубля за 2016-2017 гг. и пеня в размере 36,04 рублей;
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 241 734 рубля за 2017 год и пени в размере 3 537,03 рублей.
Административный истец своего представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Шмаков С.С. в судебное заседание не явился, извещение надлежащее, письменный отзыв либо возражения не направил.
Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие сторон на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.
В статье 57 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (статья 8 НК РФ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налога в порядке статьи 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч.4 ст.69 НК РФ).
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу части 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (часть 1 статьи 393 НК РФ).
Согласно статьи 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В статье 391 НК РФ закреплено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Из материалов административного дела следует, что Шмаков С.С. является собственником следующих объектов недвижимости:
- жилой дом, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>;
- жилой дом, с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>;
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>;
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>Г;
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>;
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>;
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>, в восточной части кадастрового квартала <данные изъяты>;
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>, в восточной части кадастрового квартала <данные изъяты>;
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>, <адрес>
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>;
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>;
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>;
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>, в восточной части кадастрового квартала <данные изъяты>;
- земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>, в восточной части кадастрового квартала <данные изъяты>.
Налоговым органом Шмакову С.С. за вышеуказанные объекты исчислен к уплате земельный налог. В соответствии с действующим законодательством Шмакову С.С. были направлены налоговые уведомления об уплате земельного налога за 2016-2017 гг.:
- № 3018698 от 06.08.2017 года, согласно которого следует уплатить земельный налог в размере 3386 руб., а также налог на имущество физических лиц в размере 81 руб. за 2016 год не позднее 01.12.2017 года.
- № 2382493 от 29.08.2018 года, согласно которого следует уплатить земельный налог в размере 245078 руб., налог на имущество физических лиц в размере 41 руб., налог на доходы физических лиц в размере 12 руб. за 2017 год не позднее 03.12.2018 года.
Установлено, что суммы налога не были уплачены в установленный срок, в связи с чем административному ответчику налоговым органом были направлены налоговые требования об уплате суммы налога и пени:
- № 22344 по состоянию на 26.11.2017 года об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 5280 руб., пени – 1782,42 руб. и 256,35 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений – 70 руб. и 770 руб., пени – 4 коп. и 7,40 руб., недоимки по земельному налогу – 770 руб., 104 руб., 78 руб., и 1489 руб., пени – 28 коп., 5 копеек, 8,25 руб. и 157,53 руб. со сроком исполнения до 19.01.2018 года;
- № 28709 по состоянию на 21.06.2018 года об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 6000 руб., пени – 849,77 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений – 70 руб., пени – 17 коп., недоимки по земельному налогу – 1489 руб. и 78 руб., пени – 3,68 руб. и 19 коп. со сроком исполнения до 09.08.2018 года;
- № 20877 по состоянию на 22.06.2018 года об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 81 руб., пени – 4,10 руб. со сроком исполнения до 10.08.2018 года;
- 15258 по состоянию на 11.12.2018 года об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ в размере 12 руб. со сроком исполнения до 08.01.2019 года;
- 4056 по состоянию на 30.01.2019 года об уплате пени по земельному налогу в размере 3533,35 руб. и 35,84 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений – 41 руб., недоимки по земельному налогу – 241734 руб. и 2452 руб. со сроком исполнения до 18.03.2019 года.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что данные требования об уплате недоимки по земельному налогу и пени оставлены без удовлетворения. Доказательств оплаты недоимки и пени административным ответчиком в материалы дела не представлено.
Проверяя расчет, суд установил, что налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 122 руб., пеня в размере 4,28 руб., а также пеня по транспортному налогу в размере 890,50 руб. не выставлены ни в одном из требований. Кроме того, заявленная к взысканию пеня на земельный налог в размере 36,04 руб. и 3537,03 руб. в требовании № 4056 указаны в ином размере, а именно 35,84 руб. и 3533,35 руб. соответственно.
Таким образом, разрешая заявление требований, проверив расчет задолженности по налогам, а также соблюдение налоговым органом процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность, предшествующую обращению в суд, учитывая, что административным ответчиком обязательства по уплате земельного налога не исполнены, суд соглашается с расчетом задолженности по налогам в части взыскания:
- налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 12 руб. за 2016 год;
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 2 452 руб. за 2016-2017 гг. и пеня в размере 35,84 руб.;
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 241 734 руб. за 2017 год и пени в размере 3 533,35 руб.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суду необходимо проверить соблюдение срока обращения в суд. Данная обязанность суда предусмотрена в ч. 6 ст. 289 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно абзаца 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как усматривается из материалов дела, в самом раннем требовании № 22344 установлен срок уплаты недоимки и пени до 19.01.2018 года.
Таким образом, с учетом того, что сроком исполнения самого раннего требования является 19.01.2018 года, срок для взыскания налоговой задолженности и пени истечет 19.07.2021 года (19.01.2018 года плюс 3 года 6 месяцев).
Установлено, что МИФНС № 7 по Оренбургской области в течение установленного абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ срока обратилась 06.05.2019 года к мировому судье судебного участка № 4 Оренбургского района с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Шмакова С.С.
08 мая 2019 года мировым судьей судебного участка № 4 Оренбургского района Оренбургской области вынесен судебный приказ о взыскании недоимки и пени.
Определением мирового судьи судебного участка № 4 Оренбургского района от 15.07.2019 года вышеуказанный судебный приказ отменен в связи с подачей возражений Шмаковым С.С.
Обращение в Оренбургский районный суд с настоящим административным иском последовало 06.12.2019 года, то есть в пределах установленного законом срока.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела, суд устанавливает, что срок для обращения в суд по заявленным требованиям налоговым органом не пропущен.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, поскольку установленный срок исполнения требований об уплате земельного налога и пени истек, административным ответчиком добровольно указанные требования не исполнены, доказательств тому в нарушение положений статьи 62 КАС РФ не представлено, суд признал расчет верным в части, установленный законом срок для обращения в суд административным истцом не пропущен, суд считает заявленные требования МИФНС России № 7 по Оренбургской области обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Административный истец при подаче административного иска освобождался от уплаты государственной пошлины в силу закона.
Поскольку заявленные требования МИФНС № 7 по Оренбургской области удовлетворены частично, на основании статьи 114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО Оренбургский район в размере 5677,67 руб.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области удовлетворить частично.
Взыскать со Шмакова Сергея Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 12 руб. за 2016 год; недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 2 452 руб. за 2016-2017 гг. и пеню в размере 35,84 руб.; недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 241 734 руб. за 2017 год и пеню в размере 3 533,35 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Задолженность по налогам перечислить на:
счет 40101810200000010010
БИК: 045354001,
отделение Оренбург, УФК по Оренбургской области,
ИНН: 5612034171,
КПП: 561201001,
код бюджетной классификации по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации 18210102030011000110, код ОКАТО (ОКТМО) 53634445,
код бюджетной классификации по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 241 734 руб. 18210606043101000110, код ОКАТО (ОКТМО) 53634445,
код бюджетной классификации по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 2452 руб. 18210606043101000110, код ОКАТО (ОКТМО) 53634468,
код бюджетной классификации по пене на земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 3 533,35 руб. 18210606043102100110, код ОКАТО (ОКТМО) 53634445,
код бюджетной классификации по пене на земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 35,84 руб. 18210606043102100110, код ОКАТО (ОКТМО) 53634468.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области отказать.
Взыскать со Шмакова Сергея Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, в доход бюджета муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области государственную пошлину в размере 5677,67 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Оренбургский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19.02.2020 года.
Судья: Р.А.Солдаткова