Кумторкалинский районный суд РД в суде первой инстанции - №а-268/2021
судья ФИО3 УИД 05RS0№-98
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 августа 2021 года по делу №а-4665/21, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джарулаева А.-Н.К.,
судей Магомедовой З.А. и Абдулхалимова М.М.,
с участием прокурора Ибрагимовой А.М.,
при секретаре судебного заседания Яхъяеве Т.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по РД об установлении административного надзора в отношении осужденного ФИО1
по апелляционной жалобе административного ответчика ФИО1
на решение Кумторкалинского районного суда Республики Дагестан от <дата>.
Заслушав доклад судьи ФИО13, выслушав объяснения административного ответчика ФИО1, просившего решение суда отменить, в удовлетворении административного искового заявления отказать, возражения представителя административного истца ФКУ ИК-7 УФСИН России по РД по доверенности ФИО6, просившей решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, заключение прокурора ФИО4, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия,
установила:
Начальник ФКУ ИК-7 УФСИН России по РД ФИО7 обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного ФИО1, освобождаемого из мест лишения свободы, указав, что он отбывает наказание за совершение преступлений, предусмотренных ч.4 ст.160, ч.4 ст.160, ч.1 ст.293, ч.3 ст.69 УК РФ, по которым он осужден <дата> приговором Грозненского гарнизонного военного суда Чеченской Республики к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Отбывает наказание за совершение тяжкого преступления в ФКУ ИК-7 УФСИН России по РД, начало срока: <дата>, конец срока:<дата>
За весь период отбывания наказания допустил 1 нарушение установленного порядка отбывания наказания, за что привлекался к дисциплинарной ответственности в виде помещения в ШИЗО на 15 суток, имеет 4 поощрения, зарекомендовал себя с положительной стороны. За грубое нарушение требований ИУ постановлением начальника ИУ от <дата> был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Просит суд установить ФИО1 административный надзор сроком на три года с установлением административных ограничений.
Решением Кумторкалинского районного суда Республики Дагестан от <дата>, постановлено:
«Административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по РД удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении ФИО1, <дата> года рождения, уроженца поселка <адрес> Республики Дагестан на срок 1 (один) год, исчислив этот срок со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства или пребывания.
Установить в отношении ФИО1 следующие административные ограничения:
- запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях;
- запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания, в период с 22 часов до 06 часов утра;
- запретить выезд за пределы муниципального образования по месту жительства или пребывания;
- обязать являться один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации».
В поданной административным ответчиком ФИО1 апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене судебного акта, указывая, что за весь период отбывания наказания в ИК-7 имел только одно взыскание от 08.04.2019г., которое было погашено поощрением в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания 06.11.2019г. Также имел четыре поощрения с 8.04.2019г. по 05.11.2019г., положительно характеризовался, был трудоустроен, получил среднее специальное образование, принимал участие в спортивных мероприятиях, а также мероприятиях по благоустройству территории.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора <адрес> РД ФИО8, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора регулируются главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от <дата> N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 названного Закона, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении <.>.
2. Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: 2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от <дата> N 64-ФЗ:
1. В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
2. Обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы <.>, выезда за установленные судом пределы территории;
<.> поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В соответствии со ст. 273 КАС РФ, суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения, перечисленные в Федеральном законе, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от <дата> N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в отношении указанных лиц административный надзор устанавливается в том случае, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", за названными лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, административный надзор устанавливается в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (абз. 2 п. 3).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 осужден <дата> приговором Грозненского гарнизонного военного суда за совершение преступлений, предусмотренных ч.4 ст.160, ч.4 ст.160, ч.1 ст.293, ч.3 ст.69 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, без штрафа.
Осужденный ФИО1 отбывал наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима ФКУ "ИК-7 УФСИН России по Республике Дагестан", расположенной в пос. Н.Тюбе, <адрес> Республики Дагестан.
Постановлением Врио начальника ФКУ "ИК-7 УФСИН России по Республике Дагестан" от <дата> ФИО1 был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (л.д.17).
<дата> осужденный ФИО1 подлежит освобождению из ФКУ "ИК-7 УФСИН России по Республике Дагестан", в связи с отбытием срока наказания.
Как усматривается из представленных по запросу суда апелляционной интсанции сведениям, постановлением Кумторкалинского районного суда РД от <дата>, ФИО1 освобожден условно-досрочно от отбывания наказания, назначенного ему по приговору Грозненского гарнизонного военного суда от <дата> Согласно Распоряжению об исполнении вступившего в законную силу постановления, постановление вступило в законную силу 16.06.2021г. и подлежит исполнению. Согласно письма за подписью начальника отдела специального учета ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Дагестан ФИО9 на основании постановления, вступившего в законную силу ФИО1 освобожден от отбытия не отбытого срока наказания 1 год 11 месяцев 28 дней <дата> и убыл в РД, <адрес>.
На момент подачи настоящего административного искового заявления в суд ФИО1 еще находился по месту отбывания наказания.
Таким образом, судом достоверно установлено, что ФИО1 осужден за совершение преступлений, относящихся к категории тяжких, судимость не погашена и не снята, в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, освобождается из мест лишения свободы условно-досрочно, то есть является лицом, в отношении которых устанавливается административный надзор на основании п. 1 ч. 3 ст. 3 указанного выше Федерального закона.
Как также установлено судом и следует из представленной в материалах дела характеристики, выданной ФКУ "ИК-7 УФСИН России по Республике Дагестан", ФИО1 за отбытый срок наказания характеризуется с положительной стороны, за время отбывания наказания допустил 1 нарушение установленного порядка отбывания наказания.
Согласно справке о поощрениях и взысканиях за отбытый срок наказания ФИО1 был привлечен к дисциплинарной ответственности <дата>-ШИЗО-15 суток, был поощрен 4 раза, в том числе <дата>-досрочное снятие ранее наложенного взыскания от <дата>.
Разрешая заявленные административным истцом требования, районный суд, руководствуясь приведенными выше нормами права, учитывая совокупность предоставленных доказательств, обстоятельства, положенные в основу постановления о признании административного ответчика злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, характер допущенных нарушений, последующее поведение административного ответчика в исправительном учреждении после признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, срок, истекший с момента признания административного ответчика злостным нарушителем порядка отбывания наказания, суд, первой инстанции обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных ФКУ "ИК-7 УФСИН России по Республике Дагестан" требований об установлении административного надзора в отношении ФИО1, установив его с учетом приведенного выше, на 1 год.
Срок административного надзора судом правильно исчислен с учетом требований п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Установленные судом административные ограничения отвечают обстоятельствам и степени опасности совершенного ФИО1 преступлений, и способствуют предупреждению совершения им преступлений и других правонарушений.
В силу п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 15) выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить указанные выше административные ограничения.
Все перечисленные в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 15 обстоятельства, которые должны учитываться при установлении видов административных ограничений, судом при установлении административному ответчику административного надзора учтены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Установленные судом административные ограничения не носят произвольного характера, поскольку принимая решения в данной части, суд первой инстанции учел характер и степень общественной опасности совершенного ФИО1 преступления, обстоятельства его совершения, поведение осужденного за весь период отбывания наказания, и данные характеризующих его личность.
Следует отметить, что административный надзор не является повторным наказанием и согласно ст. 2 Федерального закона от <дата> N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Закона преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Из смысла вышеприведенной нормы следует, что административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц.
Установленные в отношении административного ответчика административные ограничения, соответствуют целям предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, а также оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Кроме того, в дальнейшем поднадзорное лицо не лишено возможности обратиться в суд в соответствии с положениями ст.ст.10, 11 Федерального закона от <дата> N 64-ФЗ с заявлением о досрочном прекращении административного надзора либо о частичной отмене установленных судом административных ограничений, в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, которые могут быть связаны, в том числе и с решением вопросов трудоустройства, получения медицинской помощи и пр.
Вопреки приведенным выше требованиям закона, административный ответчик в обоснование своих возражений не предоставил судам первой и апелляционной инстанций доказательств о несоразмерном ограничении его прав и законных интересов вследствие установления административного надзора и назначения административных ограничений.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции находит выводы суда основанными на исследованных судом доказательствах, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству, приведенные доводы жалобы несостоятельными, в связи с чем, оснований для отмены либо изменения решения в апелляционном порядке не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика судебная коллегия находит неубедительными и не обоснованными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 308,309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кумторкалинского районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Кумторкалинский районный суд Республики Дагестан.
Председательствующий А.-Н.К.Джарулаев
Судьи З.А. Магомедова
М.М.Абдулхалимов
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>