Дело № 3а-44/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Нициевской Л.Н.,
с участием представителя административного истца Безгодовой С.А., действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю Костаревой Т.Э., действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра» филиала по Пермскому краю Зотовой Т.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 22 января 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Римм Татьяны Эдуардовны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
Римм Т.Э. обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, площадью 908 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 11 сентября 2013 года.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что Римм Т.Э. является долевым собственником указанного земельного участка, учитывая порядок определения размера налогообложения, установленный действующим законодательством, кадастровая стоимость земельного участка, существенно превышает рыночную стоимость объекта недвижимости, что нарушает права истца как налогоплательщика при использовании земельного участка.
В качестве административного ответчика истцом указано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю (далее ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю), Управление Росреестра по Пермскому краю.
Административный истец Римм Т.Э. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в суд не явилась.
Представитель административного истца Безгодова С.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Костарева Т.Э. в судебном заседании не возражала против заявленных требований.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» филиал по Пермскому краю Зотова Т.А. в судебном заседании указала, что кадастровая палата не является надлежащим ответчиком по делу.
Заинтересованные лица Федулов Д.В., Дресвянкина Г.В. извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются названным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
Пунктами 1, 4 части 5 статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ установлено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 26 июля 2010 года, были внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в Закон была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из положений статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года № 1555-О следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости – кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости может быть осуществлено в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, или в соответствии со статьей 24.19 указанного Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Римм Т.Э. является собственником 1476/8493 доли в праве на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, площадью 908 кв.м., с кадастровым номером **, расположенный по адресу: **** на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 28 ноября 2014 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 16 сентября 2015 года.
Согласно кадастровой справке от 11 декабря 2017 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410687:113 по состоянию на 11 сентября 2013 года составляет 4047673,32 рублей.
Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Римм Т.Э., являясь собственником указанного объекта недвижимости, вправе поставить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации изложенным в пункте 12 постановления от 30 июня 2015 года № 28 необходимо учитывать, что объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. При проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности). При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Кадастровая стоимость земельного участка, собственником которого является Римм Т.Э., определена по состоянию на 11 сентября 2013 года актом об утверждении кадастровой стоимости от 31 декабря 2013 года на основании постановления Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края».
Административным истцом Римм Т.Э. представлен в суд отчет об оценке № ** от 19 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный обществом с ограниченной ответственностью «Акцент-оценка». В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельного участка площадью 908 кв.м., с кадастровым номером ** составляет 1120881 рублей. Оценщик Б., проводивший оценку, включен в реестр членов Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Свободный Оценочный Департамент». Обязательная гражданская ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована.
Представленный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки (ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, ФСО № 2, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, ФСО № 4, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611).
Описание объекта оценки дает однозначное представление о нем. В отчете присутствует описание последовательности определения стоимости объекта оценки, выбор примененных оценщиком подхода и методов оценки. Как следует из отчета, при оценке земельного участка оценщик применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж/предложений по объектам-аналогам (по элементам сравнения передаваемые права, условия продажи, дата предложения, местоположение, разрешенное использование). Мотивы, по которым оценщик не применил затратный и доходный подходы, подробно изложены в отчете.
В качестве объектов сравнения использованы данные о предложении на продажу прав собственности на три земельных участка в г. Перми,информация о которых получена из электронного каталога базы данных ПМЛС № 34 от 6 сентября 2013 года. Копии источников информации приложены к отчету. При этом в качестве объектов-аналогов оценщик выбрал земельные участки, которые существенно не отличаются от оцениваемого земельного участка.
Согласно отчету об оценке аналоги подобраны с соответствующим местоположением и сопоставимы по своим основным экономическим, техническим и другим характеристикам с объектом оценки. По ценообразующим характеристикам аналогов, имеющим отличия от объекта оценки, оценщиком применены корректировки (по площади, по местоположению).
Суд считает, что при подготовке отчета использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности.
Статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного истцом отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиками не представлено.
Доводы, изложенные в представленных административными ответчиками отзывах, позицию истца и представленные документы не опровергают.
С учетом изложенного, заявленное Римм Т.Э. требование подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, площадью 908 кв.м. с кадастровым номером ** следует установить равной его рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке № ** от 19 декабря 2017 года по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 11 сентября 2013 года.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).
Материалами дела не подтверждается факт обращения Римм Т.Э. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю, в связи с чем датой подачи административным истцом заявления об установлении кадастровой стоимости является дата обращения в суд (27 декабря 2017 года) с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка.
Относительно требований административного истца о возложении обязанности внести в кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд исходит из того, что в силу положений пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решение суда по настоящему делу является основанием для осуществления государственного кадастрового учета изменений сведений о кадастровой стоимости земельного участка для внесения актуальных сведений в государственный кадастр недвижимости. Следовательно, действующее законодательство предусматривает безусловный механизм фиксации в государственном кадастре недвижимости в отношении конкретного земельного участка в качестве его экономической характеристики ту стоимость и на ту дату, которые указаны в резолютивной части решения суда. Необходимости самостоятельного разрешения данных требований при отсутствии отказа органа осуществляющего ведение государственного кадастрового учета не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Римм Татьяны Эдуардовны удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 908 кв.м., с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 1120 881 рублей, которая подлежит применению для целей установленных законодательством с 1 января 2017 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, считать дату обращения в суд – 27 декабря 2017 года.
Решение суда в течение месяца со дня вынесения может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда.
Судья – подпись –