РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2024 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Невмержицкой А.Н.,
при секретаре Зубкове Н.В.,
с участием представителя истца Бобкова И.В. по доверенности Никифоровой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Бобкова И.В. к администрации <адрес>, комитету имущественных и земельных отношений администрации <адрес>, Корнеевой Н.В., Лаврухину Р.А., Мурзину Д.А. о принудительном размене муниципального жилого помещения,
установил:
Бобков И.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации <адрес>, комитету имущественных и земельных отношений администрации <адрес>, Корнеевой Н.В., Лаврухину Р.А., Мурзину Д.А. о принудительном размене муниципального жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано на то, что он является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До наступления совершеннолетия он находился под попечительством Абашиной Е.В. и проживал совместно с опекуном по адресу: <адрес>А, <адрес>. В настоящее время ему исполнилось 18 лет, опекун больше не желает предоставлять ему жилое помещение в пользование и настаивает на съезде.
Он зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>. Данная квартира является муниципальной и предоставлена по договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ его тете – Корнеевой Н.В. В договор социального найма включены – Лаврухин Р.А., Мурзин Д.А. Истец не может проживать в квартире, так как с этими родственниками он не поддерживает родственные отношения, кроме того в квартире отключена электроэнергия и газ.
На основании изложенного истец просит суд обязать комитет имущественных и земельных отношений администрации <адрес> осуществить обмен квартиры, расположенной по адресу: <адрес> общей площадью 63,7 кв.м. на два благоустроенных жилых помещения с соблюдением учетной нормы жилой площади на каждого человека, участвующего в обмене.
Истец Бобков И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель истца Бобкова И.В. по доверенности Никифорова Е.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представители ответчиков администрации <адрес>, комитета имущественных и земельных отношений администрации <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещались своевременно и надлежащим образом.
Ответчики Корнеева Н.В., Лаврухин Р.А., Мурзин Д.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещались своевременно и надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, на основании ст. 233 ГПК РФ в порядке заочного производства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Ч. 3 ст. 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. К числу таких лиц отнесены и дети-сироты, и дети, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, в том числе, когда жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Порядок установления факта, невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Материалами дела установлено, что по договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ комитет имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Корнеевой Н.В. предоставлено в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из отдельной квартиры (дома) общей площадью 63,70 кв.м. по адресу: <адрес>. Совместно с ней в жилое помещение вселились Лаврухин Р.А., Мурзин Д.А., Бобков И.В.
Согласно свидетельству о рождении Бобкова И.В. серии I-БО №, матерью истца является Моторина Е.М., отцом записан Бобков В.В.
Моторина Е.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии II-БО №.
Согласно решению Пролетарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Бобков В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения лишен родительских прав в отношении сына Бобкова И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Бобков И.В. передан на попечение Территориальному отделу по городу Туле <адрес> по семейной, демографической политике, опеке и попечительству для дальнейшего жизнеустройства.
Абашина Е.В. была назначено опекуном над несовершеннолетним Бобковым И.В.
Согласно справке Государственного учреждения социального обслуживания населения <адрес> «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Бобков И.В., находился у них на обслуживании с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на полном государственном обеспечении.
Согласно выписки из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ в квартире, расположенной по адресу: <адрес> зарегистрированы Корнеева Н.В., Бобков И.В., Лаврухин Р.А., Мурзин Д.А.
В соответствии со ст. 72 Жилищного кодекса РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи, вправе осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.
Проживающие совместно с нанимателем члены его семьи вправе требовать от нанимателя обмена занимаемого ими жилого помещения по договору социального найма на жилые помещения, предоставленные по договорам социального найма другим нанимателям и находящиеся в разных домах или квартирах.
Если между нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке. При этом учитываются заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении.
По смыслу приведенных норм действующего жилищного законодательства в предмет доказывания по спору о принудительном обмене жилыми помещения, в частности, входят:
1) факт предоставления жилых помещений, предлагаемых для обмена, по договору социального найма;
2) соответствие жилого помещения, предлагаемого для обмена, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ);
3) наличие или отсутствие условий, при которых обмен жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма не допускается (ст. 73 ЖК РФ);
4) соблюдение законных интересов граждан, проживающих в данных жилых помещениях (ч. 3 ст. 72 ЖК РФ);
5) подтверждение того, что спор существует между членами семьи и нанимателем жилого помещения (ч. 3 ст. 72 ЖК РФ);
6) состояние здоровья, возраст граждан, которые производят обмен;
7) варианты обмена и их соответствие интересам обменивающихся сторон;
8) состав лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении ;
9) другие заслуживающие внимания обстоятельства.
Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В гражданском судопроизводстве реализация этих принципов имеет свои особенности, связанные прежде всего с присущим данному виду судопроизводства началом диспозитивности: дела возбуждаются, переходят из одной стадии процесса в другую или прекращаются под влиянием, главным образом, инициативы участвующих в деле лиц. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Исходя из указанных особенностей гражданского судопроизводства, активность суда в собирании доказательств ограничена.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как основания своих требований или возражений.
Разрешая спор о принудительном обмене жилого помещения, суд обязан рассмотреть конкретный вариант обмена, при этом учесть все заслуживающие внимания законные интересы всех лиц, проживающих в спорном помещении. В связи с указанным обстоятельством на истце лежит обязанность предоставить в суд для рассмотрения конкретный вариант обмена.
Таким образом, обмен занимаемого жилого помещения нанимателем жилого помещения по договору социального найма на другое жилое помещение, предоставленное по договору социального найма подразумевает наличие других жилых помещений и нанимателей желающих произвести обмен жилого помещения.
Истцом вариантов обмена не предоставлено, в связи с чем принять решение о принудительном обмене занимаемого жилого помещения произвести невозможно.
Суд обращает внимание, что в силу п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел, связанных с обменом жилыми помещениями, судам следует учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 72 и статьей 74 ЖК РФ предметом договора обмена жилыми помещениями могут быть только жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма, а субъектами обмена - наниматели социального жилья. Обмен жилых помещений, относящихся к фонду социального использования, на жилые помещения индивидуального, специализированного и жилищного фонда коммерческого использования ("смешанный" обмен), а также обмен членом семьи нанимателя по договору социального найма приходящейся на него доли площади жилого помещения с другим лицом при условии вселения его в качестве члена семьи нанимателя ("родственный" обмен) Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрен.
Право на обмен жилого помещения лицами, занимающими жилые помещения на условиях договора социального найма, может быть реализовано только в случае волеизъявления всех участников жилищных правоотношений, указанных в ч. 1 ст. 72 ЖК РФ.
Принудительный обмен жилыми помещениями при отсутствии согласия одного из нанимателей обмениваемого жилого помещения жилищным законодательством не предусмотрен.
Кроме того, соглашение об обмене жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма, является сделкой, совершаемой в порядке и на условиях определенных Жилищным кодексом РФ, но при этом на такую сделку также распространяются общие нормы Гражданского кодекса РФ о договорах, которыми закреплен общий принцип о запрете понуждения к заключению договора (пункт 1 статьи 421 гражданского кодекса РФ).
В силу статьи 421 ГК РФ понуждение ответчика к заключению соглашения об обмене жилыми помещениями возможно лишь в случае, когда обязанность заключить договор прямо предусмотрена законом.
В данном случае, требования истца сводятся к понуждению ответчиков произвести обмен занимаемого ими жилого помещения.
Однако применительно к спорным отношениям и требованиям истца отсутствуют предусмотренные законом основания для понуждения ответчика к обмену жилыми помещениями.
В силу закона, в частности, требований ст. 14, ст. 72 ЖК РФ на органы местного самоуправления не возложена обязанность по поиску вариантов размена муниципального жилого помещения. Указанный орган, выступающий в качестве наймодателя, только лишь согласовывает предлагаемые варианты обмена.
При изложенных данных и установленных судом обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявленных исковых требований Бобкова И.В. к администрации <адрес>, комитету имущественных и земельных отношений администрации <адрес>, Корнеевой Н.В., Лаврухину Р.А., Мурзину Д.А. о принудительном размене муниципального жилого помещения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: