Дело №а-3203/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Лобойко И.Э., при секретаре Ноздря А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Горячева А. А. к Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области о признании незаконным решения об отказе в согласовании места проведения публичного мероприятия в форме митинга,
УСТАНОВИЛ:
Горячев А.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГ. направил Главе <адрес> и Люберецкого муниципального района Московской области уведомление о намерении провести ДД.ММ.ГГ. в период с 18:00 до 20:00 во дворе <адрес> публичное мероприятие в форме митинга.
ДД.ММ.ГГ. истец получил предложение Администрации изменить место проведения митинга, которое он отклонил ДД.ММ.ГГ., подав соответствующее письменное уведомление.
Администрацией было принято решение об отказе в согласовании места проведения митинга ДД.ММ.ГГ. во дворе вышеуказанного дома путем принятия Постановления от ДД.ММ.ГГ. №.
Учитывая изложенное, административный истец обратился в суд с настоящим иском, в котором просит признать незаконным решение Администрации об отказе в согласовании места проведения митинга, взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины.
В судебном заседании административный истец Горячев А.А. на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика - Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (по доверенности Казьмина А.И.) возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек (п. 1.1 ст. 8 Закона).
Подпункт "а" пункта 4 статьи 2, которым введена часть 1.1 данной статьи, признан частично не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ N 4-П.
Впредь до внесения в правовое регулирование соответствующих изменений органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации при определении специально отведенных для проведения публичных мероприятий мест следует исходить из необходимости наличия таких мест как минимум в каждом городском округе и муниципальном районе (Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ N 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко").
В соответствии с п. 1.2 ст. 8 Закона, при определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
В силу ст. 9 Закона, публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов текущего дня по местному времени, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания.
Согласно ч. 3 ст. 12 Закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Как неоднократно разъяснял Конституционный Суд Российской Федерации, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера, в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов; кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ. истец направил Главе <адрес> и Люберецкого муниципального района Московской области уведомление о намерении провести ДД.ММ.ГГ. в период с 18:00 до 20:00 во дворе многоквартирного <адрес> мкр. Птицефабрика <адрес> публичное мероприятие в форме митинга.
ДД.ММ.ГГ. истец получил предложение Администрации изменить место проведения митинга на площадь возле Дворца культуры Томилинской птицефабрики, поскольку выбранное истцом место создает препятствия для доступа жителей и несовершеннолетних детей на придомовые территории, в том числе внутридомовые проезды, детские, спортивные, игровые площадки, иным объектам социальной инфраструктуры. Истец отклонил предложение ДД.ММ.ГГ., подав соответствующее письменное уведомление.
Администрацией было принято решение об отказе в согласовании места проведения митинга ДД.ММ.ГГ. во дворе вышеуказанного дома путем принятия постановления от ДД.ММ.ГГ. №
ДД.ММ.ГГ. истец обратился в суд с настоящим иском, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд. Мотивировал свое ходатайство тем, что, являясь членом ТИК, принимал участие в работе избирательной комиссии.
Суд приходит к выводу о том, что причина пропуска срока является уважительной, пропуск срока – незначительным, в связи с чем, срок подачи административного искового заявления Горячева А.А. подлежит восстановлению.
По смыслу ст. 8 Закона, нет исчерпывающего перечня мест, в которых возможно проведение публичного мероприятия; и компетентному органу при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить безопасность его проведения в заявленных местах в каждом конкретном случае.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из того, что по заявленному в уведомлении адресу (что подтверждается представленными ответчиком фотографиями) расположены многоквартирный дом, детская и спортивная площадки, предназначенные для отдыха граждан; в указанный период – рабочий день (пятница) с 18:00ч. до 20:00ч. (час «пик») во дворе дома гуляет большое количество несовершеннолетних детей и их родителей, которые могут стать невольными участниками заявленного мероприятия. Дорога перед домом представляет собой оживленную проезжую часть, предназначенную для движения транспортных средств и маршрутов общественного транспорта, обустроенную пешеходными переходами и тротуарами, территория двора является пешеходной зоной. Проведение митинга с использованием звукоусилительных устройств (о чем истцом указано в уведомлении о проведении митинга) в указанный период времени с 18:00ч. до 20:00ч. нарушает права и законные интересы граждан, проживающих по данному адресу.
При этом суд также принимает во внимание, что заявитель, реализуя свое право при определении места, времени и даты проведения мероприятий, должен, в свою очередь, принимать усилия по достижению согласия с органами власти на основе баланса интересов.
Доводы истца о том, что отсутствуют доказательства невозможности проведения публичного мероприятия в указанном истцом месте, времени и дате, судом отвергаются, как несостоятельные, поскольку нормами закона предусмотрена оценка уполномоченным органом возможности проведения мероприятия в каждом конкретном случае. Между тем, законом не предусмотрена обязанность уполномоченного лица предоставлять заявителю доказательства невозможности согласования места проведения публичного мероприятия.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным решения Администрации об отказе в согласовании места проведения митинга не имеется, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Горячева А. А. к Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области о признании незаконным решения об отказе в согласовании места проведения публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГ по адресу: <адрес> - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.Э.Лобойко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ.