Дело №2-8/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 января 2018 года г. Петровск-Забайкальский
Забайкальского края
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Балабановой Н.В.,
при секретаре Юнжаковой И.А.
с участием старшего помощника Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Максимовой А.Б., представителя ответчика АО «Читаэнергосбыт» Трофимовой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Федулиной В. С. к АО «Читаэнергосбыт» о признании действий незаконными, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
установил:
Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на следующие обстоятельства. Петровск-Забайкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Федулиной В.С. по вопросу неправомерности начисления платы за общедомовые нужды на электроэнергию АО «Читаэнергосбыт» потребителям по адресу: <адрес>. Установлено, что АО «Читаэнергосбыт» производит расчет и выставляет гражданам на оплату квитанции за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается информацией АО «Читаэнергосбыт». Между тем, действующее законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом. Кроме того, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется АО «Читаэнергосбыт» исходя из показаний общедомового прибора учета, установленного в 2008 году ОАО «РЖД». Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что фактически указанный прибор учета в установленном порядке не допущен в эксплуатацию, а именно ввод его осуществлялся без участия представителей собственников жилья в указанном многоквартирном доме, что подтверждается соответствующим актом. При изложенных обстоятельствах определение задолженности за ОДН со стороны АО «Читаэнергосбыт» на основании показаний данного прибора учета, допущенного к эксплуатации с существенными нарушениями, является незаконным и нарушает права жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>
В связи с тем, что общий домовой прибор учета установлен без участия представителей собственников жильцов многоквартирного дома № расположенного по <адрес> прокурор просил суд признать незаконными действия сетевой организации Забайкальская дирекция по обеспечению-структурное подразделение трансэнерго- филиал ОАО «РЖД» по вводу в эксплуатацию общего домового прибора учета по адресу: <адрес> «а»; признать незаконными действия энергосбытовой компании АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> «а», по общедомовому прибору учета потребленной электроэнергии.
В ходе рассмотрения дела прокурор неоднократно уточнял исковые требования.
От требований к ОАО «РЖД» прокурор и Федулина В.С. отказались.Отказ от иска в данной части принят судом, производство по делу в данной части прекращено. Ранее в ходе рассмотрения дела представителем ОАО «РЖД» был направлен отзыв на исковое заявление, в котором он просил отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании старший помощник прокурора Максимова А.Б., требования уточнила и, с учетом уточнений, просила с учетом срока исковой давности признать незаконными действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года на общедомовые нужды по электроэнергии Федулиной В.С., проживающей по адресу:<адрес> по общедомовому прибору учета потребленной электроэнергии, указанном в акте допуска прибора учета в эксплуатацию № от 22 апреля 2013 года, поскольку была нарушена процедура ввода в эксплуатацию общего домового прибора учета, а именно: ввод прибора проводился без участия представителей собственников жильцов многоквартирного дома.
Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» Трофимова С.А. возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, дополнила, что начисление жителям многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> оплаты на общедомовые нужды осуществляется по прибору учета, установленному в апреле 2013 г. По данному прибору учета оплата начислялась жителям до января 2017 года, а с января 2017 года начисления идут через ТСЖ.
Материальный истец Федулина В.С., представитель третьего лица ТСЖ «Наш дом», будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в суд не явились, заявлений, ходатайств не представили.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав процессуального истца, представителя ответчика исследовав материалы дела и представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 12 статьи 13 Федерального закона №261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборамиучетаиспользуемыхводы, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета (пункт 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № (далее – Основные положения)).
По смыслу приведенных норм, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны оснащать дома приборами учета используемых энергетических ресурсов до 1 июля 2012 года. В противном случае в период с 1 июля 2012 года до 1 июля 2013 года сетевая и (или) энергоснабжающая организации обязаны сами установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета электроэнергии. При этом собственники должны обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить их расходы на установку этих приборов учета.
Под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки (пункт 146 Основных положений).
В силу пункта 152 Основных положений под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Материалами дела установлено, что 10 июня 2008 года ОАО «РЖД» в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> при участии представителя энергоснабжающей организации установлен общедомовой прибор учета электроэнергии №.
2 декабря 2011 года решением общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> избран способ управления домом-непосредственное управление, утверждены условия на содержание, обслуживание и текущий ремонт внутридомовых инженерных коммуникаций многоквартирного жилого дома и решено заключить договор с ООО «ДомСервис», а также утвержден состав представителей собственников помещений многоквартирного жилого дома, которые были наделены полномочиями осуществлять функции по управлению, содержанию и ремонту общего имущество многоквартирного дома. В состав вошли Г и Ф
В силу ст. 161 ЖК РФ в редакции, действовавшей на тот момент, при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердоготоплива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
1 января 2012 года между собственниками помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> в лице Г и ООО «ДомСервис» в лице директора ПОВ заключен договор на текущее обслуживание и ремонт общего имущество имущества. При этом, в договоре отсутствует указание на наличие полномочий представителя ООО «ДомСервис» представлять интересы собственников многоквартирного жилого дома.
22 апреля 2013 года общедомовой прибор №, установленный по адресу: <адрес> был допущен и введен в эксплуатацию, о чем свидетельствует акт №. Сведений о том, что указанный прибор был введен в эксплуатацию ранее, сторонами в материалы дела не представлено.
Согласно акту, при процедуре ввода прибора в эксплуатацию присутствовали представитель сетевой организации (фамилия не читается), представитель гарантирующего поставщика (фамилия не читается), представитель потребителя. При этом, в водной части акта указано, что в качестве представителя потребителя присутствовал директор ООО «ДомСервис» П, однако, подпись расшифрована как «ПОВ».
Вместе с тем, ответчиком не представлено в суд доказательств, свидетельствующих о том, что П либо ПОВ были делегированы собственниками жилья для представления их интересов при проведении допуска прибора учета и ввода его в эксплуатацию, поскольку из материалов дела следует, что на момент проведения данной процедуры многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> находился под непосредственным управлением собственников жилых помещений, а ООО «ДомСервис» оказывал лишь услуги данному многоквартирному дому по содержанию и ремонту.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически при вводе (допуске) прибора учета в эксплуатацию 22 апреля 2013 года, представитель собственников жилья либо делегированный ими представитель не участвовал.
Так же не представлено сведений о том, что при допуске и вводе прибора учета в эксплуатацию присутствовал представитель собственника данного прибора, то есть представитель ОАО «РЖД».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что прибор учета допущен к эксплуатации без уведомления потребителей, то есть с нарушением процедуры допуска и ввода прибора в эксплуатацию.
Таким образом, суд признает обоснованными требования прокурора о признании незаконными действий энергосбытовой компании АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии Федулиной В.С., проживающей по адресу: <адрес> «а» и являющейся собственником жилого помещения № по указанному адресу, на основании показателей прибора учета, допущенного в эксплуатацию с нарушением процедуры допуска такого прибора учета.
При установленныхподелуобстоятельствах, следует признать, что легитимность используемых при расчете платы на ОДН показаний счетчиков не подтверждена, а поэтому при расчете платы за электроснабжение на общедомовые нужды потребителям, проживающих в указанном доме, не подлежат применению показания ОДПУ. Начисление истице платы за электроэнергию на основании ОДПУ не соответствует закону.
Кроме того, суд не оставляет без внимания и то обстоятельство, что решением общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> от 23 мая 2015 года дом перешел под управление ТСЖ «Наш дом», тогда, как начисления напрямую Федулиной В.С. платы за общедомовые нужды по электроэнергии осуществлялось АО «Читаэнергосбыт» по январь 2017 года.
Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, расходы по уплате госпошлины подлежат взысканию с ответчика АО «Читаэнергосбыт», на основании ст. 333.19 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ, в размере по 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░.,░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2016 ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> «░».
░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12░░░░░░ 2018 ░░░░.